Это пятиэтажное общежитие по улице Спасской, 145, в пору Советской власти считалось среди молодых специалистов и семей медиков престижным. Только что построенное, с полным благоустройством, с небольшими, но удобными комнатами, оно привлекало именно современностью и новизной.
И вот минули десятилетия. Бывшее общежитие обветшало и уже иначе, чем «бельмом на глазу», в Спасске не слывет.
Сказались три фактора.
Первый. В начале приватизации жилья местный муниципалитет придал ему статус МКД – многоквартирного жилого дома. Якобы, «по просьбе трудящихся». Люди, так и не получившие нормальных квартир, хотели «застолбить» хотя бы то, чем владели. Ну, и государство, как всегда, не прогадало: новый статус жилого дома позволял переложить на плечи жильцов бывшего общежития заботы о дальнейшем его содержании.
Второй. Сразу же сократили «за ненадобностью» комендантов и уборщиц: раз это уже жилой дом, зачем они тут? Повсеместная, кстати, практика. Начинается вакханалия: беспрепятственно проходят сомнительные и незваные «гости», никто не желает убирать места общего пользования. Да и живется постоянным жильцам «весело». Не зря же именно около этого дома не раз находили избитых до полусмерти людей.
Третий. Ни одна управляющая компания не желала связываться с обслуживанием «нехорошего» дома. И понять УК можно. Если 40% жильцов куда-то разбежались и не живут в закрепленных за ними комнатах, а 10% квартир пустует и, естественно, приходит в непотребное состояние, а еще 10% заселены гражданами, которым законы человеческого общежития вообще не писаны.
Впервые мне пришлось побывать в этом доме несколько лет назад после Нового года. В одной из комнат третьего этажа в отсутствие хозяина прорвало батарею, и вода протекла до первого этажа, намерзнув на трубах настоящими сталактитами. Жильцы нижних квартир не пришли в восторг от такого «ледникового периода» и пожаловались в отдел жизнеобеспечения администрации города.
Пришлось вызывать представителей МЧС, полиции и обслуживающей организации («СпасскЖилСервис»). Вскрывать квартиру без хозяина – дело чреватое негативными последствиями. И, хотя все правила были соблюдены, после ликвидации аварии сломали навешанный замок, и пришлось искать «домушников».
Не удивительно, что от дома № 145 по улице Спасской отказались все обслуживающие организации. Пришлось адекватным жильцам выбрать способ непосредственного управления. Обязанности старшей дома согласилась нести тогда сотрудница Спасской городской больницы Марина Чередник. Она же вместе с другими неравнодушными соседями обратилась к молодому руководителю «СпасскЖилСервиса» Олегу Митрофанову. Несмотря на молодость, Олег зарекомендовал себя грамотным, ответственным руководителем, хотя среди старших и опытных товарищей ему нелегко было завоевывать доброе имя. Высокая конкуренция среди управляющих компаний и обслуживающих организаций оставляла новичку на рынке жилищно-коммунальных услуг явные «неликвиды», за которые никто не хотел браться.
Например, в апреле 2012 года Олег Митрофанов взялся обслуживать весь жилой фонд села Спасского. Не отказал и ходокам от улицы Советской, 145. Тем более, просили они для начала немного – наладить вывоз мусора, в котором дом уже изрядно погряз. Заключив договор подряда, «СпасскЖилСервис» свои обязанности выполняет.
Кроме утилизации мусора, у жильцов была и другая серьезная проблема: рваные трубы водоснабжения и канализации фонтанировали, заливая подвал. К ветхости коммуникаций добавился, как всегда, «человеческий фактор»: некоторые жильцы начали перепланировки помещений, делали самовольные врезки в водовод, О канализации же не беспокоились, и текла она всё в тот же подвал.
– Администрация города, – рассказывает Олег, – выделила около 250 тысяч рублей для ремонта систем водоснабжения и водоотведения. Эти работы мы выполнили, убрав несанкционированные врезки и прочие «художества» некоторых жильцов. К тому времени нами был подписан договор на аварийное обслуживание дома.
Себя Олег Митрофанов именует энтузиастом. Я бы назвала его – камикадзе. Ну, а как иначе можно относиться к человеку, который намеревался взять на полное обслуживание этот гибельный дом?
– Хотелось попробовать, реально ли привести его в жилое состояние, – объясняет мой молодой собеседник. – Здесь, конечно, нужны совместные усилия и нашей компании, и администрации города, и самих жильцов. Молодым семьям негде жить – в Спасске нового социального жилья не строят уже много лет, а здесь, считайте, половина комнат пустует только из-за ненадлежащих условий. В некоторых комнатах числится один человек, живет другой. А в отдельных квартирах прописано до 20 человек! Вот и надо выписывать эти «мертвые души» и заселять комнаты нормальными людьми, которые и порядок будут поддерживать, и платить за жилищно-коммунальные услуги. Тогда и мы сможем потихоньку привести в порядок это, в общем-то, еще крепкое здание.
При нормальной эксплуатации оно простоит еще не один десяток лет. И обязательно нужно возвращать комендантов и круглосуточное дежурство охранников с тревожной кнопкой, чтобы жильцы проходили только по пропускам. Дом – не проходной двор. Это место, где человек должен спокойно отдыхать, а не входить со страхом в темный коридор, где его поджидают различные опасности: упасть на скользком полу, а то и получить по голове.
Бельмо на глазу можно, конечно, вырвать вместе с глазом, а можно аккуратно удалить и вернуть зрение. Прежде всего, жильцам, чтобы они смогли внимательно оглядеться вокруг и увидеть те безобразия, что уже натворили: заваленный мусором вход в подвал, откуда на все пять этажей разносится смрад гниющих остатков пищи и канализации.
Признаться, шла в этот дом по приглашению жильцов с опаской: в предыдущий визит подвыпившие парни едва не отобрали у меня фотоаппарат – очень вовремя поднялся вслед за мной Олег Митрофанов.
Пятиэтажка явно сдала. Выбиты окна в подъездах. Течёт крыша. Электрические щитки практически везде открыты, и в переплетениях проводов кое-где искрит. Далеко ли до беды? В нишах, где проходят канализационные стояки, покрываются пылью квитанции. Их не только не оплачивают – даже не берут.
В отделе ЖКХ города мой рассказ о положении дел в доме № 145 энтузиазма не вызвал: «Это проблема жильцов, как в любом МКД». Какой ремонт крыши? За какие деньги? Большинство ведь, сами видели, не хотят платить!
Получается, пятиэтажный дом жильцы могут разобрать на кирпичи, а чиновники даже глазом не моргнут? Во всяком случае, никто и не пытался собрать общее собрание, выявить злостных неплательщиков, взыскать с них долги через суд, составить перспективный план приведения дома в жилое состояние.
Сейчас бывшее общежитие город передаёт району – так сказать, по месту «прописки»…
Что дальше?