Это про экономику России, если что. Современное состояние. Оценка из двух источников.
Про центр шторма сказала первый замминистра финансов Татьяна Нестеренко. Она сказала это на молодежном форуме «Территория смыслов». Форум долгий, не на один день, а на полтора почти месяца, центрально организованный, и выступали там в разное время разные люди, в том числе и президент наш Владимир Путин.
И вот Татьяна Нестеренко выступила – не последний человек в министерстве.
И вместо того, чтобы затянуть утешительную песню о пройденном дне и медленном подъеме, чем нас пичкают уже не первый год, она сказала иное: «Если ничего не менять, то к концу следующего года у нас не будет ни резервов, ни возможности выплатить зарплаты, у нас будут серьезные экономические проблемы. Бюджетная сфера – наш главный внутренний вызов».
Это она молодежи сказала, которая верит в Путина, правительство и светлое будущее – в общем, провластной молодежи, которая и собирается на «Территории смыслов». И опасливо уточнила: «Если это допустить. Но мы этого, конечно, не допускаем, даже в мыслях».
Но тут есть некоторое столкновение условий: это возможно, «если ничего не менять». То есть это равно условию «если это допустить».
То есть мы этого не допускаем, даже в мыслях… но тем не менее говорим об этом, потому что очевидно: так и будет, если ничего не менять. А менять ничего никто не собирается. Говорят об изменениях – да, много. Есть программа изменений Кудрина, но ничего не меняется. Тот человек, который должен дать отмашку на изменения, вместо изменений предлагает конкуренту Кудрина «Столыпинскому клубу» написать свою программу изменений. Вторая программа написана – и снова ничего не происходит. Почему?
Потому что мы находимся «в центре шторма», по словам Татьяны Нестеренко. Она, конечно, столичная и министерская дамочка, в метеорологической терминологии не сильна, иначе «центр шторма» назвала бы правильно: «глаз бури» (для нас, приморцев, привычнее «око циклона»). Но ситуацию в этом «центре» она описывает правильно: «Центр шторма – это такое состояние, когда все затихает. Когда выглядит все тихо и благополучно, но на самом деле мы уже находимся в этом центре».
Но ведь обычные утешительные сообщения именно об этом! У нас все тихо. Ну, что-то падает. Ну, кто-то беднеет. Но дно кризиса пройдено, мы поднимаемся! У нас гигантские резервы! Цена на нефть поднимется, уже поднимается! Надо только подождать… подождать…
А подождать надо до президентских перевыборов. А они в 2018 году. А перед перевыборами только безумец затевает реформы. Вдруг от реформ будет хуже? Хотя бы некоторое время хуже? Реформы можно начинать, когда до перевыборов – огромный срок. А когда год-полтора – нет, нет!
Тем более что всё тихо.
На самом деле циклон (или любое явление, где имеется «глаз бури») движется, постепенно заполняясь, то есть его центр заполняется, сокращая «глаз бури», движущееся вместе с циклоном «тихое место», и перерождается в обычный шторм.
Впрочем, оставим метеорологию. Ясно должно быть одно: из «центра шторма», «глаза бури», этого временно тихого места нельзя выйти тихо. Не «центр шторма» распространит тишину на окружающий мир, а шторм доберется до центра, уничтожив этот тихий центр.
Татьяна Нестеренко предупреждает: это может случиться уже в следующем году! А это ведь семнадцатый год – сакральная, можно сказать, для России дата. «Аврору», кстати, уже отремонтировали и провели по Неве на ее традиционное место. Не спи, не спи, политик, не предавайся сну!
Собственно говоря, ради этого, судя по всему, Татьяна Нестеренко, первый зам министра финансов, и выступила на форуме провластной молодежи, и ее речь процитировали практически все центральные СМИ и информагентства. «Подобные действия можно рассматривать как желание разбудить власти, которые немножко приснули в самоуспокоении», – делает свое предположение блогер Валерий Савельев. И задается вопросами:
«Только вот станут ли ее слушать? Или просто одернут? Или вообще уволят с волчьим билетом?»
Саша Сотник прошелся по Москве, порасспрашивал москвичей, что же они будут делать в случае «ни пенсий, ни зарплат», и поместил ролик в свой видеоблог. Один москвич отмахнулся от Сотника как от сумасшедшего: «Владимир Владимирович не допустит!» Некоторые москвичи сказали, что будут стараться как-то выкрутиться. А большинство уверено, что если что – они уедут. Из страны уедут.
Официально пока никакой реакции на слова Татьяны Нестеренко не последовало. В какой-то мере поддержкой ей можно считать высказывание Высшей школы экономики своей точки зрения: можно сказать, что экономика достигла дна, но не поднимается, а копает вглубь.
Остается дождаться 2017 года и на опыте узнать, кто был прав.
Марина ЗАВАДСКАЯ, фото: polit.ru