О такой «позитивной» инициативе, как ввести на всех предприятиях торговли алкоголем автоматизированную систему ЕГОИС, о том, что государственные органы не гоняют нелегалов, торгующих контрафактом, и о многом другом говорили представители торгового бизнеса на круглом столе уполномоченного по правам предпринимателей.
Даешь автоматизацию сел без интернета!
После речи уполномоченного Марины Шемилиной выступила Юлия Пак, председатель Общественного совета предпринимателей Приморья. Она заявила: «Сейчас одна из ключевых проблем, связанная с оборотом алкогольной продукции — внедрение системы ЕГОИС. Мы с июня стали отправлять обращения с просьбой отложить внедрение системы. Система направлена на воспрепятствование контрафакту, это хорошая идея. Автоматизация позволит проследить оборот алкоголя». Однако есть но. В законе используется формулировка «поселение». Закон допускает, что поселение, в котором меньше 3000 человек и нет интернета могут эту систему не внедрять. Если брать реальность, в поселение может входить несколько населенных пунктов, которые, по сути своей, — три дома в глухой тайге. Поэтому Юлия Пак предлагает заменить слово «поселение» на «населенный пункт».
Как сказали на круглом столе, уже внесен в Госдуму законопроект. Однако приморцы пошли дальше и требуют, чтобы систему не нужно было внедрять, если в селе нет только интернета. Мало того, после внедрения системы, нужно отказаться от журналов учета.
Однако есть и вторая важная проблема для легального бизнеса — нелегалы. Продолжает Юлия Пак: «Есть ООО, которые платят большие штрафы за нарушения, и есть ИП, которые платят 500-2000 рублей штрафа. Такая ситуация приведет к тому, что выгоднее торговать из-под полы. А там еще и контрафакт появляется. Проблема в отсутствии должного контроля со стороны уполномоченных органов».
Государственные «правозащитники» поставили в вину предпринимателям то, что они не пишут жалоб. И видят выход в создании межведомственных комиссий, куда входит роспотребнадзор, прокуратура, органы внутренних дел и т.д. Кроме того, штраф для ИП в 500 рублей — «это насмешка над добросовестными предпринимателями». Второй вариант выхода — ввести на муниципальном уровне такой показатель, как «уровень недобросовестного предпринимательства», чтобы местные главы были заинтересованы гонять нелегальный бизнес.
– Для того, чтобы повысить налоговые сборы, глава выжимает из добросовестного предпринимателя как можно больше, – отметили на круглом столе, – поэтому внесен законопроект, который увеличивает ответственность для физических лиц от 300 до 500 тысяч рублей с конфискацией алкогольной продукции.
Государство не должно надсматривать!
Константин Богданенко (компания DNS) принципиально ответил на проблему внедрения системы ЕГАИС: «Я хотел бы начать с вашего сетования, что никто ничего не пишет. Но это и естественно, потому что многие люди писали в органы, но без толку. Нормально, что мы на федеральном уровне пытаемся контролировать ситуацию. Неправильно то, что это пытаются делать техническими способами, которые не зависят от людей, участвующих в этом процессе. Не бывает такого случая, когда программный продукт работает сразу.
Проблема у нас системная — отсутствие общей стратегии у государства. Да, это вопрос философский. По моему убеждению, пока мы не придем к взаимодействию с государством, когда государство себя представляет системой, которая обеспечивает работу бизнеса, а не так, как сейчас, когда оно надсматривает за бизнесом, контролирует работу бизнеса, ничего хорошего не будет.
Жизнь идет, вопросов становится больше. Мы всегда в состоянии бега за паровозом, который всегда впереди нас. Существует целое министерство, которое должно заниматься развитием Дальнего Востока. Мне кажется, нужно попробовать пообщаться с ними».
Далее Константин Сергеевич обозначил, почему федеральные законы не соответствуют нуждам приморцев: «Интересы Дальнего востока в процессе принятия федеральных решений никак им не представляются и не учитываются. Мы все знаем, что Дальний восток — это одна треть страны и всего несколько миллионов человек населения. Интересы этого небольшого количества людей точно не учитываются. И я точно могу сказать: они не думают, что в Дальнереченске нет интернета. Мелочи такие, которые никого особо сильно не волнуют!»
Выступил представитель фирмы «Алмаз» Александр Черемных: «Мы специализируемся на бухгалтерском обслуживании магазинов и работаем с системой ЕГОИС. Все точки, которые работают с алкоголем, с 1 января должны работать в этой системе, не зависимо, есть интернет, нет интернета, маленький или большой населенный пункт. Любой магазин, даже который находится далеко от города, обязан подтверждать закупки через эту систему.
У них есть переходный период, на который они могут отложить, но подтвердить счета-фактуры они все равно будут должны. Если в торговой точке нет интернета, она не может свои счета никак подтвердить, сейчас, по закону, это обязаны делать все торговые точки».
Он отметил, что очень сильно снизился рынок покупательской способности. За январь-февраль этого года фиксируется максимальное падение продаж по всем каналам. То ли еще будет! Александр Черемых заявил: «Многие предприниматели не платят налоги. Почти все эти предпринимателей сотрудники полиции знают».
В Уссурийске любят бизнес, во Владивостоке – себя
И тут началась перепалка. Предпринимателей обвинили, что, когда попросили список нелегалов, их предоставили только Надеждинский район и Арсеньев.
– Я понимаю, ситуация такая: «Дайте нам, что нам делать, мы будем делать». Но предприниматель, который работает легально, платит налоги за то, чтобы его оберегали, а не за то, чтобы он выявлял правонарушителей, – заметил Черемных.
– Мы здесь говорим о том, чтобы участковый отвечал за свой участок. Он знает прекрасно, где у него легалы и где нелегалы. Мы видели по телевизору, что работа ведется, но системной работы нет, – вставила Шемилина.
Был озвучен вопрос по Анучинскому району: «Сейчас проблема. Сертификат есть, но когда пришли из прокуратуры, говорят: «Ну и что, может, это не эта туша или не та рыба. Не опознаваемо». Если рыбная и мясная продукция выложена без упаковки, появляется претензия. Есть даже случаи привлечения к административной ответственности».
Надежда Ткаченко, представитель «Золотого ажура» ответила, что делать с нелегалами: «Хочу согласиться с Богданеко, положительных сдвигов за 22 года в сторону бизнеса очень мало, хотя говорят много. Я обращалась в государственные органы. Ничего не помогало. Я прошлась по ювелирным точкам Владивостока, составила список тех, кто и что неправильно делает, написала письмо, оно было направлено в прокуратуру. Я знаю, что до проверки прокуратуры закрыто пять торговых точек. Поэтому, если вы что-то знаете, пишите письма, идите сами, никто вам этого не сделает. Органы проверят после того, как вы распишете — что, где как и почему».
Чиновники ее поддержали: «Предприниматели говорят: мы не хотим плодить врагов, мы не хотим, чтобы нам спалили машину».
Надежда Ткаченко озвучила и другую насущную проблему краевого центра: «У меня торговые точки в разных городах. Одна – во Владивостоке, вторая — в Уссурийске. Подход у муниципальной власти разный. Владивостокская власть только угрожает и наказывает. Всем понравилось письмо по поводу снега? Расписали, сколько мы заплатим штрафа, а город проспал снегопады и нормально, никого не наказали.
В Уссурийске за то, что Надежда Геннадьевна платит налоги, ее предприятие и саму лично уважают, любят, потому что там понимают, если я перестану платить налоги, не будет самой власти. Не бывает государственных денег — это деньги налогоплательщиков».
Затронули и другую проблему введения автоматизации спиртного: «Мы опасаемся, что количество безлицензионной торговли вырастет. Мы обращаемся, чтобы отсрочить введение этого требования или ввести тестовый режим».
Индивидуальный предприниматьель из этой сферы заметила, что тестирование, однозначно, должно быть, потому что система конкурирует с 1С.
У нас нет склада, изымать не будем!
Евгений Стец, представитель контролирующих органов заметил, что у них нет склада для изъятой алкогольной продукции:
«Пока у нас не будет помещения под изъятую продукцию, мы так и будем мучиться. Арестовывать и оставлять на месте... Во всех регионах такая проблема». «Алмаз» предложил свои площадки для этой доброй цели.
Представитель прокуратуры заметил, что прокуратура не может работать без жалобы, по закону. Правда должна проводить плановые проверки раз в три года. Пишите письма, может, прокуратура и возбудится. Правда, навряд ли: «На органы прокуратуры возложено много полномочий, и мы не можем этим заниматься постоянно».
Все закончилось на радужной ноте — скоро 8 марта, будут массово продавать цветы, поэтому органы должны гонять цветочников. И органы ответили: «Будем».
От автора
На этом круглом столе, как нигде, были заметны тяжелые паузы. Знаете, такое наполненное молчание. Но главного так никто и не сказал. Только оборудование ЕГАИС стоит 75 тыс рублей, с установкой и прочим может выйти все 150 тысяч рублей (по подсчетам «Прима медиа»). Для магазина сотовых телефонов выручка 200-300 тыс в месяц на точку – это нормально (если отнять цену самих телефонов едва ли на з/п продавцу можно наскрести). Я не знаю, на сколько в месяц продают продуктовые магазины. Не удивлюсь, если выйдет эта же сумма, а то и меньше.
Даже для торговых монополий эта система очень дорогая, если не сказать не подъемная, ведь продажи у всех упали. Следовательно, продуктовые магазины должны или взвинчивать цены, или резать зарплаты. И, конечно, цены полетят не только на водку, но и на хлеб, ведь нереально, чтобы водка в одном магазине подорожала в несколько раз, а хлеб остался на том же уровне.
Я такие нововведения называю «обкуренные путинские законы». Это просто удар под дых всему торговому бизнесу.
По поводу детского сада: «У нас нет помещений». Пишите заявления на увольнение, если вы не в состоянии работать. Обидно, что все свелось к спору: «А че вы не гоняете нелегалов?» – «А че вы не жалуетесь?»
Многие замечают, что писать куда бы то ни было бессмысленно. И многие подозревают, что причина этого — коррупция. Прокуратура не делает почти ничего. Для примера, прокуратура только один раз восстановила кого-то в правах по моим публикациям — один бизнесмен пожаловался, что на землях краевого суда стоит узбекская стоянка. Причем, до жалобы в газету, он прошел много всяких инстанций.
Стоянку выгнали, но... это было только один раз на моей памяти, речь шла о землях суда и о массе жалоб, на которые до публикации не реагировал никто.
Люди, требуйте нормального законодательства! Такие вещи, как ЕГАИС — это дурь, это приведет к теневой продаже паленой водки (а сейчас эта проблема массово не стоит), к уменьшению уплаты налогов, к еще большим поборам честного бизнеса, а все эти межведомственные комиссии и «показатели уровня недобросовестного предпринимательства» для местных глав — это меры по разбазариванию ваших налоговых денег на ерунду. Неправда, что нелегалы не платят, просто они платят не налоги. Кстати, мы как-то объявляли акцию «Сократим прокуратуру на 20%», она, если что, в силе!
Анастасия Попова.
Фото автора.