И происходит это из-за самоуправства работников насосной станции, самовольно перегородивших стоки с чеков станции ВНИИ риса каменной дамбой.
А чеки эти – не простые. Здесь разместились 100 сортов «белого золота». В их числе уникальный черный рис, целебные и вкусовые качества которого признаны во всем мире, недавно выведенный учеными перспективный сорт «Красавчик» и другие. Научные сотрудники по колено в воде сжали серпами образцы для дальнейших исследований, остальной рис планировали убрать и пустить на семенные цели. Ведь тут вызрела элита! Но комбайн тонет в воде…
А между тем, на прилавках магазинов местный рис – дефицит. И мы по-прежнему покупаем привозной. Чиновники же высокопарно рассуждают с высоких трибун об импортозамещении…
Обширная Новосельская оросительная система при Советской власти принадлежала совхозу-миллионеру. Он и содержал в образцовом порядке не только чеки, но и всю ирригационную систему.
В пору безвременья (а началась она в 90-х) система оказалась ничейной. А в последние несколько лет ее разорвали на части маломощные мелкие хозяйства. Однако им досталась только земля. Три насосные станции (по словам старожилов, они в состоянии перекачать даже Ханку!), как самый лакомый кусок, «выхватила» Москва. И теперь они – в федеральной собственности. Каналы же и гидротехнические сооружения оказались ничейными.
Этим обстоятельством воспользовались те, кто не привык трудиться, но зато умеет извлекать пользу из чужого труда. «АРСЕНЬЕВСКИЕ ВЕСТИ» не раз писали о рисовых войнах на Новосельской рисовой системе, когда местных рисоводов заезжие любители легкой наживы заставляли платить дань за пропуск по НИЧЕЙНЫМ каналам воды для залива чеков и после ее сброса.
Года два назад эти права пытался, было, присвоить руководитель Приморского агрохолдинга Сергей Деркач, и его работники начали взыскивать деньги с рисоводческих хозяйств, действуя явно не джентльменскими методами: перекапывали дороги, перекрывали воду в период залива чеков. Когда ситуация стала достоянием гласности, пришлось вмешиваться полиции и вице-губернатору Сергею Сидоренко, чтобы усмирить ретивых «хозяев».
Обширная оросительная система, бывшая когда-то кормилицей окружающих ее сел, теперь стала причиной не только раздоров, но и многих бед Новосельского. Когда-то богатое и процветающее село медленно, но верно с каждым годом уходит на дно. В прямом смысле слова.
Уже пять лет местные жители борются с подтоплениями. Ежегодные их обращения во все инстанции не дают должного результата.
Похоже, чиновникам легче «перегнать» миллионы ФГУ «Приммелиоводхоз» и выплатить небольшие компенсации «водоплавающим» людям, чем прислушаться к советам старожилов.
Бывший главный гидротехник Новосельского рисоводческого совхоза, тоже бывшего, Геннадий Васильевич Нестеренко, не считает ситуацию безвыходной:
– Новосельское расположено внутри рисовой оросительной системы (РОС). Отдельные ее участки находятся ниже уровня воды в речке Спассовке, опоясывающей село, и озера Ханка, так как система польдерного типа. Для защиты от подтопления водой из озера и речки вокруг всей системы и села построена защитная дамба. С внутренней стороны ее проходит главный коллектор, собирающий воду, которую затем осушительная насосная станция перекачивает в Спассовку. Все кюветы Новосельского также впадают в этот коллектор. При минимальном уровне воды в нем в селе сухо, погреба и подвалы практически не затапливаются.
Весной вся снеговая вода с рисовой системы и села скатывается в главный коллектор. Если насосная станция по каким-то причинам не откачивает воду, то происходит подтопление села и отдельных частей рисовой системы. Уровень воды в Спассовке летом держится примерно на уровне озера Ханка, а в паводковый период и во время обильных осадков оказывается выше на 50-70 сантиметров. Учитывая, что в последние годы уровень Ханки повышается, без принудительной откачки воды из главного коллектора тогда не обойтись.
Насосная станция, именно для этого и предназначенная, откачивает воду по заявкам собственников рисовой системы (а их несколько) и с предварительной оплатой ее услуг. Собственники же рисовых земель стараются обходиться без этой разорительной процедуры. Те участки, которые сильно подтапливаются, они просто выводят из оборота.
Да, администрация Спасского сельского поселения, куда входит и Новосельское, пытается за свой счет спасти село, но нищий бюджет не позволяет делать это регулярно.
Избавить Новосельское от затоплений не так сложно. Для этого надо сделать три вещи: отделить его от рисовой системы и оградить дамбой; соединить все кюветы; поставить небольшую насосную установку и периодически откачивать воду.
Вот такой вариант предлагает специалист-гидротехник. И с ним соглашаются не только местные жители, но и глава Спасского поселения Владимир Беспамятных:
– За те годы, что село тонет, можно было бы найти средства, чтобы сделать один раз и навсегда, а не платить федеральной структуре – «Приммелиоводхозу» миллионы. У нас таких возможностей нет, нужна помощь края и Москвы.
«Жабрами научимся дышать…»
Местные жители направили коллективные обращения – просьбы о помощи не только губернатору Владимиру Миклушевскому, но и полномочному представителю Президента РФ по Дальневосточному федеральному округу Юрию Трутневу.
Странно, но из двух разных мест пришли ответы, написанные как под копирку. Не будем лить на страницах газеты чиновничью «воду», процитируем лишь то, что в «сухом остатке»:
«…Требуется обеспечить НАДЛЕЖАЩУЮ ЭКСПЛУАТАЦИЮ существующих рисовых систем, в том числе своевременную откачку воды из водоотводных каналов. Дополнительное строительство гидротехнических сооружений для обеспечения защиты населенных пунктов и сельскохозяйственных угодий от негативного воздействия вод, а также мероприятия по обеспечению безопасности гидротехнических сооружений – НЕ ТРЕБУЮТСЯ. Расчистка, дноуглубление, укрепление берегов, спрямление русел каких-либо водных объектов также НЕ ТРЕБУЮТСЯ».
Как обеспечить эту «надлежащую эксплуатацию» Новосельской системы, если ее, созданную как единый организм, разодрали на части? Причем самый лакомый кусок, как всегда, «откусила» Москва? Насосные станции находятся сейчас в собственности Российской Федерации, а эксплуатирует их ФГБУ «Приммелиоводхоз».
И Миклушевский, и Трутнев в курсе, что «собственник или эксплуатирующая организация сбросных и водоотводящих каналов рисовых оросительных систем не определены, бесхозяйными данные объекты не признаны».
Местные энтузиасты хотели снять видео для телевидения и рассказать о бедах Новосельского, однако столкнулись с тем, что жители БОЯТСЯ говорить на камеру. И опасаются они не бессильную власть, а залетных «крутых кавказских парней», очевидно, оставленных Сергеем Павловичем «на хозяйстве». Говорят, жена одного из них, будто бы, сказала местной жительнице: «Когда вы уже все отсюда уберетесь!».
И, действительно, многие семьи покидают Новосельское. Какой смысл жить на земле, если тонут огороды, невозможно держать корову или поросят? Раздолье – только гусям да уткам. Закрыт и разорен двухэтажный Дом культуры. Полномочий главы поселения Владимира Беспамятных хватило лишь на то, чтобы собственноручно написать на входе: «Стой! Опасно для жизни!». После Указа Президента об открытии в каждом селе современного фельдшерско-акушерского пункта (ФАП) местные чиновники взяли под козырек. Закрыли участковую больницу. «Современный ФАП», которым ее заменили, обходится без канализации, водопровода, крыша его уже протекает…
В общем, сплошная безнадежность и бесперспективность…
Однако и в таких условиях большинство сельчан не собираются уезжать. Знаете, что ответила местная женщина переселенке из солнечной Армении? «Жабрами научимся дышать, но с родной земли и шагу не сделаем!».
«Россия – это общага, всем есть комнаты, и только россияне живут в коридоре»
Кто мне ответит, почему руководство края ждет иностранных инвесторов, привечает «соотечественников из-за рубежа», но не заботится о тех коренных жителях наших сел, которые родились на Приморской земле, вросли в нее корнями?
Очень точно сказал Владимир Жириновский: «Россия – это общага, всем есть комнаты, и только россияне живут в коридоре»…
В Новосельском кого только нет. Здесь и китайские граждане, и представители армянской диаспоры. Ну, и «аборигены», конечно. В Новосельском без малого 90 лет действует научно-исследовательская станция риса. Ее сотрудниками разработаны перспективные экологически чистые технологии возделывания этой культуры, выведены ценные и особо ценные сорта риса, которые успешно конкурируют с индийскими. Признанные знатоки этой культуры, японские ученые, посещая Новосельских коллег, всегда увозят с собой мешочек местного риса.
Однако в этом году, похоже, ни им, ни жителям Приморья не удастся оценить все достоинства полезной и вкусной каши. Если не вмешаются власти и полиция, не заставят убрать самодельную дамбу, элитный рис сгниет на чеках…
Меня лично в ответах на жалобы жителей Новосельского поразило, что авторы их, похоже, и сами не знают, что делать. А, может, знают? Может, кому-то ВЫГОДНО постоянно перекачивать деньги в федеральную структуру – насосные станции? Местные специалисты подсчитали: на залив одного гектара идет 30000 кубометров воды. Умножим на 9000 гектаров, получается 270 миллионов кубометров. А теперь умножим на три месяца функционирования системы и затем – на стоимость откачки одного кубометра. Сумасшедшие деньги!
С 1925 года, когда образовалось село (скоро Новосельскому исполнится 100 лет), не было случая, чтобы оно так «плавало». Сложная ирригационная система работала, как отлаженный часовой механизм. Я помню, как в августовском небе над Новосельским, Степным, Луговым загорались алые звезды на комбайнах, которые шли, как в атаку, фронтом на уборку риса. А после страды все каналы чистились от ряски, углублялись, запорное и регулирующее оборудование проверялось и ремонтировалось. Тогда Новосельское процветало. В нем был совхоз-миллионер, он, кстати, поддерживал и весь соцкультбыт.
Недавно местные школьники отремонтировали, привели в порядок и разукрасили автобусные остановки. Они собираются стереть надпись на бывшем Доме культуры и сделать новую: «НАМ ЗДЕСЬ ЖИТЬ!». Потому что любят свое село и хотят, чтобы из жизни ушла безнадежность. Готовы ли им помочь краевая и федеральная власть?
Губернатор Владимир Миклушевский собственными глазами видел, как бедствуют жители Новосельского. Ему – и карты в руки.
Ольга Купчинская,
руководитель Спасского филиала ОДПК «Хранители закона».
Фото автора.