В Госдуму внесены поправки в бюджет 2015 года, в котором ассигнования на повышения зарплат бюджетникам, помощь семьям с детьми, научные фонды, дотации регионам и развитие университетов после сокращений составят 585,6 млрд рублей. Это на 20% меньше, чем планировалось. Дума обещает принять поправки 10 апреля.
Изменения в бюджет предложил на совещании с членами кабинета сам Путин 4 марта, исчезнув через день после этого из публичного пространства.
Если Дума согласится с предложениями минфина, расходы на повышение зарплат некоторым категориям работников сократятся на 2,8 млрд. рублей и составят 66,7 млрд рублей. Половина сокращений придется на зарплаты медикам.
Сибирь и Дальний Восток получат на цели ускорения социально-экономического развития 54,7 млрд рублей, что на 22,2 млрд рублей меньше первоначального плана.
Дотации регионам на повышение зарплат бюджетникам предложено сократить на 20 млрд. рублей – до 60 млрд. рублей. Минфин предлагает урезать ассигнования на финансирование научных фондов и развитие университетов – на 1,8 и 1,5 млрд рублей соответственно.
Дорожный фонд лишится 69,9 млрд рублей и получит 74,6 млрд рублей. Сократится на 4 млрд рублей имущественный взнос в фонд ЖКХ – до 46,9 млрд рублей. Сокращения не коснутся средств, выделяемых на развитие культуры – 1,7 млрд рублей, переселения из ветхого жилья (46,9 млрд рублей) и ежегодных доплат к пенсиям военным пенсионерам – 64,7 млрд рублей.
Предложено урезать финансирование госпрограммы развития фармацевтической и медицинской промышлености. Сокращение составит 11% или 1,8 млрд рублей – до 14,8 млрд рублей. Минфин предложил сократить на 9,8 млрд. рублей госпрограмму по туризму.
Госдума уже приняла в первом чтении правительственный законопроект, в котором предлагается заморозить в 2015 году индексацию зарплат госслужащих, военных, судей и прокуроров. А также этот законопроект, по предложению депутатов, предусматривает индексацию «ключевых социальных выплат и пособий» на уровне 5,5% — то есть на уровне роста цен, который прогнозировался еще до резкого ухудшения экономической ситуации в России. В то время как прогнозный показатель инфляции в 2015 году установлен уже на уровне 12,2%, но «доиндексация» до этих процентов будет только в 2016 году. При этом никто не может сказать, какой будет уровень инфляции через год.
Но, по мнению Силуанова, если в России будут индексироваться на новую инфляцию все выплаты и зарплаты в 2015 году, то страна «никогда не справится с инфляцией». Министр считает, что нужно вкладываться в экономику, а не в граждан.
Но ему возражает первый заместитель главы думского комитета по бюджету и налогам Оксана Дмитриева, которая считает, что правительство страны принимает противоречивые решения:
«Перед нами набор противоречивых действий. Абсолютная глупость — направлять деньги на субсидирование кредитов предприятиям, сначала задрав ключевую ставку, что привело к резкому удорожанию кредитов! Помогать с кредитами надо путем снижения ключевой ставки ЦБ. А если уж решено давать субсидии на кредитование, то почему бы не направить на эти цели профицит бюджета прошлого года? Но наше правительство уже отдало этот 1 трлн. рублей банкам!
Нам говорят, что индексация пенсий и социальных пособий увеличивает инфляцию, а разве не увеличивает инфляцию триллион, отданный банкам?... У нас кризис, инфляция, сокращение производства, рост безработицы, и все это приводит к снижению уровня жизни и сокращению потребления. В таких условиях сокращать платежеспособный спрос населения еще больше искусственно нельзя, это вредно. Как же тогда стимулировать производство товаров и услуг?», — — сказала в интервью «МК» Дмитриева.
Согласно принятому в первом чтении законопроекту на 5,5% будут проиндексированы стипендии, пособия инвалидам, гражданам, имеющим детей, Героям СССР и России, героям труда, ветеранам, а также гражданам, подвергшимся воздействию радиации. Также будут индексироваться пособия, выплачиваемые в случае гибели или увечья сотрудников полиции, военнослужащих, работников таможни, уголовно-исполнительной системы, Федеральной службы РФ по контролю за оборотом наркотиков и противопожарной службы. 2013 году.
Речи о сокращении военных расходов в обнародованных предложениях не идет.
ЧИНОВНИКОВ НЕ СОКРАТЯТ, А ЗАМОРОЗЯТ…
Как сообщалось выше, Госдума уже приняла в первом чтении правительственный законопроект, в котором предлагается заморозить в 2015 году индексацию зарплат госслужащих, военных, судей и прокуроров. Если в качестве опоры взять исследования РБК, то в России примерно 102 чиновника на 10 тыс. человек. Это после того, как число госслужащих по сравнению с 2009 годом было сокращено на 100 тысяч человек, а финансовые траты на них увеличились и продолжают расти.
Численность конкретно госслужащих или чиновников в России в 2013 году составила 1 млн 455 тыс. человек, или 1,9% рабочей силы, следует из оценок РБК на основании данных Росстата. Из них в федеральных органах власти работало 248 тыс. человек, в региональных – 246 тыс., в органах местного самоуправления – 498 тыс., в финансовых и налоговых органах – 217 тыс., в судах – 151 тыс., в прочих органах – 95 тыс. Таким образом, в России приходится 102 чиновника на 10 тыс. человек.
Для сравнения, по данным Центрального статуправления СССР, наибольшего уровня численность управленцев в Советском Союзе без учета партийного аппарата достигала в 1985 году, составив 2,03 млн человек. То есть в СССР на пике расцвета бюрократии было всего 73 госслужащих на 10 тыс. человек. Аппарат госуправленцев РСФСР в 1988 году насчитывал 1,16 млн человек, или 81 чиновник на 10 тыс. человек населения (на 20% меньше, чем сейчас).
В современном Китае сегодня приходится 72 чиновника на 10 тысяч человек, из чего вытекает, что число госслужащих и работников госсектора напрямую не связано с благополучием страны, то есть ее экономическим развитием.
«Сокращаешь, проходит полгода – глядь, опять та же самая штатная численность. Даже в этом плане периодические сокращения необходимы, для того чтобы просто численность не росла сверх меры», – говорил в середине 2010 года тогдашний президент Дмитрий Медведев, выступая с инициативой сокращения служащих в исполнительной власти.
Согласно указу президента Путина, предельная численности федеральных чиновников к концу марта 2013 года должна была снизиться на 20% по сравнению с уровнем 2010 года. Предельную численность действительно удалось снизить, следует из данных Минфина, предоставленных РБК. Однако, по данным Росстата, среднесписочный состав федеральных органов исполнительной власти на конец прошлого года оказался 589 тыс. человек – лишь на 12% меньше, чем три года назад.
Несмотря на снижение численности госслужащих, совокупные расходы на бюрократию выросли, говорит официальная статистика. Если в 2009 году совокупные расходы на оплату труда занятых в госуправлении составляли 519,3 млрд руб., то в 2013-м – 682,7 млрд руб. Рост, таким образом, составил 31%, говорят данные Росстата.
Если проводить оценку на основании отчетов Федерального казначейства об исполнении бюджетов, то расходы на оплату труда госслужащих всех уровней составили в 2013 году 658,4 млрд руб. (+10% по сравнению с предыдущим годом).
В 2009 году среднемесячная начисленная заработная плата у занятых в органах власти в России составила 27,9 тыс. руб. В 2013 году она уже достигла 39,1 тыс. руб., что было на 31% больше среднего заработка россиян (29,8 тыс. руб.). Для сравнения: оклад госслужащих в РСФСР в 1985 году был на 12% ниже средней зарплаты в стране, среднемесячная зарплата чиновников всех уровней в США в 2013 году составила $4 тыс. – на 3% ниже средней зарплаты по экономике.
На общероссийском фоне выделяются чиновники в центральных аппаратах федеральных государственных органах власти, общая численность которых – 38,7 тыс. человек. Их средняя зарплата в 2013 году составила 98,4 тыс. руб., увеличившись на 36,5% по сравнению с предыдущим годом.
Значительно увеличил свои аппетиты аппарат главы государства (администрация, управление делами и полномочные представители президента). Так, в 2011 году на его функционирование из федерального бюджета было затрачено 7,8 млрд руб., а в 2013-м – уже 18,6 млрд руб. (рост в 2,4 раза).
Средние зарплаты работников администрации президента в 2013 году достигли 230,8 тыс. руб. (+74%), говорят данные Росстата. Больше всех среди госслужащих в 2013-м получали работники аппарата правительства – 240,8 тыс. руб. (+60%).
В западных странах заработок чиновника уровня заместителя министра составляет в среднем три-четыре зарплаты работника с высшим образованием, или шесть среднедушевых ВВП. Проведенная по аналогичной методике оценка РБК показывает, что в России превышение составляет 14–15 раз. Заместители министров в России получают 106 минимальных размеров оплаты труда (МРОТ), который в 2013 году равнялся 5,2 тыс. руб. В США топ-чиновники получают «всего» 16 МРОТ.
При этом на повышение российского МРОТ в России все не находится средств, и он растет очень медленно. Сейчас минимальная зарплата на четверть ниже прожиточного минимума (7,7 тыс. руб.). Минтруд только теперь озаботился их выравниванием и планирует это сделать к 1 октября 2017 года.
Тем не менее в правительстве по-прежнему не удовлетворены своими окладами. Согласно предложениям Минфина о совершенствовании системы оплаты труда гражданских служащих, к 2018 году зарплату госслужащих федеральных органов власти повысят не менее чем в 2 раза, сообщила РБК Вороновская. Всего на мотивацию чиновников планируется потратить дополнительно 462 млрд руб.
Оценочную отдачу от деятельности чиновника отражает отношение его зарплаты к среднедушевому валовому региональному продукту (ВРП). Чем больше этот показатель, тем меньше экономическая отдача. По оценке РБК, первое место по этому неприятному показателю в 2012 году занимала Чечня. Средний оклад чиновников в размере 33,6 тыс. руб. в республике в 5,1 раз превышал ВРП на одного человека. В Министерстве финансов Чеченской Республики комментарии получить не удалось.
Публикация подготовлена Надеждой Алисимчик
по материалам РБК и других российских и зарубежных СМИ