фото

Часть первая

Что нам стоит дом построить…

Эта история началась больше 10 лет назад, в самом начале периода уплотнительной застройки, когда любой двор хоть в центре города, хоть на окраине мог в любой момент превратиться в строительную площадку.

В начале 2000 года под «уплотнение» попал и двор в начале проспекта Большевиков в Невском районе Северной столицы. Еще в советское время между домами № 3, 5 и 9 был оставлен участок под спорткомплекс. Но тогда до его строительства не дошли руки, в 90-х годах вообще было не до спорта – выжить бы. А в первом десятилетии нового века застройщики стали присматриваться к лакомому «пятну». Разумеется, для строительства жилого дома, ведь комплекс не мог принести столько прибыли, сколько продажа квартир.

Но Комитет по градостроительству и архитектуре стоял на своем: «Возведение жилого дома взамен спортивного комплекса недопустимо». Однако не прошло и пары лет, как администрация Невского района все-таки согласилась на выделение земельного участка фирме ООО «Студиодизайн» для строительства 25 – 27-этажного жилого дома. В то время СМИ неоднократно писали о том, что выдача разрешения не обошлась без включения «административного ресурса».

Дирижером «уплотнительного процесса» в отдельно взятом дворе считали Павла Язикова — помощника депутата Законодательного собрания города Игоря Высоцкого. Якобы он по просьбе шефа стал одним из учредителей пресловутой строительной фирмы, а дом возводился в рамках социального проекта, разработанного для инвалидов Афганистана.

(Источники: www.zaks.ru от 08.12.2004, www.lenakm-avangard.narod.ru, «Наша версия на Неве» № 26 от 14.07.2008, www.apn-spb.ru от 15.08.2007)

После череды скандальных статей в прессе хозяева у фирмы поменялись. Но строительству это никак не помешало. Наоборот, к жилой высотке добавился еще и спортивный комплекс.

Не смотря на «сходы», протестные письма, собранные документы, статьи в СМИ, активно появлявшиеся накануне каких-нибудь очередных выборов, отбиться от непрошенного соседства жителям не удалось. Кого из чинуш интересовало, что старые девятиэтажки просто «утонули» в тени монстра и на три дома не осталось ни одной детской площадки.

Особенно пострадал первый корпус дома № 9. Небоскреб оказался почти в три раза выше старенького соседа и подавляет его во всех смыслах.

Мало этого, новому строению присвоили адрес: дом 7, корпус 3. Следующий корпус — спорткомплекс. Что станет третьим? Еще один дом? А что тогда будет с остатками двора и соседними домами? Поневоле вспоминается картинка из книжки Ханса Христиана Андерсена «Снежная королева», где Каю и Герде достаточно было выглянуть в окно, чтобы пожать друг другу руки.

Но, как оказалось впоследствии, это еще полбеды. К 2008 году встал вопрос о прокладке инженерных коммуникаций для снабжения нового дома № 7 водой, электричеством и теплом. И тогда под видом реконструкции, через подвалы двух литер первого корпуса дома № 9, строительная компания ООО «Студиодизайн» взяла и провела теплотрассу с характеристиками опасного промышленного объекта: увеличенным диаметром труб, давлением 16 атмосфер и температурой 150 градусов.

В проектной документации дома № 9 указаны меньшие параметры, рассчитанные для снабжения теплом только его одного. Хочешь, не хочешь, а напрашивается вывод, что «реконструкция» была сделана для снабжения теплом двух соседних зданий – дома № 7 и спорткомплекса. Для их подключения в подвале дома № 9 были сделаны специальные отводы.

...а потом пририсовать трубу

Практика подключения к уже готовым коммуникациям новых зданий сложилась еще в Советском Союзе. Уже тогда вовсю старались сэкономить на прокладке новых инженерных сетей.

По некоторым данным, в Петербурге не один десяток домов массовой застройки 70-х годов, стали «заложниками» двойных, а то и тройных подключений. В Кировском районе города есть, например, ЖСК старой постройки, через подвалы которого подключено два или даже три здания. Жители домов ЖСК были единственными в СССР собственниками многоквартирных домов, а вот тоже оказались какими-то неполноценными владельцами.

В новой России государственные, муниципальные и бизнес-структуры очень быстро взяли советский опыт на вооружение и довольно долго им пользовались. Сколько почти за двадцать лет в чужую собственность перешло подвалов и чердаков по всей стране, одному Богу известно. Несмотря на объявленную приватизацию жилья, все, кому хотелось, резко забывали о таком понятии как общая долевая собственность.

Наконец, в 2006 году появилось Постановление Правительства «Об утверждении Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме». Очень куцее и смешное. Понадобилось еще пять лет и несколько решений Верховного Суда, чтобы общей долевой собственностью были признаны, например, фундаменты, несущие стены, перекрытия, балконы, а также механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование...

Казалось бы, что после этого, на любые действия, связанные с внутридомовыми инженерными сетями, в первую очередь должно быть получено согласие собственников, а уж потом все остальные документы. Не тут-то было, те же трубы, предназначенные для теплоснабжения, по-прежнему остаются в ведении государственных или муниципальных учреждений. Собственники дома владеют стояками, обогревающими элементами, регулирующей и запорной арматурой, приборами учета.

Правда, при этом они владеют самим подвалами и земельным участком. Так что как ни крути, а чтобы проводить какие-либо работы хоть по реконструкции, хоть по ремонту, хоть по прокладке новой теплотрассы, а согласие собственников необходимо.

Но в нашей истории жильцы дома № 9 попали в законодательную «вилку». Право на полноценную защиту своих интересов у них появилось позже, чем были выданы разрешения на прокладку теплотрассы. И складывается впечатление, что за то, что люди уже четвертый год живут «на пороховой бочке», ответственность нести никто не хочет.

Законодательство-то изменилось позже, к тому же во всех структурах, без разрешения которых просто невозможно было ни проложить новую, ни реконструировать старую теплотрассу, не по одному разу поменялось начальство. Например, за этот период в ГУП ТЭК сменилось три директора.

Два года назад ушел с поста начальника Службы государственного строительного надзора и экспертизы Александр Орт, чья подпись стоит на экспертном заключении «по разделу проекта инженерного обеспечения дома 7». Даже в Комитет по энергетике и инженерному обеспечению, как минимум дважды назначали нового председателя.

Однако на этот раз жильцы дома № 9 намерены идти до конца и добиваться выноса опасной теплотрассы из подвалов. Ведь в случае беды люди останутся с ней один на один. Если не дай Бог случится авария, на ликвидацию даже маломальского прорыва никто не приедет: ГУП ТЭКу теплотрасса не принадлежит, по этой же причине ничем не сможет помочь и управляющая компания – официально теплотрасса не передана ей в эксплуатацию, а у ООО «Студиодизайн» нет ни оборудования, ни обученных кадров, ни разрешений на проведение работ. Ко всему прочему, новый теплопровод заполнил практически все пространство небольшого подвала. Подобраться к трубам можно, только согнувшись в три погибели, кое-где боком, а в некоторых местах и вовсе ползком, в чем автор лично убедился, побывав в подвале.

Продолжение

Ксения КИРИЛЛОВА в рамках расследования на средства гранта по программе «Scoop-Россия»

фото