Устойчивое выражение в русском языке «тихая сапа» означает скрытное, незаметное движение из пункта А в пункт Б, некий устойчивый процесс, идущий совсем рядом, под носом, но который до последнего момента заметить совершенно невозможно.
Вот и закон об образовании, получается, был принят в канун Нового Года тихой сапой. Вышло действительно по-новогоднему, с сюрпризом.
Этот закон заслонили собой голубые огоньки и фейерверки, именитый французский финансовый эмигрант Жерар Депардье и эмигранты попроще, из республик бывшего Советского Союза, осчастливленные отменой разрешения на трудовую деятельность. Всем богам досталось по сапогам.
Досталось и учителям. По окончании праздников, думаю, многие из них испытали головную боль, заглянув, наконец, в газеты и Интернет, прочитав новый закон об образовании в Российской Федерации.
Вопреки ожиданиям, закон получился более чем антисоциальным. Складывается ощущение, что он написан чиновниками федеральными для чиновников региональных, которые разделили между собой полномочия. Написан он исходя из непонятных простым смертным представлениям об «эффективности».
Бесспорно, в законе есть и плюсы, например, касающиеся льгот сельских учителей, запрету на закрытие школ в сельской местности без решения схода местных жителей. Порадовало то, что зарплата учителей не может быть ниже средней по зарплатам в регионе. Но не для всех это может служить утешением.
Закон привел к новой чехарде с переименованием учреждений, которая пройдет не в первый раз. Все помнят, как МОУ и ГОУ превращались в МБОУ и ГБОУ, став бюджетными учреждениями.
Согласно новому закону учреждения следует переименовать в организации, а это значит, что нормальная работа школ и домов детства и юношества будет нарушена, по меньшей мере, на полгода. Смена названия касается не только смены вывески, нужно будет менять устав учреждения, печати, договора и многое другое.
На первый план выходит также и новая тенденция – объединение учебных учреждений, которая набирает обороты и в Псковской области. Говоря простым языком, из всех школ условного города N, продолжают работать как школы несколько, а остальные школы становятся их филиалами.
Например, в Пскове уже исчезла школа № 14, которая стала филиалом школы № 4. Напрямую о таком «филиалостроении» говорится в статье 27 «Структура образовательной организации», согласно которой любая образовательная организация может иметь филиалы, центры и отделы. Та же участь может постигнуть и учреждения дополнительного образования.
В статье 23 нового закона числится только 4 типа «образовательных организаций» - дошкольная, общеобразовательная, профессиональная образовательная, образовательная организация высшего образования. Пятого не дано, а это значит, что нужно будет распрощаться с уже привычными «лицеями» и «гимназиями», которые отойдут в сферу платных учебных заведений.
По достоинству «оценят» закон и родители тех малышей, которым посчастливилось попасть в детские сады. Из нового закона исчезло ограничение, что родительская плата за присмотр и уход в детских садах не должна составлять более 20% реальной цены для обычной семьи и более 10% для многодетной.
Получается, что оплата за «дошкольное образовательное учреждение», в которое превратится детский сад, резко подскочит и будет многим не по карману.
Да и о каком обучении может идти речь, если по нормам СанПиН обучение малышей может занимать только от 10 до 40 минут в день. Именно эти полчаса будет оплачивать государство, все остальное, скорее всего - родители.
По словам председателя Комитета Госдумы по образованию А.Н. Дегтярёва, эта новая норма закона «отвечает сегодняшним и экономическим возможностям, и запросам населения». Согласно статистике бюджет Северо-Западного федерального округа несет самые большие расходы на содержание детей в детских садах – 89,5 тыс. рублей в год. В среднем жители Пскова платят за место в детском саду для своего ребенка около 1500 р. в месяц.
В погоне за «эффективностью» «специалисты» из министерства образования могут зайти очень далеко.
После «монетизации» образования, не ровен час, последует прессинг школьных дисциплин, которые «в данный момент социально невостребованы». И горе тем преподавателям, которые окажутся невостребованными вместе с их предметами.
Все-таки, когда бывший министр образования Фурсенко говорил о завершении «нулевого этапа образовательной реформы», он покривил душой. Складывается впечатление, что с «нулевого» этапа в плане образования мы сдвинемся не скоро, но очень скоро почувствуем влияние реформы на себе.