ТУПИК ГЛАЗАМИ ЧИНОВНИКОВ?
Признания с Финансового конгресса Банка России
Повышение ставки Центробанка не охладило инфляцию, но охладило российскую экономику. Похоже, наши экономисты оказались в тупике. Давайте посмотрим, о чем они говорили на Финансовом конгрессе Банка России.
Эльвира Набиуллина: – Вот представьте, у нас сейчас инфляция годовая больше 8%. Да и люди, кстати, не считают её низкой или умеренной, её считают высокой. И мы начинаем снижать ставку, гипотетически, начинаем снижать ставку до 4-5%. Что будут делать банки? Побегут ли они давать дешёвые длинные кредиты? Вот мне хотелось бы спросить, что вы будете делать и какой результат увидите?
Герман Греф: – Это был бы сигнал всем банкам и, вообще, всей экономике, что последний здравомыслящий наш институт под названием Центральный Банк дал какой-то серьезный сбой, скорее всего, все просто напросто перестанут, вообще, выдавать деньги, потому что непонятно, что делать в таких условиях... Ответом может быть только одно: страх. И когда человеку страшно, он перестает выдавать деньги, вообще.
Олег Дерипаска: – Когда у вас дизельное топливо дороже мировой цены, так сказать… Посмотрите Казахстан, ну, это так я говорю. Просто какие инструменты борьбы с инфляцией? То есть вы хотите нагрузить этого бедного фермера… Я каждый раз, когда выезжаю, у меня хутор – можно налево на Краснодар, можно направо на Раздольное. Я вижу этих фермеров, они каждую осень запахивают свои поля. Ну, вместе с тем , что там осталось, так сказать. Да всё, что хотите — помидоры, огурцы, свекла. Ну, потому что у них нет средств собственных, чтобы вложить в инфраструктуру — хранение, газовые камеры хорошие: из воздуха выкинули кислород, оставили азот. В марте открыли — огурчик будет хрустеть точно также. Но это стоит денег, нужно проинвестировать… Ну, при ставке 18% это всё не летает, я вам сразу скажу. Посмотрите уровень банкротств в сельском хозяйстве… То есть вы сокращаете рыночный сектор!
Герман Греф: – Я сейчас вспомнил, когда у нас были проблемы с алюминием, вы приходили с разными идеями, как нам складировать алюминий, как нам создать дефицит на рынке. Вы не предлагали как можно больше вылить алюминия на рынок, чтобы грохнуть ещё больше цены и осчастливить ваших потребителей! Так здесь всё то же самое. Центральный Банк, вы предлагаете, чтобы он вылил сейчас как можно больше денег на рынок, грохнул окончательно его. Да чтобы инфляция скушала нас всех?
Эльвира Набиуллина: – Хорошо, я тогда попробую гипотетически предположить, что бы сейчас сделали банки. Ну да, они бы, наверное, снизили ставки по краткосрочным кредитам, может быть, снизили ставки по депозитам... Долгосрочные кредиты, они бы просто исчезли, потому что банки не понимают, и компании не понимают, какая будет инфляция. Она уже, в общем-то, не контролируется...
Все экономисты на этом форуме говорили сущую правду, каждый из них по-своему прав. Обратите внимание, насколько тупиковая, считаю, ситуация создалась в стране. В первые 10 лет правления Путина инвестиции были, производительность росла. А потом государство взяло на себя все командные высоты, частных инвесторов разогнало, создало монопольные госкорпорации. И в следующее десятилетие рост производительности остановился.
СТРАНУ РАЗОРЯЮТ ИНСТИТУТЫ ВЛАСТИ?
Они все говорят про ужаные институты власти (не путайте с вузами), которые отбирают и национализируют собственность. Похоже, не работают уже никакие законы, даже у добросовестных выгодоприобретателей отбирают всё.
Олег Дерипаска: – Я считаю, мы мало поговорили про эффективность государства… 75% всего у нас государственные. Сколько можно? Где эффективность государственного сектора, в целом, не только его бюджетная часть, но и государственный сектор? Я понимаю, что футбольные команды, хоккейные команды — всё замечательно. Но если всё остальное дорого, это же неправильно.
Герман Греф: – Я согласен с Олегом Владимировичем в отношение важнейшего экзогенного фактора – это качество работы институтов. И это было всегда для нас актуально. Мы – страна, которая вышла из Советского Союза, и у нас был длительный перерыв в отношениях собственности. А если мы говорим про инвестиции, у нас с источниками инвестиций, в общем, всё очень неплохо. Мы – страна, в этом смысле самодостаточная. Нам нужно создать мотивацию, чтобы бизнес хотел инвестировать в расширение производства. И здесь работа институтов является ключевой.
В первую очередь, конечно, базовой является судебная система и защита прав собственности. На сегодняшний день эта тема стоит очень остро, в силу того, что, к сожалению, иногда подвергаются сомнению такие базовые институты, как приобретательская давность, институт добросовестного приобретения... И вот сейчас мы проходим через такой этап, заново переосознание — насколько это важно, и насколько эффективная работа институтов, от этого будет зависеть всё наше будущее. Вот и тогда это было важно, и сегодня более актуальна эффективная работа институтов с четким пониманием того, как эти институты будут работать. Они будут защищать права каждого собственника в стране или будут ориентированы только на государственную собственность. Вот сейчас мы находимся на такой развилке, и надо её пройти.
Эльвира Набиуллина: – Я очень рада, что коллеги и из финансового сектора и из нефинансового начали говорить про институты. Я понимала, что, наверное, ощущают многие, что мы просто как-то смирились с этим качеством институтов. Хотя все понимаем, что это лежит в основе. Это как некоторая данность, которую действительно, как вы говорите, надо менять там несколько лет, много усилий с непонятным результатом, и легче какие-нибудь другие решения принимать — льготы, субсидии и так далее. Вот это не очень хорошее качество институтов пытаемся мы все компенсировать чем-то другим, этими финансовыми льготами.
На эти слова Набиуллиной следует вспомнить, что Фонд Народного Благосостояния (ФНБ) изрядно опустел за последние годы, так что источник компенсирования постепенно исчезает. Однако, по мнению ведущих экономистов страны, всё можно исправить при восстановлении демократических институтов власти.
ПОЛИТИКИ ЖАЖДУТ ВЕРНУТЬ СОЦИАЛИЗМ
Но не только экономисты пытаются спасти страну от краха, озаботились этой проблемой и политики.
На мой взгляд, вокруг Екатерины Тихоновой, предполагаемой дочери Путина, стали группироваться представители второго поколения властной элиты — младший Турчак, сын Фрадкова и так далее, к ним можно отнести и Андрея Белоусова. Похоже, эти ребята не хотят брать на себя ответственность за груз накопившихся ошибок нынешней власти, как это делала и Мария Певчих* в своем фильме «Предатели». Хотят пойти вперед налегке, предъявляя претензии о коррупции. Не зря же Алексей Навальный** ставил именно это явление в повестку, как системообразующее.
По моему мнению, с 2009 года уровень жизни в стране снижается, всё позитивное при Путине закончилось в 2008-2009 годах, это снижает доверие граждан и угрожает всем этим «деткам» элиты потерей власти, а они намерены править очень долго.
Думаю, они в курсе, как рухнул Советский Союз, власть которого потеряла свою легитимность в глазах населения, да и в глазах самой элиты, они не хотят возвращаться к идеям 90-х годов, хотят создать что-то новое с идеями социализма.
ПАТРИОТИЧЕСКИЙ СОЦИАЛИЗМ
Один из идеологов этого движения господин Алексей Олегович Чекунков, министр по развитию Дальнего Востока и Арктики. Он написал статью о том, что предпринимательская деятельность себя не оправдала, не сумели запустить развитие России, оказались корыстолюбивыми. Поэтому надо возвращаться к государственной собственности, устроить социализм, чтобы делиться с народом путем внедрения социальных программ для улучшения жизни граждан. Очевидно, они надеются купить лояльность народа, при этом никто из них не собирается оторвать от себя ради этого, они надеются всем владеть и пользоваться, оставаясь у власти.
Чекунков назвал этот новый порядок в стране патриотическим социализмом.
При этом, по моему мнению, самому Путину ничто не угрожает, они хотят сменить лишь его коррумпированное окружение, при этом дети наиболее коррумпированных олигархов в этом «кружке» не участвуют. Но все они пришли во власть гораздо позже самого Путина и его ближайшего окружения.

Старшее поколение тоже видит, что система неэффективна, однако, к кому им предъявлять претензии, к самим себе, что ли?! А молодое поколение, полагаю, не чувствует своей ответственности за происходящее падение экономики и доверия народа к власти и потому всерьез озаботились сменой системы власти, они не собираются ликвидировать систему, а лишь улучшить её. Так господин Чекунков прославляет российских чиновников, готовых, по его мнению, служить отечеству не за страх, а за совесть.
И здесь становится непонятным, то ли этот идеолог патриотического социализма держит всех нас за дураков, то ли он сам таковым является. При этом он, по моему мнению, вновь пытается возбудить классовую ненависть среди россиян, утверждая, что большинство граждан России резко отрицательно относятся к предпринимателям. Однако, различные соцопросы убеждают в том, что гораздо хуже россияне относятся к чиновникам, нежели к предпринимателям. По-моему, далеки эти господа от народа. Так что подобные «реформы» этой группы «тихоновцев», как их называют по имени Екатерины Тихоновой, вокруг которой они сгруппировались, может привести к краху всей системы, как я думаю.
Ибо, как говорил один мудрый философ — самый опасный момент для плохого правительства, когда оно пытается стать хорошим.
КУСОЧКИ С БАРСКОГО СТОЛА НЕ ПОМОГУТ
На мой взгляд, ни экономисты, ни политики, со всеми потрохами сидящие в путинизме, достичь положительного результата не смогут, поскольку косметическим ремонтом здесь никак не обойтись, нужен капитальный ремонт. Не подкидывать народу кусочки с барского стола, а целиком отдать власть народу, как и положено по Конституции. И полностью восстановить в стране конституционный строй, очистив всё законодательство страны от антиконституционной шелухи эпохи путинизма.
В противном случае, все богатые и успешные спешно покинут Россию, а на смену придет «Патриотический социализм», по моему мнению, прибежище нищих и бесправных людей.
.
* – российские власти считают иностранным агентом.
** – внесён Росфинмониторингом в реестр террористов и экстремистов.