12 сентября 2023 года Дума Шкотовского муниципального округа большинством голосов приняла решение «О принятии муниципального правового акта «Положение о порядке проведения конкурса на замещение должности главы Шкотовского муниципального округа» (далее – «Положение»).
Председатель Думы Шкотовского округа Оксана Васильевна Кан, возможно, знала, что это решение Думы надо сначала представить на подпись главе, тогда ещё Шкотовского района Владимиру Александровичу Носову. И только после его подписи и публикации в СМИ документ приобретал законную силу, как муниципальный правовой акт.
Но не тут-то было! «Положение», сознательно или нет, публикуется в СМИ, как решение Думы, за подписью председателя Думы и поэтому не может трактоваться как муниципальный правовой акт. Соответственно, не может проводиться конкурс на замещение должности главы, что, наверно, и преследовало цель опубликования в средствах массовой информации. Это вполне, я думаю, отвечало интересам будущего главы Шкотовского округа, а тогда настоящего главы Шкотовского района Владимира Носова.
Если допустить, что Оксана Кан не знала, как публикуется муниципальный правовой акт, для чего тогда существует правовое управление администрации Шкотовского района, возглавляемое Татьяной Олеговной Калашник? Да и Наталья Юрьевна Шуршилова, образно говоря, «собаку съела» по данной проблеме, довольно длительное время возглавляя аппарат Думы Шкотовского района. Но у этих чиновниц не сработало, и, видимо, не хотелось сработать, чтобы подсказать Оксане Васильевне, недавно избранной на свою должность, как всё надо сделать. И я предполагаю, что это не сработало преднамеренно!
Здесь надо пояснить, что незнание законов не освобождает от ответственности. 14 сентября 2023 мнение большинства депутатов было опубликовано, как решение Думы, но не как муниципальный правовой акт, что, понятно, не придает ему статуса юридической силы. 19 сентября 2023 года господин Владимир Носов, получив с утра протест прокурора, прибыл в здание администрации и сообщил своим однопартийцам, что получен протест прокурора и он будет внесен на рассмотрение депутатов Думы. Что тут же и было сделано. На этот же день назначается внеочередное заседание Думы с вопросом рассмотрения протеста прокурора на решение Думы, опубликованное в СМИ.
На заседание Думы прибыл и прокурор Большекаменской межрайонной прокуратуры Станислав Сураев. В ходе заседания Станиславу Владимировичу трижды задавали один и тот же вопрос: «Чем мотивировано внесение протеста?» И трижды прокурор отвечал – нарушением процесса официального опубликования «Положения» в СМИ.
К самому содержанию «Положения» у прокурора претензий не было. Надо было просто исправить процедуру опубликования, направив проект «Положения» на подпись главе района. И уже после поставленной им подписи и опубликования в СМИ документ приобретал бы законную силу.
По моему мнению, виновником всех этих нарушений является председатель Думы, которая должна была бы извиниться перед депутатами за этот огрех и немедленно исправить ошибку. Но этого не происходит. Протест прокурора удовлетворяется, «Положение» полностью отменяется и вновь выносится на рассмотрение Думы Шкотовского муниципального района уже 26 сентября 2023 года. Правда, в другой редакции, по моему мнению, соответствующей интересам будущего главы уже Шкотовского муниципального округа Владимира Носова, чему, вероятно, была посвящена и процедура рождения протеста.
На заседании Думы Шкотовского округа госпожа Оксана Кан своим, считаю, волюнтаристским решением, без предоставления слова депутатам, желающим высказать свое мнение, предложила проголосовать без обсуждения за «Положение» в изменённой редакции, что было и сделано. На мой взгляд, голосование прошло с грубейшими нарушениями ряда статей Регламента работы Думы и Устава Шкотовского муниципального округа, что, мягко говоря, ставит «Положение» в нелегитимное состояние; и этот, уже, якобы, документ, становится незаконным; и всякие действия по нему тоже являются незаконными, в том числе и проведение конкурса на замещение должности главы Шкотовского муниципального округа.
Считаю, и сам конкурс был проведен в унисон «Положению» с грубейшими нарушениями этого же документа. Конкурсную комиссию возглавлял представитель департамента внутренней политики Приморского края Сергей Батаев. Об этом я немедленно, то есть 27 сентября 2023 года, в своем заявлении сообщил на личном приёме прокурору Большекаменской межрайонной прокуратуры Станиславу Сураеву. По-моему, он как-то по-отечески вступился за председателя Думы, объяснив, что у неё мало опыта. Вот так, я бы сказал, молниеносно был рождён первый протест прокурора и моментально удовлетворен.
Перехожу ко второму протесту того же прокурора.
21 ноября 2023 года Дума Шкотовского округа своим решением утвердила «Положение о подготовке и проведении публичных слушаний в Шкотовском муниципальном округе». Кроме того, на этом же заседании Думы был утвержден вопрос о проведении публичных слушаний по бюджету округа на 2024 год и последующие 2025 и 2026 годы. Собственно, публичные слушания были назначены на 5 декабря 2024 года. Что характерно, председатель Думы Оксана Кан 23 ноября 2023 года публикует в СМИ принятый документ не как муниципальный правовой акт, а как решение Думы.
Ситуация один к одному оказывается похожа на ту, что имела место в сентябре 2023 года при опубликовании Положения о проведения конкурса на замещение должности главы. Правда с одной лишь разницей, что глава района Владимир Носов не пришел к прокурору и не поставил его в известность, что председатель Думы в очередной раз нарушает процедуру опубликования муниципального правового акта, и это должно повлечь внесение протеста прокурора в Думу округа.
Вместо главы округа обязанность по извещению прокурора беру на себя я и 29 ноября 2023 года ставлю его в известность о нарушении процедуры опубликования. А в ответ –тишина, продолжавшаяся до 16 января 2024 года. В этот день состоялось заседание постоянной комиссии по бюджету и соблюдению законности. В его повестке значился вопрос по обсуждению представления прокурора по моему заявлению по нарушению процедуры публикации Положения о публичных слушаниях в Шкотовском муниципальном округе.
Я прибыл на это заседание, чтобы лично заслушать рассматриваемый вопрос. Однако никакого обсуждения не последовало, так как председатель комиссии Юлия Семенцова предложила перенести этот вопрос на очередное заседание Думы. А присутствующая на заседании комиссии председатель Думы Оксана Кан пыталась убедить присутствующих, что прокурор не совсем правильно понимает, что такое муниципальный правовой акт.
На следующий день я прибыл на приём в Большекаменскую межрайонную прокуратуру и поставил в известность прокурора Станислава Сураева о ходе обсуждения его представления на заседании думской комиссии по поводу Положения о публичных слушаниях. Также я констатировал факт, что в сентябре 2023 года Станислав Владимирович направил протест, а сейчас всего лишь представление.
Прокурор возразил мне, что вместе с представлением внёс и протест 27 декабря 2023 года, который почему-то не был вынесен на обсуждение в повестку дня постоянной комиссии. На это я ответил, что по поводу протеста депутатам не было сказано ни слова.
Полагаю, что ранее этот документ умышленно скрыли от депутатов с тем, чтобы этот протест не подвергся обсуждению и не был удовлетворен. В дальнейшем это могло бы повлечь за собой отмену проведенных публичных слушаний, хотя они и носят рекомендательный характер. До настоящего времени так и не назван виновник исчезновения протеста прокурора и удивительного его появления в публичном пространстве после того, как я побывал на приёме у прокурора. Почему? Дальнейшие события, по моему мнению, это подтверждают.
Согласно требованию статьи 23 федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 «О Прокуратуре Российской Федерации», прокурор или его заместитель приносит протест на противоречащий закону правовой акт – в орган или должностному лицу, которые издали этот акт. Протест подлежит обязательному рассмотрению ...в случае принесения протеста на решение представительного органа местного самоуправления нарушения закона на ближайшем заседании. При рассмотрении протеста коллегиальным органом о дне заседания сообщается прокурору, принесшему протест.
16 января 2024 года состоялось заседание Думы Шкотовского муниципального округа. Каково же было моё удивление, когда депутатам предоставили на рассмотрение и протест прокурора от 27 декабря 2024 года.
Однако сам прокурор об этом заседании извещён не был, о чем я поставил его в известность. То есть имело место нарушение закона о прокуратуре. Между тем, согласно требований статьи 17.7 КоАП РФ, умышленное невыполнение требований прокурора об устранении нарушений законодательства РФ влечет за собой наложение административного штрафа для юридических лиц – 50000-100000 рублей или приостановление деятельности на 90 дней, как максимум.
В нашем случае наказания не произошло. Почему? Читатели пусть сами попробуют ответить на этот вопрос.
23 января 2024 года состоялось ещё одно заседание Думы Шкотовского округа. На нем вновь не рассматривался протест прокурора. Правда, председатель Думы Оксана Кан обратилась к представителю Большекаменской прокуратуры А.А. Зыряновой, чтобы она попросила у прокурора дать ещё время для подготовки ответа на его протест. И А.А. Зырянова прислушалась к просьбе председателя Думы, сама, наверно, не вникнув, что нарушает требования закона о прокуратуре, в котором четко сказано, что протест прокурора подлежит обязательному рассмотрению на ближайшем заседании представительного органа.
И лишь 27 февраля 2024 года протест прокурора от 27 декабря 2023 года Думой Шкотовского округа, наконец-то, был рассмотрен и удовлетворен.
Но вопросы остались. До настоящего времени не изобличен тот бабайка, который так ловко умыкнул протест прокурора от обсуждения депутатами, что сам прокурор, наверное, в неведении – кто же этот таинственный персонаж?
Неужели везде в представительных органах власти считают допустимым проявление столь, считаю, вольного неисполнения законов, как это делается в Шкотовском округе аппаратом Думы и её председателем? В связи с этим возникает убеждение, что надзор за исполнением законов носит чисто условный характер, во всяком случае, в отдельно взятом Шкотовском муниципальном округе. Как вы думаете, читатели?
И главный вопрос – почему в Думе Шкотовского муниципального округа по-разному подошли к рассмотрению двух поступивших протестов прокурора Большекаменской межрайонной прокуратуры?