Неудачный транзит - это о транзите власти, о котором много говорят политики и политологи. В принципе, 2022 год начался удачно, и большинство россиян с надеждой и с волнением следили за событиями в Казахстане. Сейчас, когда протесты казахов фактически подавлены, можно наконец-то взглянуть на них попристальнее со стороны и даже проанализировать. Пожалуй, лучше всего это сделал Николай Платошкин в своем видеообращении. И хотя я не во всем с ним согласна, приведу его речь здесь почти полностью, дополняя её из различных источников и комментариями из соцсетей. Поехали!
Борьба кланов или народное восстание против олигархического режима?
Все началось второго января 2022 года после того, как первого января были отпущены цены на сжиженный газ, которым в Казахстане заправляются очень многие автомобилисты, и который добывается на западе Казахстана. Заявляют, что все устроил Масимов, бывший глава госбезопасности Казахстана, и который неоднократно был премьер-министром Казахстана.
Решение об отпуске цены на газ принималось в середине прошлого 2021 года правительством республики Казахстан. Разве Токаев был не в курсе этого решения? А зачем Масимову, тогдашнему главе национальной безопасности Казахстана, все это нужно? Ведь рулил до сегодняшнего времени всем этим Назарбаев, как руководитель всех силовых структур Казахстана. Токаев был так, президент для телевидения. А органы госбезопасности курировал Масимов.
Когда все это началось, Токаев заявил: во всем виновато правительство, которое отпустило цены. Как будто до этого он ничего не знал об отпуске цен! Правительство отправили в отставку, поменяли премьера, Масимов занял другой пост. Потом Токаев заявил, что виновато министерство энергетики, которое курировало эти цены.
Потом вдруг пятого января, когда мирный до этого протест приобретает насильственный характер в Алма-Ате, вдруг появляется приказ стрелять без предупреждения, срочно вызывать войска ОДКБ. И появляются какие-то 20 тысяч иностранных бандитов, о которых в первые три дня волнений вообще никто не говорил. Наоборот, Токаев заявлял: да, я понимаю, люди возмущены, поэтому мы правительство убрали.
Теперь, после того, как с помощью наших штыков удалось временно стабилизировать ситуацию, я думаю, что не надолго, Масимова отправляют не просто в отставку, нет, его обвиняют в госизмене. То есть это вообще смертная казнь!
В чем дело? Почему его обвинили именно сейчас, а не 2-го или 3-го числа? Борьба кланов — это просто фигня. Есть борьба за бабки.
В начале 2019 года Назарбаев формально уходит с поста президента, оставаясь главой Совета национальной безопасности и всех силовых структур. Формально президентом становится Токаев, дипломат, который не имеет абсолютно никакой поддержки внутри страны, будет делать все, что ему скажут.
А дальше такой расклад. В Казахстане, где наши пытаются защищать диктатуру, есть два крупных месторождения углеводородов, которые открыты ещё в советское время. Одно из них — это Казмунайгаз-Шеврон. Шеврон — это американская компания, она добывает почти всю казахскую нефть. 75% акций в это компании у американцев. Остальные у казахской государственной компании Казмунайгаз. Второе месторождение — там не нефть, а газ. Там 30% - Бритишгаз (Британия), 30% - итальянская компания, Шеврон (американская компания) -18%, и наш Лукойл — 13.5%. И газ Казахстана импортируют в Италию, причем, в обход Российской Федерации. Так откуда волнения?
Здесь есть такой Тимур и его команда, имеется ввиду Тимур Кулебаев. Это зять Назарбаева, женат на его дочери Динаре Эта парочка — самые богатые люди Казахстана по версии журнала Форбс. У обоих активов примерно по три миллиарда долларов до всех этих событий. Их сын учится в Лондоне. Кулебаев ещё в Британии оказался замешан в крупной коррупционной сделке. Королева подарила принцу особняк, и тот решил его продать, но пять лет ему не удавалось. Купил Кулебаев в 2007 году. Кулебаев заплатил не только эту бешеную цену, но и ещё три миллиона фунтов стерлингов сверху. Именно после этой сделки газовое месторождение получила компания Бритишгаз. А после ухода Назарбаева в формальную отставку приватизируется сеть газовых и бензиновых автозаправок, которые приобрела некая Кипрская компания. А в конце прошлого года выясняется, что бенифициаром этой сделки, то есть владельцем этих заправок, стал Тимур Кулебаев. Одновременно идет пропаганда по всем казахским СМИ: ребята, переходите с бензина на газ! Бензин стоит в три раза дороже. Естественно, народ обрадовался и перешел. Потом бабах! С 1 января 2022 года увеличили цену, просто решили поиметь бабла с населения.
Все как и у нас: когда мировая цена на нефть падает, нефтью становится население. Они подняли цену на газ с 10 рублей до 20, то есть в два раза. И поскольку это меньше стоимости бензина (30 рублей), то решили: народ схавает. А «пипл» хавать не стал. Вот с этого все и началось. Решили ободрать население в пользу зятя Назарбаева.
В первые три дня протестов все было нормально. Вактава — центр западной области Казахстана, где все и началось, люди выходили на площадь, ставили юрту, их и пальцем никто не тронул. Но как только люди заявили, что мы не просто хотим снижения цены до прежнего уровня, что Токаев и сделал, мы хотим смены власти, хотим свободных выборов.
5 января на life.ru появилась информация: «ОМОН уже с людьми идёт»: Полицейские в Актобе и Алма-Ате перешли на сторону протестующих
Они заявили, что вместе с народом и не собираются применять силу против населения. Некоторые сотрудники полиции в Алма-Ате, которые сдерживали протестующих на митингах против повышения цен на сжиженный газ в Казахстане, перешли на их сторону. Об этом свидетельствуют данные, опубликованные в телеграм-канале NEXTA-Live.
...К митингующим присоединились полицейские и в казахском Актобе, пишет издание ZTB в «Фейсбуке». Они заявили, что вместе с народом и не собираются применять силу против населения. После этого некоторые протестующие даже побежали обниматься с полицейскими, но участники митинга призвали их оставаться на месте. Схожая ситуация наблюдается и в городе Актау. На опубликованных в Сети кадрах можно увидеть, как правоохранители отказываются применять силу к демонстрантам. В ответ протестующие скандируют: «Молодцы!»
В этот же день появилась информация RBK: «Назарбаева сбросили с пьедестала: первые итоги протестов в Казахстане» Креативный Сергей Елкин тут же откликнулся рисунком на это событие.
5 января было в Казахстане первым рабочим днем. Утром 5 января президент страны Касым-Жомарт Токаев (занял этот пост в марте 2019 года) объявил об отказе от рыночного механизма ценообразования на газ по меньшей мере на полгода и выполнил еще одно требование протестующих — отправил в отставку правительство. Помимо введения чрезвычайного положения, власти отключили по всей стране интернет».
И вот тут неожиданно, какие-то люди в Алма-Ате прежде всего, стали раздавать бухло, винтовки и деньги молодежи. И если это были какие-то террористы, исламисты, хотелось бы увидеть хоть одного захваченного.
Николай Платошкин вспоминает, что в 2011 году, когда волнения в Казахстане были такие же, все присходило точно так же: первые несколько дней вышли нефтяники с жалобами на отсутствие зарплаты и плохие условия труда. И вдруг через три дня появляются банды молодых людей, в дымину пьяных, которым платят деньги, начинают все крушить и ломать. И власти заявляют: вот он протест, безобразие, будем разбираться! Кто все это делал?! Если исламисты, хотелось бы их увидеть1 А я думаю, что сделали это сами власти, как и в 2011 году, чтобы дискредитировать протест.
Отчасти его слова подтверждают БиБиСи: «Президент Токаев заявил, что события последних дней в Казахстане стали результатом нападения «бандитов и террористов».
«Нам пришлось иметь дело с вооруженными, подготовленными бандитами. Как местными, так и иностранными. Именно с бандитами и террористами», - сказал Токаев. Только на Алматы, по его словам, напали 20 тысяч «бандитов».
Русская служба Би-би-си попросила экспертов дать оценку тому, кто может стоять за беспорядками на улицах Казахстана.
Что за «бандиты»?
Президент Токаев называет людей, вышедших на улицы Казахстана, «деструктивными силами», заговорщиками и «международными террористическими бандами».
«Кто не сдастся - будет уничтожен». Президент Казахстана Токаев приказал стрелять на поражение, протесты стихают
Но опрошенные Би-би-си эксперты подвергают сомнению слова политика».
Поскольку не только Платошкин не поверил в 20 тысяч наемных террористов, пришедших в Казахстан наводить беспорядки, власти представили такого «наемника» на ТВ, жутко избитого и признающего свою вину явно под воздействием пыток. Но тут друзья и знакомые признали в задержанном известного киргизского музыканта Викрама Рузахунова, который часто гастролировал в Казахстане. Поднялся скандал, и посол Киргизии потребовал немедленно освободить известного музыканта из-под стражи. Говорят, освободили, хотя гласного заявления на этот счет не было.
Однако, заявление Токаева о террористах вызвало бурю восторга: «Каких полезных террористов стали готовить на Западе(Востоке?)! За несколько дней они снизили в Казахстане цены на газ, сменили Правительство, прогнали клан, правивший 30 лет и заморозили зарплаты чинушам на 5 лет! А сколького еще могли добиться, действуй они дольше!»
По поводу военных сил, прибывших из России и других соседних стран для усмирения протестующих было множество отрицательных высказываний и даже сложено анекдотов. Например: «Помолясь на сталинский пломбир, Интернету продпочтя газету, Вновь поехал танком русский мир По чужому суверенитету». Или вот: «Казахстанский елбасы Удивительной красы, Белорусский елбасы Тоже сказочной красы. Но, конечно, елбасее, и румяней, и белее Наш, российский елбасы. Тот, что отравил трусы».
Теперь насчет Масимова. Во-первых, нашли козла отпущениря, хотят на него все свалить. Во-вторых, Масимов — человек умный и образованный. И народ не трогал в начале протеста. Это правящий клан воспринял как предательство их интересов. И шьют ему государственную измену. Кому же на самом деле он изменил? К тому же он не имеет ва собственности огромной недвижимости, и уже этим опасен для власти, чего доброго, за народ начнет «топить».
Также, как у Николая Платошкина, у многих из нас болит душа за наших мальчиков, отправившихся в Казахстан подавить стремление казахов к свободе, тем более, что часть их уже вернулась в виде груза «200». За что они погибли? За газовые и нефтяные месторождения? За несметные богатства Тимура Кулебаева и его жены? За доли заграничных инвесторов, завладевших нашими месторождениями?
Вовсе нет. Народ Казахстана поставил под угрозу саму возможность торговать народными богатствами и месторождениями себе в карман. Этого им не простят ни Назарбаев, ни Путин, никакая другая диктатура. Без этой возможности они никто, и звать их никак.
А в это время в Женеве идут переговоры по поводу того самого ультиматума, который Путин предъявил руководству НАТО, пытаясь заставить их решать судьбу Украины исключительно по велению Кремлевских правителей. И в качестве аргумента выставляют свою ядерную кнопку. Но им ответили решительное «нет», судьбу Украины будут решать только с участием самой Украины, но никак не за её спиной.
Ирина ГРЕБНЕВА по сообщениям СМИ.