Дорогие читатели! Благодаря законам, принятым Российским двухпалатным парламентом и подписанным Президентом, практически любые граждане и организации могут быть признаны или уже признаны ИНОСТРАННЫМИ АГЕНТАМИ. Их список постоянно меняется.
Поэтому, на всякий случай, мы оповещаем вас, что все люди и организации, о которых мы говорим, ИНОСТРАННЫЕ АГЕНТЫ. Действующие или потенциальные. Включая тех, кто за этот закон голосовал и подписал.
Часть первая
Дмитрий Муратов на международном Валдайском клубе задает вопрос об иноагентах в России В.В. Путину:
Я очень внимательно изучил Ваш ответ, Владимир Владимирович, на Московской энергетической неделе по поводу иноагентов, что это не мы первые приняли закон, а Соединенные Штаты еще в 1930-х годах.
Но поскольку, господин президент, мы же не каждый закон, принятый в США, принимаем у себя, у меня вопрос про иноагентов остается. Он ведь касается, мне кажется, не только тех десятков и десятков журналистов и правозащитников, которые включены в реестр, он касается и сотен тысяч и миллионов, которые читали этих журналистов. Поэтому мне представляется это серьезным.
Самое главное. Вы сейчас упомянули свой ленинградский университет, я Вам хочу сказать, что как раз это Ваше образование даст возможность нам друг друга понять. Этот закон бессуден, там не предусмотрен суд. Тебя назначают иностранным агентом, и нет состязания сторон, предоставления доказательств и приговора. Есть клеймо. Напомню нашу любимую с детства книгу: это такое же клеймо, как у Миледи в «Трех мушкетерах». Но ведь когда Миледи отрубали голову, лилльский палач на рассвете, все-таки ей прочитали приговор. А здесь нет приговора.
Больше того, из этого закона нельзя выйти. У нас нет даже предупреждения о том, что с завтрашнего дня ты становишься иностранным агентом. Для многих, безусловно, это – врагом Родины. Я помню по своей службе [в армии], что все-таки в уставе караульной службы сначала часовой делает предупредительный выстрел вверх, а без предупредительного выстрела стреляет только, извините, конвой в лагере.
Мне кажется, что нам нужно с этим разобраться. Там же есть такие размытые критерии. Например, получение организационно-методической помощи. Это что означает? Вот я беру сейчас у кого-то из членов Валдайского клуба комментарий, если он представитель другой страны, и мы – иноагенты? По пятницам они это объявляют. Я хочу напомнить, что завтра как раз пятница.
Часть вторая
Владимир Путин отвечает Дмитрию Муратову:
Я не буду влево, вправо уходить. Смотрите, Вы сказали, что здесь, когда принимаются эти решения… Во-первых, американские законы. Надо ли нам все у американцев копировать? Все не надо. Но у нас многие в России люди либеральных взглядов, тем не менее, призывают копировать почти все. Но я с Вами согласен: все не надо.
Вы сказали о том, что это не через суд решается. А в Штатах тоже не через суд, там в Минюст вызывают. Вон спросите у «Russia Today», что там творят. Знаете, как жестко? Там до уголовной ответственности. У нас такого нет.
И дело не в позиции того или иного общественного деятеля либо той или иной общественной организации, либо средства массовой информации. Дело не в их позиции. Этот закон не запрещает иметь свое собственное мнение по какому-либо вопросу. Этот закон связан с получением финансовой поддержки из-за рубежа в ходе внутриполитической деятельности. Вот о чем речь.
Этот закон даже не запрещает дальше проводить эту политическую деятельность. Просто эти деньги, которые получаются из-за кордона, из-за бугра, должны быть окрашены, и российское общество должно знать, что человек такую-то позицию формулирует, так-то он относится к внутриполитическим процессам или еще к каким-то, но он получает деньги из-за границы. Это право российского общества. По сути, у нас к этому все и сводится. Там ограничителей никаких нет.
Часть третья
Движение «Голос»*, которое получило «деньги из-за бугра» и стало иностранным агентом
«Около 200 рублей»: за что «Голос»* причислили к «иноагентам»
Григорий Мельконьянц сопредседатель движения «Голос»*, выполняющего функции иностранного агента:
– Наконец, состоялся суд первой инстанции по иску «Голоса»* к Минюсту по оспариванию включения в список «иноагентов», где мы надеялись выяснить, что же скрывается за фразой из реестра о получении иностранного финансирования от «гражданки Республики Армения». Хотелось понять и масштаб «финансирования».
В суде нас обескуражило доказательство, которое представил Минюст — всего одно предложение в изготовленной Минюстом справке для суда, без каких-либо подтверждающих документов:
«В Минюст России 24.06.2021 из Федеральной службы по финансовому мониторингу поступила информация о том, что в адрес Фонда содействия правового просвещения населения «Лига избирателей» (ИНН 7706470890) в апреле 2021 г. были переведены денежные средства 2 операциями в размере около 200 рублей от движения в защиту прав избирателей «Голос»*, которое, в свою очередь, в этот же период получило денежные средства от Манукян Норайр Львовны — гражданки Республики Армении». И это всё.
— На наши уточняющие вопросы и попытки понять логику написанного в справке — ничего вразумительного не последовало. Нет ни конкретных дат, ни конкретной суммы. Только «апрель» и «около 200 руб.»
— Каким образом движение «Голос»*, не имея банковского счета, сначала якобы получило от г-ки Манукян, а потом перевело в фонд «Лига избирателей» 200 рублей? Чем это подтверждается?
— Личность Манукян Норайр Львовны тоже вызвала вопросы. Есть ли у нее гражданство Армении, есть ли гражданство России? Почему Минюст считает ее женщиной, хотя Норайр — это исключительно мужское имя (в переводе с армянского «новый мужчина»)? Мы ходатайствовали о привлечении г-ки Манукян в качестве свидетеля, чтобы можно было установить, что это реальный человек, и прояснить все возникшие вопросы, но суд посчитал это ненужным для рассмотрения дела.
— Пытались мы ознакомиться и с информацией из Росфинмониторинга, на которую ссылается Минюст. Но Минюст заявил, что письмо из Росфинмониторинга только для служебного пользования (ДСП), и поэтому его могут показать только судье. Нам его не показали, несмотря на возражения, что это письмо затрагивает наши права — на его основании принято оспариваемое решение Минюста, поэтому для защиты мы должны быть с ним ознакомлены.
В итоге, письмо показали только судье, а в дело подшили справку самого же Минюста, которая, по утверждению судьи, соответствует содержимому письма. Причина того, что письмо не показывают истцам и не приобщают к материалам дела, может быть в том, что на его основе нельзя делать никаких выводов.
В одном из процессов по другой НКО, оглашая содержание письма Росфинмониторинга, суд первой инстанции прочел следующее:
«Обращаем ваше внимание, что данные сведения носят разведывательный характер, и для использования в суде необходимо получить подтверждение их достоверности в кредитной организации».
Естественно, и в нашем процессе никаких подтверждений достоверности невнятных «разведывательных сведений» представлено не было.
Несмотря на отсутствие доказательств, суд отказал в удовлетворении нашего иска. Будем подавать апелляцию. Где наша не пропадала!
Тексты всех выступлений опубликованы на сайте радиостанции «Эхо Москвы».
Справка
Международный дискуссионный клуб «Валдай» (англ. Valdai Discussion Club) — экспертно-аналитический центр, который был образован в 2004 году в Великом Новгороде.
Своим названием клуб обязан месту проведения первой конференции, которая состоялась недалеко от озера Валдай. Основными задачами клуба организаторы декларируют содействие открытому диалогу экспертов, политиков, общественных деятелей и журналистов, обсуждение актуальных мировых проблем в области международных отношений, политики, экономики, безопасности, энергетики и других областях, прогнозирование ключевых тенденций и процессов в мироустройстве XXI века. (Википедия)
Движение в защиту прав избирателей «Голос»* (сокр. — движение «Голос»*, полн. — Общероссийское общественное движение в защиту прав избирателей «Голос»*, прежде — Ассоциация некоммерческих организаций в защиту прав избирателей «Голос»*). Образовано в 2013 году активными участниками ассоциации «Голос»* без образования юридического лица (Википедия).
* – «Голос» внесен Минюстом РФ в реестр «незарегистрированных объединений, выполняющих функцию иностранного агента».
К публикации подготовила
Татьяна РОМАНЕНКО.
Фото внизу: news2.ru