Цугцванг (шахм.) – положение, при котором у одной из сторон нет полезных ходов, любой ход ведет к проигрышу.
Ну вот. Хотели Чрезвычайную Ситуацию на всю страну? Получите. Но не от эпидемии ковида. Ковид слабаком оказался. И то: он ведь не наш, отечественный, а завозной, иностранный. Обидно как-то из-за чуждой заразы ЧС объявлять. У российских собственная гордость! У нас что, своего ничего нету? А вот и есть!
29 мая в Норильске на ТЭЦ-3 (принадлежит «Норильско-Таймырской энергетической компании», а та, в свою очередь, — «Норильскому никелю») произошла авария. Норильск ведь на вечной мерзлоте стоит. Поэтому там всё, и жилые здания, и производственные, стоит на сваях, вбитых в ту самую вечную мерзлоту. Вот на этой ТЭЦ и просели опоры под резервуаром дизельного топлива. И всё оно, 20 тысяч тонн, вылилось в реки и разлилось по течению рек на десятки и сотни километров. Практически до самого Карского моря (посмотрите по карте, где Норильск, а где Карское море, чтобы оценить масштабы аварии).
Местные жители прикалывались: зачерпывали красную «воду» из реки, мочили в ней бумажку и поджигали. Бумажка горела, как и полагается бумажке, намоченной в дизтопливе. Горела ярко, огонь перекидывлся на траву, приколисты с криками «Ай, ай!» бросались затаптывать огонь…
Скрыть ничего в современном мире нельзя. Есть спутники, есть интернет, и уже Гринпис об аварии знает и говорит, что авария станет одной из самых масштабных в истории Арктики, сравнивает ее с крушением танкера Exxon Valdez у побережья Аляски, в результате которого разлилось 37 тысяч тонн нефтепродуктов. Та авария стоила нефтяной компании Exxon $6 млрд.
Президент Путин об аварии тоже знает. Он узнал о ней не в тот же день, когда она произошла, а на пару дней позже – и очень негодовал по этому поводу: почему сразу не сообщили, я что, должен из соцсетей узнавать? Провинившиеся отвечали: да мы это, да мы сразу…
Вот на этом совещании Путин и объявил о ЧС в масштабе страны. Потому что 20000 тонн дизтоплива – это не шутки, тем более на Севере, за Полярным кругом, где природа и без того хрупка. А уж в этом случае, когда предельно допустимая концентрация загрязняющих веществ в реках превышена в десятки тысяч раз, можно говорить об экологической катастрофе.
Интересно, осталось ли что живое в этих дизельных реках? Говорят, что движение дизельного пятна удалось остановить заграждениями в 6 километрах от озера Пясино, которое на самом берегу моря… Но самая отрава до него всё равно дойдёт. Тем более что Норникель планомерно сливает туда отходы. Кстати, Росрыболовство говорит, что дизтопливо уже в озере.
Губернатор Красноярского края Усс предложил быстрый «лисичкин» способ борьбы с загрязнением: просто поджечь воду в реках – дизтопливо и сгорит, оно ж лёгкое, на поверхности плавает. С одной стороны, приятно, что такой большой человек, как губернатор, демонстрирует свою начитанность, но начитанность это детская. Ну, помните эти стишки: «А лисички взяли спички, к морю синему пошли, море синее зажгли».
С другой стороны, после детских стишков должны бы быть средняя школа, хотя бы среднее образование и взрослые представления о том, что будет после поджигания «синего моря», и вполне губернаторские знания о вверенном ему крае, его размерах, природе и последствиях аварии… В общем, быстрый план Усса отвергли, подключили всех, кого можно, и всё равно: ликвидация последствий аварии займет не один год, а может, и все десять.
А кто ж виноват в аварии?
Хозяин (то есть управляющий акционер) Норникеля – Владимир Потанин, всем известный олигарх. Неужели олигарха накажут? Ой, не верится… Не бывать такому! У нас что, стрелочников мало?
И точно. Есть же директор той самой ТЭЦ… Вот его и обвиним в халатности! Тем более, что сам Потанин говорит, что ёмкость была вполне исправна, только что из ремонта, это всё подвижка грунта… И точно: Генпрокуратура объявила, что да, это просадка грунта, она резервуар разрушила… И вообще: Потанин пообещал потратить на ликвидацию последствий 10 миллиардов (это на самом деле около 2% прошлогодней чистой прибыли Норникеля)!
Путин, правда, сказал вроде бы с упрёком, что гораздо дешевле было бы заменить старую ёмкость на новую – рачительный хозяин наш президент! Кстати, зачем этой ТЭЦ 20 тыщ тонн дизеля, если она, как говорят, работает на газе? Но этот вопрос никто Потанину не задал…
А вот с ковидом у нас всё хорошо. В том смысле, что эпидемия отступает. Во всяком случае, так нам говорят. Вон даже долго упрямившийся мэр Москвы со вторника, 9 июня, отменил в Москве карантикулы. Типа – пусть даже парикмахерские работают. Тем более, что прямо на Красной площади массовое мероприятие запланировано! Не парад, тот позже пройдет, а вот прям сейчас – книжная ярмарка! А там и до парада две недели всего остаётся… И ещё неделя – до голосовалки…
Точно ли эпидемия отступила или хотя бы вышла на плато – посмотрим через месяц… Но в Москве, вроде бы, плато, а по регионам … по-разному. Приморье – в середине. Есть регионы похуже, есть и получше. Но вообще-то надоел этот режим ХЗ. Тем более что лето начинается!
Примпогода, кстати, говорит, что июнь у нас пойдёт по «третьему», редкому и приятному варианту, в котором меньше туманов, больше солнца… и дождей. Желаем жителям не болеть, а врачам – получить все положенные выплаты и вернуться к обычному режиму, чтоб можно было заняться нашими обычными болячками.
Ну, и голосовалка чтоб прошла без эксцессов. А то ЦИК такого туману и кошмару напустила! И неделя голосования, и все в масках, и обеззараживание участка каждый час, а уж насчёт надомного – вообще ужас-кошмар: подойти к дверям, постучаться, отойти на два метра, человек выглянет, с двух метров покажет паспорт, ему сунуть бюллетень, маску, обеззараживатель, человек пойдет обратно в квартиру, там всё заполнит, потом выглянет, сунет бюллетень в ящик, его маску – в кармашек сбоку ящика… В общем, как говорится, кино и немцы!
А пока по телику крутят агитацию за поправки. То есть оно называется информацией, а не агитацией, она не предусмотрена ни «за», ни «против», это только обыватели воспринимают эту информацию как агитацию.
Кстати, среди этой информации, а также на сайте ЦИК с разъяснениями нет информации о самой главной поправке – про обнуление Путина. Публика, конечно, поинтересовалась, а почему… Песков, пресс-секретарь Путина, сказал, что это случайность, технический сбой… Ну-ну. Верим-верим. Тем более что поправок в Конституцию – 206 штук, как все упомнить…
Результат голосовалки, наверняка, будет правильный. Не то чтобы без сучка и задоринки – и то, и другое, наверняка, будет, но не они решат. Кто «за» – те проголосуют «за», а кто «против» – те раскололись. Одни говорят, что надо пойти и проголосовать «против», другие говорят, что не надо ходить, чтобы не создавать ненужную легитимацию голосовалке… А поскольку до голосовалки ещё три недели, то наспориться противники голосовалки успеют всласть.
Результат голосовалки будет правильный-то правильный, но… Политолог Екатерина Шульман говорит: правила написаны так, что результатам трудно будет поверить… Но это не наши проблемы, не обывательские, кто придумал – те и пусть хлебают последствия результата.
В общем, понятно, почему голосовалка объявлена на 1 июля, а начало – с 25 июня. Просто 24 июня должен парад, наконец-то, пройти, и вот, вроде как, на волне парадного воодушевления всё и пойдёт как по маслу…
Потом-то похуже будет. Потом в полный рост встанут экономические последствия эпидемии. Тем более, что группа Белановского по результатам своих статистических изысканий говорит, что народ почти в ярости, но пока в полной мере ещё не ощутил и не осознал. К осени осознает. Может, и к концу лета.
Тем более что куда ехать отдыхать? Нам-то, приморцам, хорошо: у нас море – вот оно. А жителям европейской части России сложнее. Крым пока что закрыт, Краснодарский край выпендривается с эпидемией, типа две недели карантина для прибывающих… а там и отпуск закончится. За границу ехать? Пока что проблематично... В общем, прав был классик: если выпало в империи родиться, лучше жить в глухой провинции, у моря…
Конечно, пандемия никого не пощадила, везде проблемы – или уже начались, или скоро начнутся.
Вон в Америке уже началось. Там, видите ли, полицейские задушили задержанного чёрного (нынче принято говорить – афроамериканца), причём на улице, при свидетелях, на камеру. Ну и всё, Америка вспыхнула. Днем проходили мирные демонстрации, а по ночам демонстрировали мародёры, грабили магазины. И там, и там были и чёрные, и белые – мародёры случаются в любом народе. Последствия рабства, говорят.
Кстати, у нас в Екатеринбурге на той же неделе, что и убийство чернокожего полицейским, наши правоохранители (вроде Росгвардия) тоже убили человека – не на камеру, а в квартиру вломились и застрелили. Вроде, он то ли украл, то ли попытался украсть четыре рулона обоев. Ну и что? Ничего. Возмущение не пошло дальше бухтения в соцсетях и в некоторых СМИ. Никто не вышел на улицы и, тем более, не стал жечь полицейские участки и грабить магазины. Говорят, последствия крепостничества.
Как-то странно. И рабство в США, и крепостничество в России отменили примерно в одно и то же время – с разницей в несколько лет. Казалось бы… Через полтора века в Америке – яростный бунт против последствий рабства, а в России – крепостное молчание… Нет, смерть человека у нас – не повод для возмущения. А что повод?
Кстати, даже если/когда повод найдется, социологи говорят, что уж витрины бить у нас не будут. Мы, говорят социологи, мещане, у нас почтение к витринам…
Ой, давайте не будем так далеко заглядывать в будущее! Июнь нам обещают хороший, впереди почти всё лето, карантикулы либо уже отменили, либо вот-вот отменят, падение уровня жизни в такой обстановке пока что не чувствуется, а если и чувствуется, то не до него – лето, свобода!
Вот и давайте пока радоваться, наслаждаться жизнью.
Печали грядут, но не завтра. И как говорила героиня американской литературы: завтра, об этом я подумаю завтра.
Марина ЗАВАДСКАЯ.