Вы собрались, мгновенно молодея,
Усталый дух в минувшем обновить,
Поговорить на языке лицея
И с жизнью вновь свободно
пошалить.
Пушкин. Праздник.
Декабрь 2017 года. В кафе «Пирожковая» на Площади Восстания с Людмилой Иосифовной пьем кофе. Людмила Иосифовна рассказывает о культурно-политической жизни в Санкт-Петербурге. Между делом сообщает и о своих делах.
Она и ее одноклассницы, поступившие в первый класс семилетней школы в Ленинграде в 1944 году, ежегодно встречаются, чтобы вспомнить школьные годы. Сейчас на встречи приходят человек 13-12. 27 января — день полного освобождения Ленинграда от вражеской блокады в 1944 году, и свои встречи подруги приурочивают к этому дню.
С 2014 года одноклассницы собираются не на квартире, как много лет до этого, а отмечают день освобождения Ленинграда от блокады в кафе или ресторане. Причем «за счет заведения». Людмила Иосифовна рассказывает, что сами все «пробивают».
«70 лет со дня поступления в первый класс мы отметили в 2014-м. Я подумала, что меценаты сейчас есть, капиталисты есть, директора заводов есть, частные владельцы есть, фермеры есть, все это есть.
Я написала в администрацию Кировского района о том, что у нас в компании 11 настоящих жителей блокадного Ленинграда, они придут с документами, а две – дети войны, были в оккупации под немцами. Мы просим по возможности сделать нам бесплатный стол в январе в связи с годовщиной прорыва блокады. В администрации мне сказали: приходите на улицу такую-то, в кафе такое-то.
Я пришла еще с одной девчонкой с нашей, там же два представителя Кировского райсовета, две дамы от администрации и директриса этого кафе. И они согласились устроить для нас стол! Им какие-то преференции за это дают. Так мы в Кировском районе отпраздновали и снятие блокады, и 70-летие поступления в первый класс школы.
2015 год, день Победы. Мы пишем в Адмиралтейский район, бывший Ленинский, что мы окончили школу на улице Курляндской, мы перешли в этом же районе в школу на проспекте Огородникова, и мы там заканчивали 10 классов, что наш кинотеатр «Москва» — это «придворный» наш кинотеатр и т.д. и т.п.
И «просим вас разрешить нам, 13 одноклассницам, где-то бесплатно собраться». Тоже в январе. Отметить заодно и надвигающийся великий праздник Победы. Получаем ответ: в гимназии, недалеко от Балтийского вокзала, нас примут. Мы в столовой гимназии отметили встречу. И потом, когда уже заканчивали праздник, пришла директриса и говорит — я слышу вы все говорите — девочки, девочки, и я вас «девочек» одариваю, и раздает нам пакеты с подарками.
Ну раз это получилось, на следующий год звоню нашей девочке, она в Эрмитаже работает: «Инка, давай замахнемся на «Европейскую». Она говорит — ты с ума сошла? Я говорю — иногда с ума сойти – это ничего.
Мы согласовали текст, позвонили еще одной нашей, она филолог, поправила – не то слово, не там запятая... Я повезла в администрацию Центрального района. Секретарь: «Интересно! Вы указали фамилии, телефоны всех. По телефонам я вижу, что это не Центральный район. Все тринадцать человек...». А я говорю: мы учились в этом районе с 1944 года по 1954-й, а потом судьба разбросала. Где дом разрушился после войны: стенка упала, где переехали, где поменялись, где вышли замуж, разные районы. Я говорю — вы примите наше заявление, дайте мне ксерокопию и распишитесь, а администрация будет решать.
Ну, она недовольно приняла все. Через некоторое время звонок – с «Европейской» все согласовано, но не на 27 января, а на другое число. Я, конечно, согласилась с этой датой. Девчонки первый раз видели такую сервировку стола. У меня комок в горле! Мы ничего не заказывали, о чем речь, какое там меню! Они все сами. И когда мы вошли и увидели этот стол длинный зал, «Пушкин» называется, на первом этаже, это все — у половины девчонок были слезы на глазах. Потому что действительно, росли в коммунальных квартирах после войны, у кого отец погиб, у кого мать, у кого кто...
Ну, вот так отметили.
А в декабре 2017-го как-то иду к Певческому мосту, смотрю на углу «ЛАРУС» ресторан. Ну сделала шаг в сторону и вниз, говорю: а можно директрису? Вышла Лариса какая-то: я вас слушаю. Я села с ней говорить, ла-ла, ла-ла. Она говорит: — ну, давайте. Лариса предложила на 29-е января 2018 г., и я согласилась. И тоже бесплатно.
Людмила Иосифовна вспоминает, что по-первости, когда они в 2014 году сказали, что опубликуют благодарность, им сказали: не надо, ни в коем случае,
Людмила Иосифовна сообщает, что в январе они встречаются в прежнем составе, но без одной подруги, которая умерла в прошлом году.
Мы замахнулись на ресторан «Астория», пока «Астория» нам не дала согласия, ответили, что дату нам скажут.
Людмила Иосифовна показывает фотографии. Вот это пионерская комната, наверное, год 1951-й. Это семилетка, мы выпускались в том году. А это наша пионервожатая Зельма Адольфовна Риттенберг. И с такой фамилией и именем ее не арестовали! Уже когда мы стали взрослые, она нам рассказывала свою историю.
Вот на фото мы выпускали стенгазету, я редактор. Все удивляются, что в 1944-м поступили в первый класс, и нас еще 24 осталось. Вот это Люда Евсеенко, которая была в оккупации под немцами в Сиверской, они приехали к бабушке отдыхать и оказались в оккупации. И немецкая машина однажды ей специально на ногу наехала. Там был врач в Сиверской, из мужчин остался один врач, и он ее спас.
А это мы собирались в ресторане «Русь», около Певческого моста, год или два тому назад. А это у меня дома собирались. А вот это 1970-й год. Мы получили от своей учительницы в начальных классах открытку со словами: «Милые мои девочки Люся и Нина! Спасибо вам за письмо и отличные фотографии. Я, конечно, без подписей не сразу бы вас всех узнала, — время наложило свой отпечаток. Рада, что ваша школьная дружба оказалась крепкой, и вы иногда собираетесь вместе. Мне это очень приятно. Дружите и дальше. Пусть такая крепкая дружба послужит примером для ваших детей. Всех крепко целую и обнимаю моих дорогих девочек. Всегда любящая вас, Елизавета Михайловна».
Людмила Иосифовна протягивает листок со стихотворением, спрашивает пойдет ли для нашей газеты. Прочитав стих, я его отвергла. Мы немного спорим про политику.
– Вы тут в стихотворении либералов поносите, а я же либерал...
– Ну, уж не так вас и поносят, вы уж не плачьте. Скажите, где сейчас Навальный, как он?
– Понятия не имею, он мне не нравится.
– Так, поехали дальше. В свое время я с уважением относилась к Лимонову, встречалась с ним, знала его, знала ребят с высшим образованием, которые в Госдуму прошли. Сейчас не знаете его судьбу?
– Он не либерал, поэтому не знаю.
– Я очень жалею, что в какие-то времена все не объединяются, а каждый тянет одеяло на свой манер. Каждый в своем окопе и тычет на другого пальцем!
Людмила Иосифовна пообещала рассказать о встрече, взяла несколько экземпляров нашей газеты, и мы расстались.
Татьяна Романенко,
г. Санкт-Петербург
Верхний снимок:
встеча подруг в 1989 году.
Внизу: А эта встреча в 2005 году.
Фото из семейного архива.