фото

Противостоянию Владивостока и Хабаровска много лет. По крайней мере на бытовом уровне это осознается: мы – разные. Климат у нас разный, природа разная, да и люди другие. У нас – море! А у вас что? Река? Ой да что такое река, даже такая, как Амур, против моря!

А там, где море, там у людей иной менталитет. Хоть Екатерина Шульман, политолог, считает, что менталитета никакого нет – а все равно что-то есть. Прежде всего открытость миру.

То есть не так: деревни наши (не говоря уж о городах) не полностью жили закрытой автономной жизнью – кто-нибудь, хоть один парень, плавал. Рыбаки, китобои, краболовы, торговцы, научники в конце концов – на все суда нужны люди. И суда эти не только море-океан бороздили, но, бывало, и в иностранные порты заходили. Так что повидали мир приморцы, повидали…

А вот к нам зайти – это уж фигвам. Закрытый порт! Погранзона! И хотя Приморье – это юг (хоть и с некоторыми издержками, отразившимися в местной поговорке: широта крымская, но долгота колымская), но закрытость и обилие погранзон больше, чем климат, не пускал сюда отдыхающих. Что спасло южный берег Приморья от участи черноморского побережья, где местные жители в сезон сдавали приезжим любой сарай или беседку и драли втридорога, чтобы потом весь год жить на эти деньги, а местные школьники потом в сочинениях на тему «Кем я хочу стать» писали: «Отдыхающим!»

От этого приморцы были избавлены, но зато не приобрели привычку принимать гостей.

А уж когда погранзоны (в советском объеме) отменили и сюда хлынули… прежде всего хабаровчане – юг, море и, главное, близко! Вот тогда наши приморские патриоты и завозмущались: они заняли все бухты, они замусорили весь берег, они… Когда наши мусорят – это ничего, своим можно…

Хабаровские железнодорожники вообще-то начали осваивать наше побережье еще при Союзе. На утесе, отделяющем бухту Бойсмана от соседней, они построили базу отдыха. Хасанский район? Погранзона? Только для местных? Да что вы говорите… Железнодорожники и не найдут выхода? Нашли! Там дорога же проходит. Железная. Вот хабаровчане и взялись изучать влияние моря на рельсы. А как и когда изучать – не ваше пограничное дело!

Вопрос: почему этим не занялись наши, приморские железнодорожники и не построили там базу для своих работников? Возможно, потому что Железнодорожный институт – в Хабаровске, а не во Владивостоке… А возможно потому, что в Хабаровске больше думают о своих людях…

В 90-е я часто бывала в Хабаровске. И вот идешь по городу – и вдруг видишь вывеску на доме: «Законодательное собрание Хабаровского края». Эге, а в Приморье еще нет Законодательного собрания! В другой раз идешь – и вывеска на доме: «Дума города Хабаровска» Эге, а во Владивостоке так и нет Думы! Все время Хабаровск опережал нас. Не удивительно, что именно он стал столицей Дальневосточного округа!

Этим летом я снова была в Хабаровске – проездом в Благовещенск. Выхожу из вокзала – квас! Иду по Амурскому бульвару, возвращаюсь по Уссурийскому – мороженое! Снова квас! Еще мороженое! А попробуйте во Владивостоке летом лоток с мороженым или квасом найти! Зато есть лотки с беляшами, пян-се и пирожками. Идешь по улице, сверху горячее южное солнце, жара под 30 градусов плюс обычная наша влажность, а тут лоток: «Га-арячие пирожки!» Ну, сказка.

Приехала в Благовещенск. Ну что сказать? Провинциальный городок, в три раза меньше Владивостока. Построен «квадратно-гнездовым» способом, как Уссурийск. Иду по улицам, осваиваю местную географию. Ой, что это: перед переходом нет бордюра, плитка плавно спускается а уровню дороги! Перехожу дорогу – ой, снова плавный переход к тротуару! А потом выяснилось: так – по всему городу!

Помню, как у нас на Борисенко (остановка трамвая «Стадион», хотя это давно не стадион, а рынок) жители долго, активно и громко просили власти убрать бордюр на переходе – с рынка трудно с сумками (у некоторых ведь на колесиках) переходить. Потребовалось вмешательство депутата! А в Благовещенске как раз бордюры в местах переходов редкость. Пожалуйста: хоть на велике езжай, хоть сумку кати, хоть детскую коляску…

фото

Между прочим, сделать плавный спуск от тротуара к дороге на переходах – большого ума не надо. Нужно просто вспомнить, что в городе живут люди, что они здесь ходят, и надо бы сделать им удобно. И вообще о людях помнить постоянно, а не только перед выборами вспоминать. Выкатить летом на улицы лотки с мороженым и квасом – тоже большого ума не надо, нужна просто забота о людях… Кстати, в Благовещенске на улицах – тоже лотки с мороженым и квасом.

О зелени и упоминать нечего. И провинциальный Благовещенск, и столичный Хабаровск утопают в зелени. Здоровущие сосны (почти сосновая роща) на Амурском бульваре – для нас это недостижимо, конечно, у нас только чахлые деревца в осаде из камня.

А еще хабаровские пруды, или как оно там называется… С фонтанами, развлекаловкой, мостиком… Кто не хочет платить – сиди на скамеечке, любуйся красотой. У нас тоже могло быть что-то подобное – на остатках речки Буяковки, на озерах Мингородка. Нет, пусто…

Скажете, денег нет, а вот станем столицей – деньги появятся, и мы ка-а-ак построим!

Ага, вон Хайяты построили.

фотоВообще впечатление такое создалось, что наши местные власти презирают деньги, ни в коем случае денег не хотят и всячески от них отказываются.

Простой пример: у нас есть море. В Хабаровске по Амуру прогулочные катера ходят, у нас по морю – нет. Был несколько лет назад прогулочный катер в сторону Русского – всё, нету, пирс разрушен. Туроператоры говорили властям: туристы хотят по морю, запустите прогулочные катера. Им сказали: договаривайтесь сами с рейдовыми. Кажется, наши власти работают только на себя, а если можно не работать, то еще лучше.

Вон новый врио поувольнял засидевшихся – и что, кто-нибудь не одобрил его действия? Как говорится – как вы к нам, так и мы к вам.

Понятно, врио хочет стать полноценным губернатором – и старается понравиться приморцам в этом качестве. Идея перенести столицу из Хабаровска во Владивосток – популистская, конечно, но публике может понравиться. Еще бы: мы лучшие!

Увы, на мой взгляд, Владивосток не достоин столичного статуса. Он, конечно, ЛГЗ для истинных владивостокцев, но для столицы нужно еще многое другое.

Пока что наши понты – это как стеклянная надстройка над историческим зданием в самом центре. Сомнительная красота. И понты сомнительные.

Марина ЗАВАДСКАЯ.

Фото автора.