Вопросы Путину к 7 июня 2018 г.
Я решил опубликовать эти вопросы, Не хочу, чтобы они затерялись в канцелярии.
1. Согласны ли Вы с тем, что сменяемость власти непременное условие демократии?
Если согласны, тогда зачем же Вы называете нынешнее наше государственное устройство демократией? Ведь к 2024 г., концу Вашего президентского срока, Вы пересидите в Кремле, страшно сказать, не только Брежнева, но и Сталина даже?
Если же Вы полагаете, будто несменяемость власти вполне совместима с демократией, объясните, пожалуйста, почему крупные учёные, известные публицисты, авторитетные политики, да, наконец, сотни миллионов граждан цивилизованных стран держатся противного мнения? Массовое заблуждение? Бывает, конечно. Так надо же скорее убедительно его опровергнуть. Это же не пустое дело, касается всех нас.
Начало несомненного сталинского единовластия, я полагаю, убийства Кирова в 1934 г. Однако, периодизация – дело профессиональных историков. Да это не столь и важно для моего вопроса.
2. В декабре 2011 г. Вы, лидер страны, позволили себе оскорбить граждан этой страны.
Многочисленную мирную демонстрацию несогласных с Вашей политикой, Вы обозвали бандерлогами, сославшись на «любимого» Вами Киплинга. А белые ленточки на груди демонстрантов скабрёзно наименовали презервативами.
Ну, от человека, воспитанного уличной шпаной, а потом КГБ, бессмысленно требовать сносного понимания художественной литературы и приличий. Но гарант Конституции (ст. 80, п. 2) мог бы всё-таки заглянуть в её 2-ю главу и убедиться, что в число его обязанностей входит обеспечить свободу убеждений, слова, собраний, митингов и демонстраций.
Что скажете Вы об этом, г-н Президент?
Вы, в самом деле полагаете, что щиты, дубинки, тяжёлые башмаки в разы возросшей численности полицейских формирований как раз и обеспечивают эти конституционные свободы?
3. Ну, и ещё о «свободе слова». На заре Вашего первого президентского срока, ночью с 13 на 14 апреля 2001 г., произошёл силовой захват и национализация телеканала НТВ. Потом последовала национализация ТВ-6, ну, и сама собой возникла цензура. Государственные СМИ, с какой стати они станут независимыми?
Эта компания национализации, т.е. превращения журналистов в госчиновников, очень близко совпадала с передачами о трагедии подводной лодки «Курск» – помните, как долго Вы не прерывали Ваш отдых? А ведь в лодке ещё были живые люди!
И с «рязанским сахаром» – то ли сахар, то ли взрывчатка, положенные в подвал 16-этажного дома в Рязани сотрудниками КГБ.
Да и с серией «Куклы» на НТВ. «Крошка Цахес», это ведь Вы, господин Президент!
Ну, Виктор Степанович Черномырдин смеялся, узнавая себя в «Куклах», а Владимир Владимирович ни критики, ни шуток на дух не переносит – госпрестиж, понимаешь ли.
Ну, так в чём мой третий вопрос, спросите Вы.
А чем же дело-то успокоится, Владимир Владимирович? Ведь сколько верёвочке ни виться, а конец будет. Так и станем мы врать, будто окружены врагами, а сами отхватим то кусок Грузии, то Крым? И всех будем пугать непомерной нашей силой и бессовестно лгать. А с Вами-то как? Может, Вы теперь увеличите президентский срок до 10 лет, чего уж мелочиться? Или пожизненное президентство?
Примеры есть, да и «пипл схавает». Пусть простят мне жаргон, так ведь схавает же, к гадалке не ходи. Ну, и как, считаете Вы, будет жить страна, в которой народ научили задирать нос и разучили думать?
Сергей Ковалев, правозащитник, председатель Фонда Андрея Сахарова.
Фото echo.msk.ru/blog/skovalev