Все предназначавшиеся ему пули принял его сослуживец
Фронтовой путь Алексея Боброва начался в Белоруссии и завершился в Германии в мае 1945 года. Он преодолевал болота и леса, видел сожженные деревни и смерть сослуживцев. И сам неоднократно был на волосок от гибели. В той войне, считает ветеран, который и не должен был служить в действующей армии, его спасло только чудо.
Смерть матери
Будущий ветеран, принимавший участие в освобождении Белоруссии, Польши и Германии от нацизма, Алексей Бобров родился 15 июня 1925 года в селе Бабстово Хабаровского края. Спустя несколько лет семья переехала в нанайское село на Амуре.
Его родители Елизавета Федоровна и Иван Григорьевич в 1929-м и 1931 году подарили ему сестренку и брата Федосью и Григория. Но вскоре его мама умерла. Некоторое время за детьми присматривала бабушка - мама Ивана Григорьевича.
А затем глава семьи, работавший плотником, решил переехать в город Биробиджан. Здесь он вторично женился, и у Алеши появились еще две сестренки - Екатерина и Маруся. А после войны у Ивана Григорьевича со второй женой Анной Николаевной родилась третья дочь - Ирина.
Железнодорожная «броня»
За несколько дней до войны Алексею исполнилось 16 лет, он получил паспорт, и в конце августа 1941 года устроился на работу слесарем на вторую дистанцию сигнализации и станции Биробиджан. Его отца забрали в армию, тот проходил службу на Дальнем Востоке. Жили за счет зарплаты молодого рабочего и денег, зарабатываемых Анной Николаевной, стиравшей белье военным. Алексею, как рабочему, полагалось также ежедневно 800 граммов хлеба, всем остальным в его семье, как иждивенцам, давали по 400 граммов.
Так продолжалось до декабря 1942 года, когда к молодому человеку пришла повестка о призыве в армию. У Алексея Боброва была «броня», защищавшая его от призыва, но 17-летний парень об этом или не знал, или был законопослушным. Он откликнулся на повестку и пришел на призывной пункт. Даже не с паспортом, который лежал в конторе его железнодорожной организации, а с удостоверением личности.
В саму контору, руководство которой, конечно, не отпустило бы его в армию, он вообще не заглянул.
Учебка
Алексея направили в снайперскую школу на железнодорожную станцию Лазо Приморского края, весной 1943 года перебросили в Облученский район Еврейской автономной области. А осенью того же года вместе с его погодками погрузили в эшелон и повезли на запад. Но до фронта не доехали.
- Ехали в теплушках в двуосных вагонах, спали на двухъярусных нарах, - вспоминает ветеран. - Грелись от стоявшей в центре вагона печурки. На одной из железнодорожных станций Сибири нас высадили и продолжили обучать воинскому делу, в этот раз - обращению с противотанковым ружьем. По завершению обучения весной 1944 года нам дали новое обмундирование, английские шинели, выстроили строем перед генералом и повезли по направлению к Белоруссии.
Буг
Солдат 66-го стрелкового полка 61-й армии 1-го Белорусского фронта выгрузили на станции Новозыбков Брянской области. И сразу же они подверглись атаке немецких бомбардировщиков. Несколько молодых людей погибли, даже не добравшись до передовой.
Алексей тоже мог не дойти до фронта. Во время одной из бомбардировок его осколком ранило в правую ногу и сильно чем-то ударило по голове. Хорошо, что это был не осколок, а твердый комок высохшей грязи. В медсанбат по поводу ранения он даже не обращался, и этот осколок в ноге носит в себе уже 74 года.
Шли через Белорусские леса и болота, преодолевая сопротивление отступавшего противника. Ему хотелось только одного - чтобы скорее закончилась война, и можно было бы просто выспаться. О смерти, пока не получил ранение, даже не задумывался. А летом 1944 года при форсировании Буга, разделявшего Белоруссию и Польшу, только чудом остался жив.
«Через реку переправлялись ночью, в том месте, где был перекат, - рассказывает Алексей Иванович. - Переходили со стороны пологого берега, тогда как фрицы засели в кустах с пулеметами на противоположном - крутом берегу. Мы услышали, как они разговаривают, а до них было метров двадцать, и сразу же залегли. И как они давай «чистить» нас из пулеметов разрывными пулями. Остаться в живых было трудно.
Мне повезло, что мой напарник шел чуть впереди меня и когда упал, был ближе к немцам. Он и принял на себя практически все летевшие в нашу сторону пули. Лежал рядом со мной, и я слышал его последний вздох. Мне попало в ногу и руку. Я отполз к деревушке, со стороны которой мы наступали. А потом, когда все затихло, местный дед отвез меня еще с одним раненым на телеге в медсанбат».
В Германию на танках
А уже оттуда нас повезли в госпиталь в Брест. Там и сделали операцию.
Из госпиталя в конце 1944 года Алексея Боброва направили на военно-пересыльный пункт. А уже отсюда представитель танкового училища его и еще нескольких ребят забрал обучаться на танкистов.
Училище находилось прямо в составе танкового полка 1-го Белорусского фронта, солдаты учились профессии танкиста, продвигаясь на запад вместе с фронтом. Алексей вместе с этим полком и дошел до Германии.
Конец войны встретили всеобщим ликованием.
- День победы - это чудо, - рассказывает ветеран. Мы все были так рады. Победа же не так просто нам далась. Столько лет шла война и наконец-то она закончилась. Тут уж радости конца не было.
Когда Алексей Иванович говорил эти слова, он буквально светился от радости.
Домой
Он еще пять лет прослужил в Германии, занимался ремонтом танков. А летом 1950 года поехал в отпуск к родным в Еврейскую автономную область, и дома его демобилизовали. Прослуживший почти восемь лет ветеран вернулся на железную дорогу и всю жизнь вплоть до выхода на пенсию в 1985 году проработал механиком на станции Лондоко Облученской дистанции сигнализации, централизации и блокировки.
А в 1989 году вместе с супругой Анной Иосифовной переехал в Уссурийск.
Алексей Иванович награжден орденами Красной звезды и Отечественной войны II степени, медалями «За освобождение Белоруссии», «За взятие Берлина». Но самой ценной наградой считает сохраненную жизнь.
- Когда переправлялись через Буг, я мог навсегда там и остаться, - говорит он. - Много наших тогда погибло. Меня, видно, сохранил боженька.
Роман ВИНОКУРОВ
Фото Уссурийской городской библиотеки и из семейного архива Бобровых
Автор выражает благодарность Уссурийской городской библиотеке.