Чем больше учеников в школе, тем «эффективнее» она работает. Чем больше учеников в классе, тем выше «производительность труда» учителя. И все! О просвещении и воспитании речь вообще не идет. К чему привела реформа образования в России?
Печально видеть, когда молодежь, вчерашние школьники, не могут ответить на элементарные вопросы, например, когда началась Вторая мировая война, кто был тогда главнокомандующим, кто автор «Бородино», и так далее. Все это результат отупления наших детей.
В.И. Ленин указал, что необходимо перейти к подготовке «всесторонне развитых и всесторонне подготовленных людей, которые умеют делать все». Такое было направление образования тогда.
А сейчас, когда началась реформа образования, бывший министр Фурсенко ясно дал понять, что «…наша задача заключается в том, чтобы вырастить квалифицированного потребителя». Это значит, что олигархической власти не нужны грамотные люди, всего-то нужно уметь расписаться под кредитом, прочитать этикетку на моющем средстве, чтобы отличить «Белизну» от жидкого мыла.
Олигархам нужны полуграмотные рабы, чтоб не думали, а верхом блага считали полторашку химического пива и попкорн у телевизора.
Лично мне такая идеология напомнила гитлеровские планы на побежденные народы.
«Славяне должны работать на нас, а в случае, если они нам больше не нужны, пусть умирают. Прививки и охрана здоровья для них излишни. Славянская плодовитость нежелательна..., образование опасно. Достаточно, если они будут уметь считать до ста... Каждый образованный человек — это наш будущий враг.
Следует отбросить все сентиментальные возражения. Нужно управлять этим народом с железной решимостью» - сказал А. Гитлер 11 апреля 1942 года.
Такое ощущение, что нынешние реформаторы нынешнюю реформу школьного образования в России подглядели у Гитлера. Именно они резко уменьшили как физическую доступность образования, так и его качество через внедрение системы ЕГЭ с его готовыми, идеологически выверенными шаблонами-ответами. Таким образом осуществляется дебилизация молодого поколения. Следуют прямо фашистскими методами.
«Добиваться того, чтобы “на русской территории население в своем большинстве состояло из людей примитивного полуевропейского типа”. Эта масса “расово неполноценных тупых людей” не должна была доставлять много забот германскому руководству распоряжаться толпами послушных и дешевых рабов» - из речи Гитлера.
Помещения детских садов передаются под офисы и казино. Ликвидируются школы на селе. В ходе оптимизации учебных заведений в регионах до 2018 года запланировано закрыть 3 639 школ и детских садов в селах. В том числе речь идет об учреждениях дополнительного и среднего профессионального образования, а также дома и интернаты для сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В России 5 млн. беспризорных детей.
Только 30% детей полностью здоровы. СМИ внедряют животные инстинкты в молодежную среду. Телевидение, радио, печатные СМИ способствуют духовному одичанию, ведут пропаганду человеческих пороков.
Приказ Зурабова №84 практически уничтожает детских врачей и педиатрию как таковую.
Детское пособие на ребенка равно 70 - 300 рублей в месяц, в зависимости от региона. На содержание бродячего пса в московском питомнике выделяется 60 рублей в день. Зарплата учителя ниже прожиточного минимума. Чтобы заработать, он вынужден вести уроки 36 часов в неделю.
По плану Фурсенко вводится плата за школьное образование. 18 часов бесплатно, а остальные часы за плату. Ликвидируется самая передовая в мире советская система образования, оно повсеместно становится платным.
В стране более трех миллионов детей, каждый пятый не ходит в школу. Даже в ВМФ стали поступать призывники с начальным образованием. История России преподается по иностранным учебникам, извращается. Из молодежи формируют «иванов, не помнящих родства».
Платное образование в 2018 году станет повсеместным?
Информация о том, что за получение среднего образования россиянам придется платить, волнует общественность уже несколько лет подряд. Данная тема и раньше была болезненной, потому что учеба отнимает большую часть семейного бюджета, но в условиях кризиса проблема стала более заметной, потому что заработные платы россиян остались неизменными, но при этом практически каждый аспект их жизни подорожал. Неудивительно, что сегодня информация о том, будет ли платное среднее образование с 2018 года, является невероятно актуальной.
В Конституции страны содержатся данные о том, что каждый гражданин России имеет право на получение образования совершенно бесплатно. Однако чиновники славятся своим умением находить нужные им ячейки в каждом из подписанных ими же указов, поэтому вероятность того, что за данную услугу в ближайшем будущем придется немало платить, очень высока.
Сегодня оплату общеобразовательных услуг решили вводить в автономных организациях, которыми управляют не директора, а специально нанятые люди, которые имеют право заключать договора с целью получения прибыли. Целью обновленного закона, который предполагает платное образование в 2018 году, является перевод большинства российских школ на систему самоокупания, однако никто при этом не задумывается над тем, как данное изменение может отразиться на состоянии школьников.
Новая система может оказаться достаточно «интересной», ведь планируется, что основные уроки (три) будут проходить на бесплатной основе, то есть платить за них обязуется государство, еще три урока будут предоставляться на льготной основе, а вот за все остальные придется платить родителям.
Некоторая часть времени учащихся будет отдана под профобразование, на которое современные власти делают сегодня крайне большие ставки. Считается, что профессиональное образование сделает учащихся средней школы более взрослыми и поможет им быстрее найти свою дорогу в жизни, освоив подходящую профессию.
Однако очень похоже, что дикий российский капитализм багаж фундаментальных знаний сделает достоянием узкой элиты, которая будет руководить неграмотным большинством. Ведь фундаментальное образование, просвещение, воспитание, раскрытие творческих способностей – это процессы, по определению требующие больших затрат труда и времени, профессионального мастерства педагогов, организации особой интеллектуальной среды. И поэтому чем ниже будет качество бесплатного образования, которое дается государством как право для всех, тем выше будет цена хорошего, элитного образования, которое станет роскошью для немногих.
Кто стоит у руля реформ образования
Эту идею еще в 2007 году внятно транслировал бывший министр образования Андрей Фурсенко: «Недостатком советской системы образования была попытка формировать человека-творца, а сейчас задача заключается в том, чтобы взрастить квалифицированного потребителя».
По прогнозам главного идеолога модернизации образования ректора Государственного университета Высшей школы экономики (ГУ-ВШЭ) Ярослава Кузьминова (см. инфо о широкой деятельности Кузьминова здесь), данным ещё в 2003 году во время дискуссии «Образование в 2013. Тенденции и вызовы», это дало бы возможность получить от российских семей дополнительных 7 млрд долларов.
«Социализм в школьном образовании закончился», – убеждал нас в те же годы гуру модернизации Анатолий Пинский. – «Школа должна зарабатывать».
Министры образования сменяли один другого, но дело модернизации оставалось живее всех живых… Пристальный взгляд обязательно обнаружит, что все идеологические, кадровые и финансовые пути реформ образования так или иначе проходили через Высшую школу экономики, вокруг которой в 2000-е годы начинает кучковаться сплоченная группа «модернизаторов».
Оппоненты модернизации не устают удивляться поразительной влиятельности этой группы. Например, в мае 2009 года декан социологического факультета МГУ Владимир Добреньков (ред. - уволен из МГУ в 2014 г.) в открытом письме к президенту Медведеву пытался обратить внимание общественности на «непомерно завышенные амбициозные претензии», на особую роль в системе российского образования ГУ-ВШЭ, которая «откровенно лоббирует свои интересы в Правительстве РФ». Ключевой вопрос письма:
«Почему с таким упорством, такими темпами демонтируется прежняя, казалось бы, отработанная система стандартизации образования и внедряется новая, грантово-тендерная и зависимая от произвольных решений Минобрнауки?..»
В декабре 1999 года Высшая школа экономики наряду с четырьмя другими лицами-учредителями создает фонд «Центр стратегических разработок», который и приступает к разработке стратегии развития России, и в первую очередь – программы реформы образования.
Организацию возглавляет Герман Оскарович Греф, а вице-президентом фонда оказывается супруга г-на Кузьминова Эльвира Сахипзадовна Набиуллина, будущий министр экономразвития. Воистину, эта супружеская чета внесла неоценимый вклад в дело модернизации российского образования.
«Всё это время Набиуллина умудрялась держаться в тени, – писали журналисты, – а ведь она была и остается главной «рабочей лошадкой» грефовского штаба реформ». Самого же Ярослава Кузьминова называют «крёстным отцом» модернизации, главным её идеологом и разработчиком.
Готовились реформы тихо, если не сказать – келейно. Ни «широкую общественность», ни профессиональное сообщество, ни даже Министерство образования к ней постарались не подпустить.
В результате были определены первоочередные меры – проведение экспериментов по ЕГЭ, по реструктуризации малокомплектных сельских школ, по переходу на финансирование высшей школы с использованием «образовательных ваучеров» – ГИФО (государственных именных финансовых обязательств) – последний из экспериментов денег стоил немалых, но, к счастью, был признан несостоятельным.
Три важнейших принципа образования – всеобщность, бесплатность и фундаментальность – подвергались полному пересмотру как нерентабельные.
По мнению г-на Кузьминова выходило, что страна у нас слишком образованная. Где это видано – «в нищей России учится 98,6% подростков в возрасте 16 лет, на среднее образование тратится больше, чем на высшее»! Специалистов с высшим образованием – также переизбыток… А сколько средств оседает на программах ПТУ?.. Деньги государства, по мнению г-на Кузьминова, уходят сквозь пальцы: содержание и питание детей в детских садах, содержание воспитанников профтехучилищ, поддержание малокомплектных сельских школ…
Куда же стоило бы направлять бюджетные средства, по мнению членов РОСРО и г-на Кузьминова? Например, на информатизацию российского образования. Напомним, еще в 2001 году родилась федеральная целевая программа «Развитие единой образовательной информационной среды (2001-2005 годы)»: Интернет – в каждую деревню… Дело благое. Однако деньги в бюджете на его реализацию предусмотрены не были. Какой там Интернет, если школы разваливаются и мела не хватает?
Ситуация вызвала взрыв возмущения в РОСРО: опять «капремонты» – кто тут против модернизации? В результате средства в размере 1748,9 млн руб, предназначенные на насущные нужды российского образования, были перераспределены на «Прочие нужды», то бишь на «развитие информационной среды».
Министерством образования РФ был объявлен открытый конкурс на поставку компьютерной техники в сельские школы (приказ от 11 января 2001 года № 89). Контроль за проведением конкурса осуществляло Министерство экономического развития и торговли, руководимое в то время Германом Грефом, 1-м замом которого, как мы помним, являлась Эльвира Набиуллина (ред.ИВАН ЧАЙ - ныне глава Центробанка). А заключения по конкурсу давал «Институт госзакупок» Высшей школы экономики, руководимой ее супругом Ярославом Кузьминовым.
К чему привело
Начнем с цифр. Согласно официальной статистике, расходы федерального бюджета на образование последние 10 лет растут в арифметической прогрессии. В 2004 году на образование было выделено 119,3 млрд бюджетных рублей, а в 2012 уже 586,3 млрд. (Согласно Федеральным законам о бюджете РФ [1] [2]) Однако состояние нашей системы образования в той же прогрессии ухудшается.
ЮНЕСКО ежегодно составляет рейтинг стран мира по интегральному показателю качества образования. Если Советский Союз в 1990 году занимал в этом рейтинге 3 место, то Российская Федерация в 2006 году – уже 41 место. А к 2012 году мы опустились до 49 места, пропустив вперед даже некоторые островные государства Океании.
Педагогов и учебных заведений в стране становится с каждым годом все меньше. Количество средних школ с 2000 по 2012 гг. уменьшилось почти на треть – с 70 до 45 тысяч. Количество учителей за это же время уменьшилось с 1,7 млн до 1,1 млн. Почти на 20% стало меньше бюджетных мест в вузах.
Куда же идут выделяемые правительством миллиарды? Зарплаты рядовых сотрудников школ и вузов растут крайне медленно, в отличие от зарплат руководящего состава. Самый богатый ректор России в 2013 году заработал 71,5 млн рублей, самый богатый ректор Перми – 8 млн рублей .
Следствия неолиберальной политики России в целом: развал наукоемких отраслей производства и повышение зависимости экономики от экспорта сырья, углубление имущественного неравенства, иерархизация общества (классовое расслоение), повышение уровня эксплуатации трудящихся, подавление демократии. С другой стороны, государство становится все более консервативным, что означает усиление бюрократического и полицейского контроля над обществом с целью подавления классовой борьбы
В первую очередь, речь идет о постепенной коммерциализации сферы образования. В результате проводимых реформ логика управления образовательными учреждениями все более напоминает логику бизнеса: есть трудящиеся (педагоги), которые создают экономическое благо (т. е. образовательные услуги) и получают небольшое вознаграждение за свой труд, а есть хозяева (руководители учебных заведений и ведомственные чиновники), делящие основную «прибыль». При этом принятие всех решений сосредоточено в руках хозяев, педагоги же выступают как простые исполнители.
Мнение самих учащихся и их родителей находится в самом низу приоритетов (если только они не платят за обучение). Поэтому проводятся в первую очередь те изменения, которые позволяют минимизировать убытки и максимизировать доход, а не повысить качество обучения.
Шутки про работу в «Макдоналдсе» после окончания вуза уже затерлись, но они отражают реальность. По данным Росстата, в 2012 году только 40% россиян работали по полученной специальности, причем в некоторых сферах (например, филологии, социологии, истории и экологии) эта цифра не достигает и 20%. Государство не стремится развивать в стране наукоемкие производства. Вместо этого вслед за деградацией экономики оно запускает процесс деградации образования и науки.
С точки зрения нынешней власти, хорошее образование – это не только лишняя трата бюджетных денег, но и опасность развития «крамольных» идей о несправедливом устройстве нашего общества. «Меньше знаешь – крепче спишь!» – под таким лозунгом реформируется образовательный процесс в России. Иначе не объяснить, почему ухудшение показателей сдачи ЕГЭ приводит к абсурдным заявлениям премьер-министра о необходимости упрощения теста, а не улучшения подготовки.
В рамках нового ФГОС для высшего образования вводятся новые методы оценки знаний, а именно балльно-рейтинговая система. Как это ни страшно звучит, но понятия «сессия», «зачет» и «экзамен» скоро могут совсем исчезнуть из обихода студентов. Отныне оценка в дипломе будет состоять из суммы баллов за работу в течение семестра и некие контрольные мероприятия.
Причем лучшим «контрольным мероприятием» признается тест, потому что так бюрократии легче контролировать образовательный процесс. Ясно, что при таком подходе оценка не будет демонстрировать ни уровень и глубину знаний, ни понимание предмета, ни творческие способности студента – только исполнительность и усердие.
То есть качества, так необходимые наемному работнику. А заставить преподавателей отказаться от традиционных устных экзаменов чиновники могут, обязав их записывать экзамены на камеру (якобы с целью недопущения коррупции и повышения объективности оценки). Разговоры об этом уже ведутся.
Согласно новому закону «Об образовании» в России больше не существует понятия «начальное профессиональное образование». Все уцелевшие после предыдущих реформ профучилища спешно «превращаются» в филиалы техникумов и колледжей. А вместо подготовки квалифицированных рабочих кадров правительством предлагается развитие системы краткосрочных профессиональных курсов под непосредственным контролем работодателей.
Это означает только одно: углубление классовой дифференциации общества и появление в будущем целой массы рабочих с неполным средним образованием (особенно в провинции, где кроме профучилищ просто не было других учебных заведений).
В ближайших планах Минобразования провести процедуру «оптимизации» высших учебных заведений. Уже проведена проверка вузов по ряду критериев «эффективности», большинство из которых отражают только их рыночную успешность. Например, качество образования оценивалось по тому, каким «спросом» пользуется тот или иной вуз у выпускников (по среднему баллу ЕГЭ поступивших), а качество научной деятельности - по объему привлеченных грантов.
Также важными показателями «эффективности» стали численность иностранных студентов (которые обучаются платно, следовательно, являются источником дохода) и общий объем всех доходов вуза. По результатам проверки чиновники составили список «неэффективных» (то есть неприбыльных) заведений, подлежащих «оптимизации или реорганизации».
А это значит, что скоро будут закрывать кафедры, факультеты и институты, увольнять преподавателей, сокращать число бюджетных мест. Некоторые вузы могут потерять самостоятельность и стать подразделениями других. Среди них множество профильных институтов, созданных в СССР для подготовки квалифицированных кадров: педагогических, сельскохозяйственных, технических, гуманитарных. Они не пользуются «повышенным спросом» у абитуриентов и не обучают иностранцев, но выполняют важную социальную роль, что не помешает чиновникам при желании от них избавиться. Уже сейчас происходит сокращение бюджетных мест на гуманитарные специальности во многих вузах.
Повышение оплаты труда преподавателей, о котором так много в последние годы говорят с экранов, происходит, в том числе за счет сокращения рабочих мест. Под удар попадают в первую очередь те педагоги, что работали на 1,5-2 ставки, совместители и младшие научные сотрудники. Все это очень затрудняет и без того напряженную работу педагогов, создавая на кафедрах конкуренцию вместо здорового научного сотрудничества.
Получая мизерные зарплаты, преподаватели вынуждены делать упор на ту деятельность, которая поможет им хоть как-то заработать (например, поиск грантов на научные исследования или оказание коммерческих услуг). Это и есть коммерциализация образования и науки в действии!
Множество профильных институтов, созданных в СССР для подготовки квалифицированных кадров, не пользуются «повышенным спросом» у абитуриентов и не обучают иностранцев, и будут закрыты, как неприбыльные.
Буквально в последние месяцы (на фоне углубляющегося кризиса российской экономики и западных санкций) участились заявления нашего руководства о возможном сокращении финансирования образования и свертывании федеральных целевых программ. Согласно принятому проекту бюджета на 2015-17 гг, предполагается уменьшить финансирование образования на 5%. Среди возможных последствий этого - отмена стипендий первокурсникам до первой сессии.
Наконец, самой «пикантной» темой из проблем современного российского образования является его откровенная идеологизация. В качестве основной идеологии выступают религия и ура-патриотизм – «духовные скрепы» российского народа по версии правящей партии.
Началось все с открытия кафедр теологии в некоторых вузах (в т. ч. и технической направленности) и введения в школах курса под неопределенным названием «основы духовно-нравственной культуры народов РФ».
Само понятие духовной культуры народа (к которой можно и нужно отнести сказки и песни, крестьянское творчество, примеры народной солидарности и др.) в этом курсе полностью сводится к религиозным догмам и церковным обрядам, что уже является надругательством над историей.
Введение в школе религиозного предмета вызвало бурную общественную дискуссию, но религия и идеология стали незаметно проникать во многие учебники по гуманитарным дисциплинам. И не только по гуманитарным! Периодически всплывает вопрос о преподавании концепции божественного творения как равнозначной альтернативе теории эволюции, и, полагаю, однажды он все же будет решен.
Давно поставлен вопрос о создании единого учебника по истории России, который будет содержать единую «официальную» историческую концепцию реакционного толка, сформулированную Д. Мединским.
Научный подход к пониманию общества в этом курсе будет заменен идеалистической мифологией XIX века, где в качестве основы исторического развития выступают не экономика и классовые отношения, а духовная культура и борьба русского народа с другими народами. (Отличная почва для воспитания религиозности, шовинизма и национальной ненависти!) Также создан патриотический курс «Россия в мире» для старших классов школ, предлагающий ту же самую официальную патриотическую пропаганду.
Наметилась явная тенденция к устранению «плюрализма мнений», царившего в 90-х. Нынешние реформы отличаются стремлением к крайней централизации и стандартизации всех деталей учебного процесса вплоть до методик преподавания и оценки. Преподаватели и учителя все больше лишаются самостоятельности, контроль сверху усиливается. Немногие оставшиеся прогрессивные идеи и методы выдавливаются, в т. ч. репрессивными методами.
Следует отметить, насколько разрушительно на образование действует сам непрерывный процесс реформирования. Адекватная, целенаправленная работа с учениками требует некой стабильности стандартов, методов и конечных требований к выпускнику. Если же эти стандарты меняются каждый год, то о каком целостном воспитании/обучении вообще может идти речь?
То же самое относится и к исследовательской работе в вузах. Непрерывные, радикальные преобразования нарушают преемственность научных исследований, подрубая функционирование уже сложившихся научных школ. Преподаватели, все больше уставая от бессчетных реформ и стремления свести концы с концами, становятся морально неспособными к осознанной педагогической и научной работе.
Ну, что, дорогие россияне, теперь понятно, что стоит за реформой образования? Поборы и еще раз поборы, от детского сада до вуза - нет денег, значит, ваш ребенок будет в будущем выносить ведра за правящим классом, мыть посуду и полы.
А денег, полагаю, нет. И откуда им взяться? Заплата мизерная, кредиты, людоедские цены в ЖКХ. Добро пожаловать в «дикий капитализм»! Спасибо партии за это.
Вероника МАЛИНИНА
( по материалам СМИ)
Виктория Соколова. «Совершенно секретно» №4, 2011 г «10 лет на операционном столе: о реформах российского образования, Ноябрь 17, 2014 «Вестник»).