Итак, выборы президента объявлены. Начался второй этап: выдвижение кандидатов на главный пост в стране. Для этого нужно собрание партии (если кандидат от партии) или инициативной группы (если кандидат самовыдвиженец) – и подача документов в Центральную избирательную комиссию. ЦИК рассмотрит документы и примет решение – зарегистрирует или нет кандидата. После чего начнется третий этап – сбор подписей избирателей (если они нужны).
Первым был Владимир Жириновский – его выдвинула парламентская партия, и подписи ему не нужны. От другой парламентской партии – КПРФ – выдвинут Павел Грудинин, директор ООО «Совхоз имени Ленина», вообще даже не коммунист, а до 2010 года – член «ЕР». Две другие парламентские партии – «Единая Россия» и «Справедливая Россия» – своих кандидатов решили не выдвигать, а поддерживать Владимира Путина.
Путин – самовыдвиженец. Его будет выдвигать 26 декабря инициативная группа, на каковое выдвижение сам Путин и не придет – дела, знаете ли, государственной важности. Затем – сбор подписей, их надо собрать 300 тысяч. Григория Явлинского выдвинула непарламентская партия, и он уже сдал документы в ЦИК. Теперь – регистрация кандидатом, потом – сбор подписей (всего 100 тысяч). Ксению Собчак выдвинула тоже непарламентская партия, но документы в воскресенье в ЦИК она не сдала (у нее корпоратив предновогодний был в компании, принадлежащей Газпромбанку), в понедельник сдала. Потом регистрация кандидатом и сбор подписей – те самые 100 тысяч.
В воскресенье, 24 декабря, инициативные группы выдвинула в кандидаты в президенты Алексея Навального. Он самовыдвиженец, как и Владимир Путин, но Навального выдвинули в кандидаты в 20 городах (первый, конечно, Владивосток). На всякий случай. Вообще-то Владимиру Путину тоже ничего не стоит собрать группы инициаторов в 20 городах, да хоть и в 40, но – уже нельзя. Потому что он тогда окажется вторым. После Навального. А это нехорошо!
Во Владивостоке в воскресенье обещали снег, администрация даже рекомендовала автомобилистам не выезжать на дороги, но снег так и не пошел. Было тепло… К назначенному часу «под пальцем» собралась довольно большая, но очень тихая толпа народу. На площадке за памятником Ленину стояли столы, где волонтеры Навального записывали желающих. К столам стояли длинные очереди. Время от времени проходили волонтеры с бланками заявлений и раздавали желающим – желающие заполняли их на подоконниках стоящего рядом здания (раньше там была поликлиника, потом департамент здравоохранения, теперь кафе), потом сдавали волонтерам, те сверяли с паспортами подающих, всё ли правильно заполнено. Наконец, примерно к половине третьего, нужное количество заполненных бланков набралось (а нужно не меньше 500 человек), и собрание началось. Оказалось – зарегистрировалось 650 человек. Дальше – как полагается: собрание, ведущий, секретарь, голосование за формальные пункты, наконец – за самый главный: кто за то, чтобы выдвинуть… Единогласно. В толпе стоял представитель избиркома и фиксировал происходящее: всё ли правильно. Завершилось действо в течение 10-15 минут. Все похлопали, покричали «ура» и разошлись. Двое полицейских всё время стояли в отдалении и ни во что не вмешивались – а чего вмешиваться, если никто безобразиев не безобразничает?
Следом за Владивостоком инициативная группа в Иркутске тоже собралась, тоже народу было больше 500 человек, тоже выдвинули без каких бы то ни было проблем. Потом Красноярск… Потом Новосибирск, Омск, Пермь, Тюмень, Екатеринбург, Челябинск… И далее, и далее. Двадцатым и самым главным городом была Москва. Там, как и везде, не нашлось помещения для сбора инициативной группы, и навальновцы раскинули огромный шатер на пляже. Запускали по приглашениям, потому что народу в Москве много, желающих много, шатер всех не вместит, а посторонние никому не нужны. Собрались, зарегистрировались, проголосовали, запустили конфетти. То есть, если всех по России посчитать, то Навального выдвинули более 15 тысяч человек. Таким результатом никто более похвастаться не может.
Дальше – печатать документы… и выяснилось, что принтер не выдержал низкой температуры. Замерз. Пришлось ехать в офис ФБК и печатать там. А ЦИК работает до 15:00!
Ничего страшного. Элла Памфилова объявила, что ЦИК, как какой-нибудь ресторан, «работает до последнего посетителя», то есть до прихода Навального с документами. Правда, не обошлось без некоторого цирка, который стал очевидным потому, что Навальный задержался с документами. Вот как он сам описывает это: «Весь день в ЦИКе нас ждали «кандидаты в президенты» – два полупьяных бомжа. Один заказушник, называющий себя «журналист», отсидел за вымогательство денег. Второй – строитель, обокравший клиентов. ЦИК снабдил их всеми пропусками, и они весь вечер бегали вокруг нас с криками «Навальный – мошенник». Забегали в зал, где мы сдавали документы, и устраивали пресс-конференцию. Представитель ЦИК всё пытался усадить нас за один стол, делая вид, что так совпало по времени, хотя эти хмыри там с обеда сидели. Поэтому, видимо, и напились к вечеру».
Наконец Навальный пришел вместе с членами своего штаба и коробками с документами, которые ЦИК и принял в 20:18. Символическое число!
Следующий ход за ЦИКом. Зарегистрируют или нет? Будут ли выборы 18 марта 2018 года? Или так себе, обычный цирк?
На «Эхо Москвы», кстати, на днях было запущено голосование с вопросом: «Было бы честно не регистрировать Владимира Путина на предстоящих президентских выборах»? Ну это с Ходорковского началось. Это он написал Элле Памфиловой, что, поскольку Путин уже был президентом «два года подряд», то его регистрировать на новый срок не следует, а если что – подпись ваша, и ответственность тоже будет ваша. Памфилова ответила: не давите! Вот и «Эхо Москвы» запустила свою голосовалку среди слушателей, можно было на сайте голосовать и по телефону отвечать.
И вот результат: 86 процентов проголосовали: «да», было бы честно не регистрировать. Разница была только в вариантах «нет» и «не знаю»: по телефону все знают, а на сайте некоторые сомневаются. Но 86% – и там, и там. Те самые «путинские» 86%. Только с обратным знаком…
Леонид Гозман написал в Фейсбуке: «Удивительное дело. Чем больше Навальный объясняет свою позицию, тем меньше она мне нравится. Но одновременно, чем дольше он ведет свою кампанию, тем больше я понимаю, что он делает исключительно важное дело, что он уже изменил страну, причем, именно в ту сторону, куда и я, не соглашаясь с ним во многом, хотел бы ее менять. А чем больше выступает Собчак, тем чаще я с ней полностью соглашаюсь – правильно она всё говорит. И держится хорошо. И тем больше я понимаю, что вся ее активность для страны либо бессмысленна, либо, скорее, вредна».
Да, Навальный изменил страну. Он продемонстрировал, как надо вести избирательную кампанию. Что вообще это такое – нормальная избирательная кампания. И теперь – фарш невозможно провернуть назад! Теперь всех будут сравнивать с Навальным, с его избирательной кампанией. Уже журналисты задают вопросы представителям кандидатов: «А вы вели настоящую избирательную кампанию?» И большинству ответить нечем.
Навальный, конечно, предполагал, что ему откажут в регистрации кандидатом. Да не он один! Все говорили – тоже мне бином Ньютона, – что Навального, конечно, не зарегистрируют, это Путин сам сказал! Ему же Ксения Собчак на пресс-конференции задала правильный вопрос. Она сказала, что Навальному несправедливые обвинения предъявили, ЕСПЧ отменил приговор, Верховный суд тоже отменил – так почему же? То есть Путин не мог ответить, что из-за уголовного дела – такой ответ Ксения предусмотрительно дезавуировала. Путин сравнил Навального (не называя фамилии) с Саакашвили, который «бегает» по Украине, вы что, Майдан, госпереворот, «народ не хочет»… Сравнение двусмысленное. Понятно, Путин к Саакашвили, мягко говоря, плохо относится. Возможно, это что-то личное. Но на самом деле все же знают, что Саакашвили был президентом Грузии, что он поборол коррупцию и превратил Грузию из самой коррумпированной республики Советского Союза во вполне приличную страну… В общем, это с какой стороны посмотреть на сравнение.
Навальный предполагал (скорей всего был уверен даже), что ему откажут, и еще до того, как пойти в ЦИК за решением записал ролик о действиях в случае отказа.
Ну и конечно ему отказали. Накануне он писал, что скажет ЦИКу всё, что о нём думает, «если появится такая возможность». Возможность появилась – точнее, он сам ее создал. Сначала казалось, что все аргументы Навального отскакивают от членов ЦИКа как от стенки, но потом выяснилось, что брешь всё-таки образовалась: Элла Памфилова позволила себе стародавний, замшелый, чисто советский упрек. Я вот 12 лет на производстве отпахала, сказала Элла Памфилова, а вы только молодежь оболваниваете и деньги незаконно собираете!.. Ну, насчет двенадцати лет… Да, была Элла в молодости сначала мастером, потом инженером, но быстро перешла в профсоюзные деятели – эта пахота и непыльнее, и престижнее, и… Кто жил в СССР, тот знает, что такое профсоюз и его возможности. А насчет незаконного сбора денег – это что, новая идея правоохранителей? Эх, Элла…
Умнее всех поступил член ЦИК справедливец Левичев. Он сказал, что у него конфликт интересов с Навальным, потому что они были соперниками на мэрских выборах, так что не считает возможным… И вышел. И в обсуждении не участвовал, и не голосовал. Подписи его на запретительном документе нет. Ибо прав Ходорковский: ваша подпись – это ваша ответственность. Впоследствии. А когда эти последствия наступят – никому не известно.
Ну что ж. По возвращении с заседания ЦИК Навальный запустил ранее заготовленный ролик. И речь в нем – о забастовке избирателей:
«Мы с вами целый год честно вели избирательную кампанию. Мы собирали деньги, искали волонтеров. Проводили встречи. Агитировали. То есть делали то, что положено делать кандидату и его сторонникам, чтобы выиграть выборы.
И именно это испугало Кремль. Ему комфортны только те кандидаты, которые ничего не делают, а значит, не имеют шанса на победу. Наша кампания – с опорой на массовое движение снизу – стала для них кошмаром. Можем ли мы признать «выборы», на которые не пустили главного конкурента, выборами? Нет. Дело не во мне, а в нашем праве выдвигать и поддерживать того кандидата, которого мы хотим. Если нам и это запрещают, то идти на такие выборы просто неприлично и аморально. Это станет голосом в поддержку обмана и коррупции. Мы объявляем забастовку избирателей».
Как будет выглядеть эта забастовка – посмотрим. Как она повлияет на явлк – тоже посмотрим. Но главное понятно: интриги в предстоящих выборах нет, потому что понятно, кто победит, а остальные и не собираются побеждать. Так что удар по явке с двух сторон. Занавальновцы думают: чего ходить на выборы, моего кандидата нет, это всё цирк. А запутницы думают: чего ходить на выборы, мой кандидат всё равно победит.
Каковы будут последствия? Ну, запасаемся попкорном.
Марина ЗАВАДСКАЯ, Фото Антона ЛАВРУСЮКА.