фото«Фейк» – относительно новое слово, получившее распространение вслед за распространением и совершенствованием компьютерных технологий и интернета. Фейк – это попросту подделка, фальшивка.

Сейчас довольно легко в фотошопе или другой подобной программе «подправить» фотографию. Можно смонтировать нужный видеоролик в видеоредакторе. Можно просто взять чужой ролик, снятый в другое время и в другом месте и выдать за другое событие. В результате – фейк.

Последний фейк, обошедший многие информационные ресурсы в нашей стране – Барыбинский метеорит в Подмосковье… Как оказалось, это был фейк. Так жители Домодедовского района привлекли внимание к проекту транснациональной компании Coalco построить на месте их поселков (лукаво обозначенных на картах как лес, что тоже является фейком) «сухопутный порт».

Жители Барыбино сначала думали закопать в лесу кости мамонта, но потом решили, что метеорит – надежнее… А что? Если компания изготовляет фейковую карту, где вместо поселков нарисованы леса, то почему бы жителям этих поселков не «нарисовать» метеорит? Так что дожили мы до битвы фейков.

Самое неприятное, что фейк добрался и до президента нашего Владимира Путина. Причем все это было заснято и показано – в четырехсерийном фильме всемирно известного режиссера Оливера Стоуна. Если вы смотрели фильм, то вспомните момент, когда Путин показывает Стоуну на телефоне видео и хвастается, как классно наши военные в Сирии бомбят запрещенный у нас ИГИЛ.

А некоторым дотошным зрителям видео показалось до боли знакомым. Пошарили в интеренете – и точно! Это не наши, а американцы. И не вот только что, а несколько лет назад. И не в Сирии, а в Афганистане. И не ИГИЛ (запрещено в РФ), а талибов. Ну как в анекдоте: не в лотерею, а в карты, не 10 тысяч, а сто рублей, не выиграл, а проиграл…

Конечно, не сам президент это видео нашел и бессовестно впарил Стоуну: Путин, как он сам говорит, в интернете не шарится. Это ему кто-то подсунул. Кто? Вот что интересно.

Но на это есть его пресс-секретарь Песков. Он сначала все отрицал, но потом сказал: это Шойгу. То бишь военное ведомство.

Естественно, возникает закономерный вопрос: Шойгу не сам это видео, скорей всего, нашел и подделал, а кто-то из его, естественно, ведомства. Далее тянется следующий вопрос: а есть ли у наших военных реальные, а не фейковые достижения? Если уж начальникам подсовывают фальшивки, а те еще на более высокий верх – ну, это уж деградация. В лучшем случае, каких-то конкретных подчиненных, а не всей вертикали.

И вот еще один «косяк» наших военных: на территории ОРДЛО (особые районы Донецкой и Луганской областей), в Украине, их украински силы ВСУ взяли в плен нашего спецназовца ГРУ ефрейтора Агеева.

Наши военные, конечно, сказали, что ихтамнет, и знамя, которое держит кто-то из диверсионной группы, «не наше».

Кстати, это может оказаться правдой. Мать Агеева, с которой поговорил журналист «Новой» Павел Каныгин, поклонница Киселева-Соловьева, сказала, что сын уехал в Ростов самостоятельно, а не как принято у военных – и Венедиктов предположил, что Агеев действительно уволился из рядов и заключил контракт с какой-нибудь ЧВК (частная военная компания), да хоть с ЧВК Вагнера.

А что военные заявляют по поводу Агеева, что ихтамнет, не удивляет Аркадия Бабченко, военного журналиста: «Это-то как раз нормально. Если ты идешь служить диверсантом, ты должен понимать, что отныне ты – уволился еще вчера, тебя там нет, ты никто, поехал сам в отпуск».

Его удивляет другое. «Спецназ ГРУ ГШ – это диверсионные подразделения, созданные для того, чтобы взрывать пусковые шахты ракет противника, действуя автономно в глубочайшем тылу. Их учат диверсиям. Их только этому и учат. Их натаскивают на это. Годами. Ну, теоретически. Должны, по крайней мере. Это же спецназ.

И тут мы раз за разом видим, то как сначала одна группа спецназа выдвигается для доразведки, посмотреть, нет ли кого в котельной (коптер двадцать тысяч в любом магазине стоит, камера еще пять, двадцать первый век на улице), натыкается на противника, рассекречивается, бросает двоих раненых (!), которые сдают потом с потрохами все что знают, то как вторая группа выходит в рейд как на прогулку, рассекречивается сразу на выходе и, имея два пулемета и одного снайпера на четверых, заходит прямиком в засаду и сдается.

Разведгруппа (!) отряда специального (!) назначения главного (!) разведывательного (!) управления! Диверсанты. Глубинная разведка. Элита элит».

Аркадий Бабченко называет таких «спецназовцев» инфантилами и считает, что спецназ ГРУ – фейк, как и многое другое. По названию – да, спецназ, а фактически – ничего не умеющие инфантилы.

Тех, кто читал интервью Каныгина с матерью Агеева, тоже поражались ее инфантилизму. Она ведь учительница английского языка и могла бы читать разные источники, но предпочитает верить телевизору и тому, что ихтамнет… Виталий Портников (Украина) считает иначе:

«В социальных сетях уже после публикации интервью с сельской учительницей появились сканы переписки Агеевой с украинскими пользователями, которые демонстрируют, что на самом деле она прекрасно осведомлена о происходящем».

Да, она одобряет формулу ихтамнет, но, когда дело заходит о судьбе сына, понимает, что бессмысленно обращаться к Киселеву-Соловьеву и подобным деятелям, потому что ихтамнет – и точка!

«И она делает то, что должна сделать мать, которая хочет помочь своему собственному сыну – привлекает внимание к делу с помощью оппозиционных политиков и оппозиционных газет. То есть с помощью тех, кто говорит правду о том, что происходит в Украине, тех, чьи убеждения Светлана Агеева явно не разделяет», – пишет Портников.

фото

Вот такая хитрость, или, как говаривал Александр Пушкин: «затеи сельской простоты».

То есть фейк – это нормально, это хорошо, даже если знаешь, что это фейк – пока дело не касается тебя лично. А если коснулось – следует обращаться к тем, кто придерживается фактов, а не фейков. Такая стратегия выживания.

Прошедшие несколько недель Роскомнадзор в лице его главы Жарова наезжал на «Телеграм» Павла Дурова. Борьба с террором! Внесите свой мессенджер в реестр распространителей информации! Дайте нам ключи шифрования к переписке, там могут скрываться террористы! Подключилось и ФСБ: устроители терактов в питерском метро пользовались Телеграмом! Дуров – пособник террористов!

Антон Носик в своем блоге в ЖЖ напоминает:

«Человек, устроивший теракт в метро Санкт-Петербурга, был до этого экстрадирован из Турции. Экстрадирован как лицо, предположительно связанное с Исламским Г (запрещено в РФ). 13 месяцев он находился в Турции нелегально, а потом его оттуда выдворили. То есть ФСБ о его приезде в Россию знало примерно всё. И когда, и куда, и как он прибыл, и по какой причине Турция его выслала. А также всё это знал МИД РФ, который этому шахиду дал российское гражданство».

И высказывает свое мнение:

«Я думаю, что за людьми, экстрадированными из Турции за участие в террористическом подполье, должен быть установлен надзор. Именно за ними, а не за мной, и не за подписчиками моего телеграм-канала. Вот те самые люди, которые хотят читать мою почту, пусть бы они лучше террористами занялись».

И вот какой вывод делает Носик:

«Тотальная слежка никакого отношения не имеет к борьбе с терроризмом. Это просто такая синекура для силовиков: вместо внедрения в террористические ячейки – сидеть по кабинетам и читать чужие письма».

То есть это хуже, чем фейк, потому что отвлекает тех, кто должен бороться с терроризмом, от работы «в поле». И что истинная цель безумных законов о тотальной открытости интернета – борьба не с терроризмом, а с инакомыслием и инакочувствованием.

Наши спецслужбы закрыты, о результатах их деятельности мы ничего не знаем, но Носик приводит пример США, где после теракта 9 сентября 2011 года президент Буш-младший подписал USA PATRIOT Act, серьезно облегчивший спецслужбам США доступ к конфиденциальной информации пользователей Интернета.

«А потом пришла пора ревизии. Американский минюст, который у них называется DoJ, назначил специального инспектора, который разбирался, какую пользу принес USA PATRIOT Act делу борьбы с терроризмом, в США и по всему миру. Инспектор оценил результаты работы за 14 лет. И признал их нулевыми. Ни один теракт не был предотвращен, благодаря перехвату чьей-либо переписки. Ни одну террористическую ячейку не удалось выявить и накрыть, читая письма».

И мы не слышали, чтобы Роскомнадзор предотвратил хоть один теракт. Зато мы регулярно узнаем, как то одного, то другого вполне обычного гражданина России посадили либо оштрафовали то за репост, то за лайк – то есть за мыслепреступление. Стало ли в России безопаснее? Лучше ли мы защищены от террористов? Что-то нет уверенности.

Зато собирать персональные данные неизвестно для чего – этого добра хватает.

Между прочим, в Приморском Океанариуме для того, чтобы получить билет со скидкой (пенсионерам, инвалидам и т.п.) теперь необходимо заполнить заявление, записать свой адрес, номер и серию паспорта и пенсионного удостоверения, предоставить скан паспорта и поставить галочку, что согласен с обработкой персональных данных. Зачем Океанариуму персональные данные посетителей? Что-то мне кажется, что это уже не фейк, а маразм на почве желания быть в тренде тотального контроля всех поголовно.

И напоследок – событие-анекдот.

В Москве на Крымский мост вышли две школьницы с заклеенными ртами (с надписью «цензура» на наклейке) и чистыми листами бумаги в руках. Их задержали… Помните старый-престарый, еще советский анекдот про Рабиновича, который раздавал прохожим чистые листы бумаги? А когда его спросили (компетентные органы, естественно), почему, он ответил: «А чего писать? И так все ясно!».

Да уж. Мы рождены, чтоб анекдоты сделать былью!

Марина ЗАВАДСКАЯ, коллажи: Иван Лахонин, tr.abna24.com

УТОЧНЕНИЕ

В номете 26 «АрсВест» упоминался депутат Яков Авдошкин. Он является депутатом в Тавричанке, а не во Владивостоке, как можно было бы предположить из контекста. Во Владивостоке он участвовал в праймериз «ЕР», выборы в Думу Владивостока пройдут позднее, в сентябре.

Редакция «АрсВест».