фото

23 декабря 2016 года в Москве прошла итоговая пресс-конференция президента России Владимира Путина. На неё, в числе аккредитованных журналистов, неожиданно был приглашен корреспондент «Арсеньевских вестей» Николай Смирнов. Почему неожиданно – вы поймёте, прочитав эту статью. Также получите ответы на вопросы – как туда попасть, какой вопрос хотел Николай Смирнов задать и многое другое. Далее рассказ от первого лица.

Начиналась эта история не очень радостно: в конце 2015 года ФСБ совместно со Следственным комитетом начали доследственную проверку в отношении блогера newsmaker_su, под которым я, тогда ещё не журналист, веду блог в Живом Журнале, завсегдатай сообщества Vladivostok. В перспективе мне светило получить срок или существенный штраф за высказывания в сети Интернет по ст. 286 УК РФ (подробно об этом написано здесь: http://www.arsvest.ru/rubr/3/30119).

Далее последовали обыск с изъятием техники, часть которой так и не вернули, прессинг на моих родственников, чуть ли не ежедневные вызовы на «беседы» в ФСБ и СК, сопровождавшиеся ненавязчивыми намёками о том, что лучше бы я уехал из города, так как иначе возбудят уголовное дело против меня, а следователям этого не хочется, ведь они видят – чем я занимаюсь и что в моих действиях нет криминала, но у них есть заявление на меня, лингвистическая экспертиза и другие материалы, по которым они обязаны провести расследование с известным финалом.

В конце концов я вынужден был уехать из города, почти на год. За это время исходил приграничный Китай, Южную Корею, избороздил Желтое, Японское и Охотское моря.

Вернулся во Владивосток в октябре 2016 года, и первое, что мне бросилось в глаза – уныние и безысходность у простых людей, с одной стороны, и наглые, безнаказанные действия некоторых бизнесменов во власти, которые ради своего обогащения захватывали городскую территорию, разворовывали местные бюджеты, с другой. Правоохранительные органы смотрели на всё это сквозь пальцы.

Первой мыслью было желание вновь уехать, чтоб не видеть того, как уничтожается мой город. Но затем я подумал: «А почему я должен уезжать? Пусть уедут из Владивостока те, кому он не дорог, кто использует город ради своей наживы».

«Арсеньевские вести» мне предложили работу, Сергей Мильвит – организатор инициативной группы «Горожанин и Гражданин» предложил действовать совместно по наведению порядка в городе. И мы начали действовать – выявили факты завышенных цен при госзакупках, странности в городском и краевом бюджетах, неработающую госпрограмму «Доступная рыба», схемы захвата земли в городе. Все эти факты публиковали в «АВ» (другие СМИ эти темы скромно обходили молчанием) и в соцсетях.

Также мы отправляли всю информацию во все компетентные органы. Но Система уже научилась успешно бороться с подобными проявлениями гражданской активности – в ответ на письма приходили отписки, что «обращение рассмотрено, меры будут приняты», но ничего на самом деле не делалось. Нам требовалось другое, нам надо было прорваться на самый верх, чтобы переломить ситуацию – нам была нужна Москва.

На одном из совещаний в редакции АВ я поинтересовался – каким образом журналисты попадают на пресс-конференцию к Путину, которую он проводит ежегодно в конце года. Оказалось, что для этого достаточно на сайте Путина заполнить заявку и… ждать ответа, что я и сделал, в самый последний день отправив запрос на аккредитацию. Шансов было мало – ведь я в журналистике без году неделя, да и имидж у меня не соответствующий кремлевскому пулу. Тем более было удивительно получить приглашение на пресс-конференцию.

А тем временем в городе разгорался очередной скандал, связанный с захватом земли –депутат Думы Владивостока Сулеев уничтожил сквер в самом центре города. Сергей Мильвит, с которым мы теперь работаем вместе, является общественным помощником депутата Законодательного собрания Приморского края Константина Богданенко, куратором Эгершельда, и он просто обязан был вмешаться в эту ситуацию.

Мы начали действовать – организовали собрание местных жителей, на которое пришло 150 человек, подняли все местные СМИ, провели круглый стол в Думе города, где просили Сулеева оставить сквер. Но он вместо этого принялся уничтожать ещё и детскую площадку, которая находится рядом со сквером.

Надо было срочно ехать в Москву. С помощью Константина Богданенко и местных жителей мы собрали необходимую для поездки в столицу сумму. Редакция «АВ» не получает, в отличие от большинства других местных СМИ, финансовой поддержки от городских и краевых властей, живет небогато и по этому не могла оплатить поездку в Москву.

Помимо участия в пресс-конференции Путина мы планировали отдать все материалы по захвату земли Сулеевым в главный офис ФСБ и в генпрокуратуру, что и было сделано.

Характерный момент – все эти дни, пока мы находились в Москве, во Владивостоке сопровождались увольнениями и задержаниями высокопоставленных чиновников, так или иначе связанных с выделением земли и с госзакупками. Так, 21 декабря губернатор Владимир Миклушевский уволил директора департамента земельных и имущественных отношений Наталью Соколову.

«Я сегодня подписал указ об увольнении директора департамента земельных и имущественных отношений Натальи Соколовой. И я буду продолжать избавляться от недобросовестных людей в своей команде», – цитирует главу региона пресс-служба администрации края.

Примерно в то же время правоохранительными органами были задержаны вице-губернатор Сидоренко, председатель Союза горнопромышленников Приморского края Алексея Авершина и супруга политтехнолога,«серого кардинала» Приморья Ильи Митькина (Спокойнова) – Марина Свиридова.

фотоА теперь вернемся к пресс-конференции. В зал, где проходила пресс-конференция, я прорвался одним из первых, захватив с собой табличку со словами «Горожанин и Гражданин Владивосток» и занял одно из лучших мест, где меня невозможно было не заметить президенту. Впрочем, задать вопрос мне не дали.

А звучать он должен был так:

«В последнее время большое внимание уделяется развитию Дальнего Востока в целом и Владивостока в частности. Но люди все равно уезжают из региона. Причин много, но одной из основных является коррупция и как следствие – ухудшение жизни людей. Следующий год – год экологии, но в нашем городе, и без того страдающем от нехватки растительности, повсеместно вырубаются зеленые зоны, в том числе рядом с жилыми домами.

Во Владивостоке это уже целая коррупционная система, где бизнесмены во власти, пользуясь несовершенством нашего законодательства, своим служебным положением и беззаконием, творящемся у нас повсеместно, захватывают под свои объекты скверы, детские и спортивные площадки. Общественное мнение при этом не учитывается.

Приведу один пример. Резонансным событием у нас во Владивостоке в настоящее время является вырубленный в самом центре города сквер, где депутат городской думы Сулеев, владелец сети магазинов, решил построить еще один свой супермаркет, уничтожив тем самым место прогулки и отдыха пенсионеров и детей, а в скором времени собирается ликвидировать детскую площадку, находящуюся поблизости. И это не единичный случай. Под угрозой ещё один сквер, который тот же депутат пытается подобным образом захватить под застройку.

То, что его действия неправомерны, открыто заявляют его коллеги по Думе и независимые эксперты. Чтобы защитить свои права жители обращались в различные инстанции, но, к сожалению, получали лишь отписки с итоговым результатом не в их пользу.

Вопрос

В связи с тем, что люди – не могут добиться справедливости и защитить свои права, в том числе и в суде, что им ещё можно сделать? Может быть вы, Владимир Владимирович, сможете повлиять на ситуацию, как высшее должностное лицо государства и гарант Конституции, так как больше никто не в состоянии решить этот вопрос?

Люди доведены до отчаяния и, если им не помочь, ситуация в городе может выйти из-под контроля».

Теперь поставьте себя на место Путина, который, конечно же, знал, о чем мой вопрос – ФСО не зря свой хлеб ест, да и я не скрывал, о чем буду спрашивать президента, дав перед началом пресс-конференции более десятка интервью федеральным и региональным телеканалам.

В развитие города и улучшение его привлекательности в последнее время вкладываются огромные усилия, недавно наш президент на встрече с премьер-министром Японии договорился о развитии японского бизнеса на Дальнем Востоке, которым вряд ли понравилось бы услышать о том, что творится в городенашенском.

В недавнем своём послании к Федеральному собранию президент призвал не превращать борьбу с коррупцией в «шоу», отдельно подчеркнув, что «ни должность, ни высокие связи не будут прикрытием для коррупционеров». Ту же мысль он озвучил и на пресс-конференции, когда ему задали вопрос о коррупции.

Мой вопрос, вкупе с табличкой, которая мелькала всю встречу на всех телеканалах мира, он воспринял именно как элемент шоу? Я собирался задать вопрос по тем делам, которые уже ведутся, о которых в курсе самые высокие инстанции. Что бы он мне ответил? Что борьба с коррупцией, в том числе у нас в крае, ведется, что скверы надо сохранять, что коррупционеров надо снимать и сажать, что это уже происходит...

Путин предпочел промолчать, не упомянув Владивосток ни разу за всю встречу, не спросив не только меня, но и других журналистов из Владивостока и Приморского края.

И ответ на главный вопрос – была ли польза от поездки в Москву и от моего участия в пресс-конференции, ведь свой вопрос я на встрече с президентом не смог задать. Отвечаю – польза была. Теперь совершенно точно известно, федералы работают по этому делу, хоть их действия нам и не очевидны.

Тот информационный шум по фактам коррупции у нас в крае, которые теперь известны не только в Приморье, но и на федеральном уровне, в том числе и с помощью региональных СМИ из других регионов страны, оставить без ответа не удастся.

Проект «Горожанин и Гражданин», став известным миллионам людей, получает всё больше поддержки и поэтому, когда мы будем проводить общегородской митинг во Владивостоке по многочисленным фактам незаконного захвата земли в городе, к нам присоединится множество неравнодушных горожан.

Митинг планируется провести 14 января в 14 часов у памятника Ленину. Он будет неполитическим, но если и он не подействует, ситуация может, думаем, выйти из-под контроля.

Надеюсь, местные и федеральные власти понимают всю серьёзность ситуации, а также то, что вся ответственность в этом случае будет целиком на них.

Николай СМИРНОВ, фото автора.

От редакции

А мы наблюдали за пресс-конференцией по ТВ «Дождь», корреспонденту которого тоже не дали задать свой вопрос.