Время нынче, как говорят, сложное. Кризис и так далее. Что делать? Как что! Президент скажет, он умный!
Вот он и выступил перед Федеральным Собранием. Как говорится, коротенько, где-то на часок.
И что?
Первое, второе, третье и так далее впечатление: ну и скучища! Никакого энтузиазма в голосе президента, в зале кто спал, кто дремал – и не надо на премьера нашего Медведева кивать, спал не только он! Ну да, показывали депутата Валуева с широко раскрытыми глазами… но… э-э-э…
Главный вывод сформулировал Навальный: «без обязательной за последние годы части внешнеполитической истерии оно сразу становится неинтересным, пустым». Ну и заголовки в газетах и блогах: «Послание эпохи застоя», «Гимн статике»…
Тем не менее положительное тоже в послании было, это отмечали все, и противники Путина, и сторонники: послание было мирное, «теплое». Или, как сказал Андрей Перцев на сайте carnegie.ru:
«От власти давно привыкли ждать самого плохого: вот-вот замахнется и ударит, а перед этим прикрикнет. Малейшее ее движение заставляет вжимать голову, ударов, однако, не происходит, вернее, они происходят совсем не тогда, когда их ждут».
В общем, от него кровопролитиев ждали, а он даже чижика не съел. С другой стороны, Путина можно понять: государственная власть – это право на насилие. Если в государстве существует кровная месть, самосуд – это недогосударство, несостоявшееся государство или просто слабое государство.
Кажется, до наших верхов дошло, что верующие, громящие выставки, офицеры, поливающие фотографии мочой, поклонники последнего русского царя, пытающиеся запретить фильм, посягают на основы государства, отбирают у государства право на насилие, и это опасно прежде всего для государства. Ну не рассчитали наши власти, не подумали, что всякие ряженые решат, что это их право – подменять государство…
Впрочем, всё это в послании – намеки без адреса, президент никого не назвал, кому следует «понизить градус». Ну да, благие пожелания, как практически ежегодные сетования на ЖКХ и обещания, что мы исправим, мы повысим, мы понизим – и так далее. Как опять-таки практически ежегодные серьезные китайские предупреждения, насчет не надо кошмарить бизнес. Благие пожелания, всего лишь благие пожелания, выстилающие дорожку… ну вы знаете куда.
Про экономику в послании речь шла, а это главное. Про успехи и в том и в сём. Про мир если не во всем мире, то по крайней мере у нас, в России. Что народ патриотически сплотился. Только вот разговоры эти… Наиболее точно смысл их раскрыл Илья Варламов: «Атмосфера общих дел, формируйся! Барьеры, снимайтесь! Помощь будет! Губернаторы, не жадничайте! Правительство, займись НКО! Чиновник, не прячься в служебном кабинете! Чиновник, советуйся с людьми! 20 миллиардов рублей, отправляйтесь на благоустройство городов русских! Гражданское общество, участвуй в охране природы и защите животных!» Ну и так далее, сами почитайте. Лозунгов-заклинаний – море, а конкретных планов, поручений, итогов – практически нет.
«Послание президента 2016 года – это гимн статике; в общественно-политической части послания Владимир Путин воспевает радости настоящего, он явно не хочет ничего менять. Первая часть обращения – пастораль о «патриотически настроенных гражданах»: «сплочены и едины», выработали иммунитет «к демагогии и популизму». Чего еще лучшего можно желать, зачем еще что-то кардинально менять?» Это Алексей Перцев из Московского центра Карнеги.
Кажется, права была Ангела Меркель, когда сказала, что Путин живет в иной реальности. Оглянитесь вокруг! Ваши доходы перестали падать и неудержимо растут? У пенсионеров достойная пенсия, ее повышают каждый год как минимум на размер инфляции? Проблема жилья решена, из ветхих и аварийных домов всех переселили в современные комфортабельные квартиры? Продукты дешевеют? Импортозамещение успешно завалило нас продуктами? И так далее… А вот в мире Путина все так и есть! И все его поддерживают!
Насчет поддержки… В нашей газете почти в каждом номере встречаются письма Путину. Пишут жители края обо всем. Обращаются к президенту как к последней инстанции. К единственной. Ведь все остальные либо уничтожены, либо не работают, либо работают плохо.
А кто так устроил жизнь в России? Люди этого не знают. А зачастую – не хотят знать. Страшно ведь жить в стране, во главе которой – злодей, тиран… Страшно – для внутреннего комфорта.
Проще думать, что цари святы, а чиновники – супостаты. Надо написать самому главному! Надо поехать, пойти к нему, подать петицию на подносе… «он узнает – и оценит».
Ходоков заворачивают, не пускают. Местные заворачивают! Водителей большегрузов, фермеров из Краснодарского края. Ну ясно же! – думают граждане. Путин ничего не знает! Ему не докладывают!
Но если ему не докладывают, как живется народу, если он не знает – это и значит, что он живет в другом мире. Все сходится…
Но кто так устроил жизнь, что Путин живет в иной реальности? Это в театре короля играет свита, а в жизни свиту набирает король. «Не время у нас трудное, а политический курс и руководители – неправильные. Пока не поменяем систему, ситуация будет неизбежно ухудшаться», – пишет Игорь Чубайс.
Нет, нет, лучше думать, что это все Америка виновата, что это козни внешних недоброжелателей и врагов.
Избрание президентом США Дональда Трампа наша Госдума встретила аплодисментами. Он о Путине хорошо отзывался, это с нашей помощью он президентом стал, он за нас! Сейчас все будет хорошо, а может – и отлично, заживем!..
«У кремлевских давно не было такого счастья, как после победы Трампа, – пишет Глеб Павловский. – Этим беднягам она кажется их заслугой, что выдает предельную степень неадекватности. Потому что кем бы ни был Трамп, он – лидер самой сильной экономики и армии мира. Он не будет идти за нами, он пойдет по нам».
Ну как же, вот во Франции намечается новый президент – он вроде за нас, и в Италии вот…
А между тем сразу после победы Трампа некоторые думающие люди говорили, что непредсказуемый популист Трамп – более сильная фигура, чем непредсказуемый популист Путин. И как бы весь мир не отвернулся от Путина и пошел за Трампом.
Теперь об этом говорит и Глеб Павловский: «Путин был хорош, пока мировой мейнстрим определял либеральный истеблишмент. Если же мейнстрим у Трампа, то Путин – лишнее звено.
Хорошо быть крутым популистом среди веганов, но что делать, когда вокруг одни мачо, а ты уже не можешь так легко раздавать деньги?.. Популизм как тренд – это возможность быстро разменять что-то на что-то.
Если мы вместе с Марией Захаровой продолжим хохотать над Вселенной да плевать нациям в лицо, с нами вряд ли захотят договариваться».
Но пока власть в эйфории. Ей кажется, что все удается – и в стране, и за ее рубежами. В некоторых странах Европы, дай-то Бог, придут к власти симпатизирующие России политики, признают Крым, снимут санкции, да еще нефть подорожает – что еще надо?
А народ у нас хороший. Путин поблагодарил народ в послании, можно сказать, польстил даже. За объединение, за патриотизм. «Но что на самом деле сказал президент? – иронизирует Игорь Чубайс. – В переводе на русский, нам дали понять – дела идут плохо, жить становится все трудней, просвета не видно, но власть рассчитывает на покорность общества и надеется на его молчание». Рейтинг Путина высок как никогда, все будет хорошо…
А из кого же состоит это путинское большинство? Глебу Павловскому, бывшему кремлевскому политтехнологу, виднее: «У нас любят говорить о «большинстве», но сентябрьские выборы показали, что «крымское» большинство плохо идет даже голосовать, а на что-то большее не пойдет тем более. Оно не то что воевать, но и в массовке участвовать не готово.
Большинство сегодня изображают группы артистов, состоящие из байкеров, казаков и телевизионных экспертов. Все это явные меньшинства. Никакого большинства нет. И чем меньше большинства, тем важнее эти активисты, изображающие, что оно есть».
Собственно, об этом многие догадывались… А впереди 2017 год! Год Революции. Сакральная дата. Что будет? А там и выборы президента… А Путин, между прочим, не молодеет, и приближается время «после Путина»…
Глеб Павловский считает, что постпутинский период уже идет. Что «третье президентство Путина – это нарушение им его собственных правил. Он ломал те ожидания, которые сам же сформировал. Это началось еще с лета 2012 года…
Путин действительно небесталанный лидер, но у него проблема: он выполнил свою программу, ее возможную часть, целиком. Он сделал все, что мог, и теперь придумывает, что бы сделать еще».
«Поэтому так трудно политически и исторически определить свое местоположение. «Постпутинский» период выражается ростом неопределенности. Даже Путин пытается найти себе в нём место.
Политизация за год зашла достаточно далеко. Она имеет много неодинаково приятных лиц… Безумства прежней Думы очень помогли самоопределению многих людей – ведь есть предел того, что человек готов терпеть.
Но проблема в том, что сейчас у нас нет ясных политических задач на следующие три-пять лет.
Кудрин обещает сделать программу развития и повергнуть ее к ногам президента, но это не утешает: стратегия делается непубличным образом. Мы остаемся в аппаратном царстве, а нуждаемся в открытой политике. И в 2017 году мы неизбежно в нее провалимся с головой», - предупреждает Павловский.
Может быть, 1 декабря 2016 года мы просмотрели, прослушали и прочитали последнее «мирное, теплое» послание Путина Федеральному Собранию и пока еще не определившимся гражданам России?