Блогер Соколовский перемещен из СИЗО под домашний арест, поскольку за него вступились многие авторитетные журналисты и мэр Екатеринбурга Ройзман.
Да, ловля редкого покемона Иисуса в храме, выстроенном на месте Ипатьевского дома, – очень дурновкусная акция, что отмечают все ходатаи за блогера. Но Иисус, изгоняя торгующих из храма, тоже нарушал действующее законодательство, однако в его действиях была иная, более высокая логика.
Я хочу привлечь внимание к феномену нового русского юродства, каковое будет, повидимому, распространяться всё шире – просто потому, что все другие способы борьбы исчерпаны или скомпрометированы. Российская реальность вошла в стадию абсурда, основным аргументом в любой дискуссии сделалось шельмование оппонента, представления о добре и зле расширились, а у некоторых вовсе исчезли; в этих обстоятельствах нужны новые приемы полемики, новые способы утверждения христианских ценностей.
Аскеза никого не убеждает – ее осмеивают; само понятие подвига сделалось почти постыдным, просто проповедовать всё хорошее и возражать против всего плохого становится неприлично. Юродство – русский национальный способ говорить правду, когда это становится невозможно; имитация высокого безумия – «безумие ради Христа». Как отличить безумца от юродивого? Очень просто: юродивый действует себе в ущерб, говорение правды не приносит ему выгоды.
Мне представляется, что Соколовский как раз и есть новый тип русского юродивого, поскольку он сознательно делает всё, чтобы навлечь на себя гнев. И всё-таки им движет христианское чувство, просто сегодня поклоняться официальной церкви и совмещать это с подлинной верой очень трудно.
Среди тех, кого отпугивает РПЦ, немало подлинных христиан – демонстративно заявляющих о своем атеизме; в другое время и при другой церковной жизни они были бы вернейшими прихожанами. Как известно, юродивый сознательно и даже нагло выставляет себя на посмешище – и таким образом противостоит фарисеям, которые чинно и гладко повторяют банальности.
Другой пример юродства, подмеченный мной уже давно, – Иван Охлобыстин, который, кстати, говорит иногда совершенно мерзкие вещи, но никаких благоприобретений на этом не сделал. Нам приходится привыкать к тому, что говорение правды и противостояние злодейству становится отвратительно, выглядит отталкивающим и пугающим, – вспоминается мне фраза БГ, сказанная мне в интервью 25-летней давности: «Святые очень редко бывают приятными людьми». Да и цели у них другие, кстати.
Недавняя канонизация матери Терезы Калькуттской вызвала бурные споры о том, достойна ли она такой чести. Да, мать Тереза была не пряник, не червонец и не слишком яркий спикер, но в ее почти демонстративной раздражительности мне тоже видится нечто от юродства. Мать Тереза в переписке со своим духовником не боялась признаться, что перестала видеть и чувствовать Христа. Но именно эти страшные признания делают ее, на мой взгляд, достойными канонизации – они, а не сбор средств на благотворительность.
Обратите внимание: именно при Иване Грозном, когда уж вовсе ничего нельзя было вякнуть даже в дружеском кругу, юродивые стали самыми влиятельными людьми в России. Митрополит Филипп за правду, сказанную царю, был удавлен, а Миколка Свят умудрился предотвратить казни во Пскове и спас сотни людей.
Как он этого добился? Согласно легенде, протянул царю кусок сырого мяса в постный день. «Я в пост мяса не ем», – сказал Иван. – «Ты хуже делаешь, ты человечину ешь», – и Псков был пощажен; легенда или нет, но самое возникновение такой легенды показательно.
Я не сравниваю Соколовского или Охлобыстина с русскими святыми – я лишь напоминаю, что в наши времена, когда даже таблица умножения тянет на полновесный экстремизм и разжигание межнациональной розни, у нас еще остался способ говорить правду. И люди чувствуют, что лучше с ними, юродивыми, не связываться. Вот его и под домашний арест перевели.
А всё почему? Потому что безумных называют еще божевильными – то есть находящимися в воле Божьей, под которую они отдали себя добровольно. Что сделает мирская власть с тем, кто наг, бос и перед всеми подставляется?
Кстати, что-то я не вижу массовых протестов по поводу смягчения участи Соколовского. Какое-то облегчение чувствуется, потому что очередное противостояние плохого и ужасного очень уж выматывает нервы. Не начало ли перемены? – как спрашивал без всякой, впрочем, надежды еще один юродствующий персонаж.
Дмитрий Быков, «Профиль».