Стремительно приближающиеся выборы депутатов в Государственную Думу РФ и Законодательное Собрание Приморского края, намеченные на 18 сентября 2016 года, отличают редкостное для подобного события спокойствие, своеобразная социальная умиротворенность. Создается впечатление, что уже сегодня основные интриги, которые могли бы сопутствовать связанной с ними избирательной кампании, полностью разрешены. И потому есть достаточно убедительные основания полагать, что эти выборы в Приморье будут носить исключительно референдумный характер. Иными словами, победители выборов, в принципе, известны, а проигравшие уже смирились со своей незавидной участью, но, в силу различных соображений, готовы своими действиями создать иллюзию вялотекущей предвыборной борьбы, необходимой для имитации политической конкуренции.
Приморский край традиционно считался одним из самых проблемных регионов Российской Федерации. Противостояние властных структур и различных политических сил здесь всегда отличалось редкостной ожесточенностью, вызывая резонанс на федеральном уровне, заражая своей негативной энергетикой правительственные органы и средства массовой информации, вынужденных выступать невольными арбитрами в разборках между приморскими политическими и экономическими элитами.
В сущности, последнее десятилетие ХХ века стало для Приморского края периодом тектонических потрясений практически во всех областях жизни, невольно побуждая нас не оставаться безучастными при упоминании некогда могущественных приморских губернаторов Е.И. Наздратенко и С.М. Дарькина, а также владивостокских градоначальников В.И. Черепкова и Ю.М. Копылова.
Проблемный характер Приморья выражался также в высоком уровне протестного настроения его электората. Приморский край некоторое время пребывал даже в так называемом «красном поясе» Российской Федерации и числился оплотом КПРФ на Дальнем Востоке.
Как это ни удивительно, но и в наши дни, по оценке Института развития избирательной системы Российской Федерации, уровень протестного потенциала приморских избирателей продолжает оставаться аномально высоким, вследствие чего Приморье уверенно вошло в число двадцати пяти непредсказуемых в своей политической ориентации субъектов Федерации, образующих «группу риска».
Важнейшим фактором, обеспечивающим развитие протестного электората в нашем крае, является региональная система действительно независимых, то есть неподконтрольных властям средств массовой информации (прежде всего популярных среди населения газет «Арсеньевские вести», «Утро России» и некоторых других) и социальной коммуникации (ресурсы социальных сетей в Интернете).
А вот оппозиционные политические партии и движения все в большей степени утрачивают свой политический авторитет в регионе, превращаясь в рантье былой славы. Некогда грозные партийные организации – КПРФ и ЛДПР – теперь раздирают внутренние противоречия, что отталкивает от них многих сторонников.
Однако, как ни сильны были бы в Приморье протестные настроения, их успешно нейтрализует административный ресурс краевой администрации. В свое время, приморский губернатор В.М. Дарькин поднял уровень административного воздействия на ситуацию в крае настолько высоко, что ему удалось даже положить конец многолетней конфронтации между губернатором и главой администрации краевого центра Приморья.
Готовящимся к «Выборам- 2016» властным структурам в Приморском крае благоприятствуют многие факторы и, прежде всего, удачные для них изменения в нарезке избирательных округов, которые, по мнению целого ряда политологов и социологов, способны принести партии парламентского большинства – «Единой России» – дополнительно 12% голосов, отняв у КПРФ и «Справедливой России» по 5% голосов.
Не вызывает сомнения, что на выборах депутатов Государственной Думы РФ и Законодательного Собрания Приморского края 18 сентября 2016 г. убедительную победу одержит «Единая Россия». Вот только в силу специфики региональной политической системы эта победа вряд ли станет триумфом народного волеизъявления.
Большую тревогу вызывают уже сами результаты предварительного голосования, которое провела «Единая Россия» в Приморском крае 22 мая 2016 г. Это предварительное голосование сопровождали многочисленные нарушения, информацией о которых изобилует Интернет.
Например, в Находке, на бульваре Энтузиастов, д. 3, рядом с детским садом № 8, некие лица раздавали избирателям продуктовые наборы от имени кандидата Э.Г. Глубоковской.
Во Владивостоке, возле избирательного участка № 33 (ул. Сахалинская, 23а) группа молодых людей проводила среди избирателей лотерею от имени Дмитрия Новикова и Людмилы Таран.
Среди принявших участие в этих праймериз довольно широко бытует мнение о том, что они явились генеральной репетицией не только самих выборов, но и безнаказанностью допущенных в их ходе нарушений, надежно защищенных административным ресурсом партии парламентского большинства.
Подготовка к выборам 18 сентября 2016 г. в Приморском крае сопровождается откровенной демонстративно-показательной зачисткой политического ландшафта от лишних элементов, каковым стал задержанный правоохранительными органами мэр Владивостока Игорь Пушкарев.
Инкриминируемые ему правонарушения очень серьезные. Но не верится, что арест этого человека был вызван жаждой торжества справедливости и законности. Арест владивостокского градоначальника стал следствием многолетнего отслеживания его незаконной деятельности, и вряд ли он случайно совпал с победой Игоря Пушкарева по 9-му округу на праймериз 22 мая 2016 г.
Выборы 18 сентября 2016 г. уже не могут быть безупречно честными хотя бы в силу сомнительной чистоты процесса подготовки к ним. Но, вне всякого сомнения, они будут интересны, так как данное событие, скорее всего, приведет к серьезному перераспределению политического влияния в регионе в пользу нового поколения депутатов Законодательного Собрания Приморского края от «Единой России», среди которых трудно будет найти «народных» депутатов, пользующихся сознательной поддержкой широких слоев населения.
А вот позиции региональной бюрократии после этих выборов вполне могут значительно окрепнуть, и эта тенденция, к сожалению, моделируется на всём пространстве необъятной нашей России, когда очень уверенно на выборах в Госдуму и региональные Законодательные Собрания при поддержке мощнейшего административного ресурса всех уровней проходят далеко не лучшие члены от партии «Единая Россия», если «паровозами» в них идут губернаторы.
БЫЛОЕ И ДУМЫ
А что же страна приобрела от того, что в Госдуме прошлого созыва 2011-2016 годов безраздельно «рулила» самая большая партийная фракция от «Единой России»?
Об этом размышляют и российские экономисты, и журналисты, и политологи. Вот мнения некоторых из них.
Профессор Высшей школы экономики Игорь Николаев:
«…в конце 2011 года состоялись последние выборы депутатов Госдумы. И именно в этот период действия полномочий последнего состава Госдумы страна начала тормозить в темпах своего экономического развития. (Этому есть причина: к сожалению, и законодательная, и исполнительная ветви власти, – не коалиционные, а сплошь партия власти – «Единая Россия»: Д.А. Медведев – Председатель Правительства РФ – руководитель партии «Единая Россия», а самая крупная фракция Госдумы «Единая Россия», пользуясь своим подавляющим большинством, проводит Законы, выгодные Правительству и властной элите).
И вот печальный результат: если в 2012 году ВВП страны рос ещё на 3,4%, то в 2013 году его темпы прироста упали до 1,3%, а в 2014 году и вовсе до малоосязаемых 0,6%. Ну, а 2015 год стал годом полноценного экономического кризиса: падение ВВП составило минус 3,7%. В 2016 году ВВП также снижается: Всемирный банк прогнозирует минус 1,8%. А российский институт стратегического анализа компании «Финансовые и бухгалтерские консультанты» – минус 2%.
За 2012-2016 годы ВВП страны не вырос, а снизился на 0,4%, то есть, экономика страны сделала шаг назад. Так что для развития России эта пятилетка оказалась потерянной.
А вот если бы власти за последние годы просто работали более эффективно, поддерживая темпы экономического роста хотя бы на уровне 3% прироста ВВП ежегодно, то за 5 лет в стране ВВП вырос бы на 15,9%. Недополученный ВВП за эти годы составил 27,7 триллиона рублей, а это – и меньшие возможности частного бизнеса поднимать зарплаты, это и наши деньги, которые не стали нашими.
ВВП – это валовой внутренний продукт, он – в наших доходах, а это, опять же: меньшие зарплаты и не только у бюджетников, это меньшие возможности по индексации пенсий, это меньшие расходы на здравоохранение и образование и т.п. И его может быть или больше, или меньше.
Так вот, ВВП этот за последние пять лет оказался значительно меньше по сравнению с тем, что могло бы быть. И это цена неэффективности властей, в том числе законодательной власти образца 2011-2016 гг.
Как признались сами власти, основные причины экономических трудностей носят не внешний, (санкции и падение цены на нефть, безусловно, сыграли свою негативную роль, на которые можно что-то списать, но далеко не всё), а внутренний характер: это не выполнение знаменитых «майских» Указов, принятые 12 мая 2012 года сразу после победы Владимира Путина на выборах.
Они были восприняты обществом как программа социально-экономического развития страны на весь президентский срок до 2018 года. От целей, поставленных в Указах, захватывало дух: в полтора раза поднять зарплаты бюджетников, решить доступность жилья, создать 25 миллионов рабочих мест, заменить дорогие импортные лекарства дешёвыми отечественными и многое другое. И где этот «рывок», оказавшийся благими пожеланиями?»
Журналист Вячеслав Костиков:
«…значительная часть поручений Президента РФ по актуальным мерам социально-экономического развития либо не выполняется вовсе, либо выполняется формально и частично.
Богатая Россия (высшие чиновники, политики, депутаты, главы госкорпораций – сплошь российская партия власти) оправдывается: мол, мы бы и не прочь двинуть матушку-Россию вперёд, но на реформы нет социально-политического запроса от населения. У населения запрос на стабильность. А бунтует и кричит по бульварам узкий круг людей, «страшно далёких от народа».
На самом деле реформы тормозятся по другим причинам. Нынешней высшей партийной и околопартийной элите хорошо живётся и без реформ. Богатая Россия не перестала жировать и при 50% девальвации рубля, и при падении цен на нефть, и при санкциях. Более того, каждый дополнительный год стабильного участия в дележе бюджета и в коррупционных сборах приносят ей всё новые и новые миллиарды. Запас личной финансовой прочности у узкого круга таков, что этому узкому кругу не страшен ни падающий рубль, ни рассыпающийся бюджет, ни даже дефолт.
Сегодня те, кто приближен к партии власти, и рядовые избиратели живут в разных Россиях, смотрят на жизнь из разных окон, едят разный хлеб, ходят по разным улицам. У них только одно общее: «нет запроса на реформы». Нет и, как утверждают социологи, не предвидится. Зачем же что-то менять?»
Может быть Президент РФ, гарант нашей Конституции, всё же сделает соответствующий вывод из результатов провальной пятилетки 2011-2016 годов и порочной выстроенной вертикали власти, чтобы в грядущем избирательном пятилетии российские власти опять не наступили на те же грабли?
Владимир ПОТАПОВ, председатель регионального общественного движения «Ветераны и пенсионеры Приморья», рисунок: yaplakal.com