Некоторые считают, что это истерика. Истерика власти. Что, несмотря ни на какие восьмидесяти-с-чем-то-процентные рейтинги, власть в эти рейтинги не верит. Что статистика – это так, чтоб убедить/усыпить врагов. Что на самом деле это не так. Что власть знает, что стоит на глиняных ногах.
Тут недавно забавные данные обнародовал Левада-центр:
«Москва. 6 июля 2016 г. INTERFAX.RU – Ряд россиян продолжает верить в то, что сборная РФ выиграет проходящий во Франции чемпионат Европы по футболу».
Некто Пробежий (probegi) по этому поводу считает: «Это всё, что нужно знать о ряде россиян». Ему возражает Кирилл Еськов: это всё, что нужно знать о наших социологах, то есть об отношении респондентов к социологам и соцопросам:
«Отношение к социологу как к «Начальство прислало меня узнать – всем ли вы тут довольны?» сформировалось уже давным-давно; ну, а по нынешним временам, когда легко можно сесть за лайки-перепосты, «ряд россиян» просто-напросто ведет себя в точном соответствии с Петровским артикулом: «Подчиненный перед лицом начальствующим должен иметь вид лихой и придурковатый, дабы разумением своим не смущать начальство».
А начальство всё равно смущается. Или даже – тем более смущается. Потому что черт его знает, можно ли на этих придурковатых рассчитывать. Хотели, чтоб публика колебалась вместе с линией партии – добились: Турция враг – никто не едет в страну врага; Турция в момент перестала быть врагом – публика ломанулась в страну бывшего врага – а чего ж не ломануться, если курорты там публикой давно обжиты, там дешево и вообще всё включено!
И вдруг выяснилось: а как же на это волнующееся море опираться? Если что наверху изменится – не хлынет ли публика согласно новым веяниям прочь от нынешних установок?
Лучше заранее запретить.
Но от чего ждать подвоха? Да от всего! Поэтому лучше запретить всё. А особенно – новое и непонятное. И молодежь, конечно – она точно новая и непонятная. Ну и что, что молодежь собирается устроить «снежную битву», то есть снежками бросаться? А вдруг, как Евтушенко писал когда-то:
…Будет срок –
И неловко бросит бомбу
Та, что бросила цветок!
Запретить битву снежками! Запретить битву подушками! Запретить вообще всякую битву!
Это всё Питер, там как-то особенно молодежных инициатив боятся. Самодеятельных, конечно.
Молодежь, конечно, в долгу не остается. Но те ли это молодые люди, которым не дали снежками покидаться, подушками подраться или на великах по городу проехаться белой ночью? Этого никто не знает.
Но вот только что «Русский монитор» сообщил: «В ночь на 8 июля в Санкт-Петербурге при помощи горящей покрышки был подожжен вход в бизнес-центр на Савушкина, 55, в котором расположена печально известная «фабрика троллей» «личного повара Путина» Евгения Пригожина. Неизвестные облили бензином покрышку и ватник (что видимо должно символизировать целевую аудиторию «фабрики троллей»), подожгли «инсталляцию» и ушли».
Как тут не вспомнить художника Павленского, поджегшего дверь ФСБ? Но это была художественная акция, он не сбежал, а стоял на фоне горящей двери, а предупрежденные желающие его активно фотали.
Питерские ребята свою жизнь в акт искусства превращать не собираются, но названия у их акции есть: «Ватник сгорает в пламени Майдана». Об этом можно узнать из их сообщения «Вконтакте». И там же фотки – не самого поджога, а результата: дверь, стыдливо прикрытая картонкой (см. снимок).
Почему «Фабрику троллей Пригожина» подожгли? А ответка. Недавно было расследование (журналистское, конечно, не парламентское же и не официального следствия), где говорилось, что Пригожин может быть причастен к целому ряду нападений на оппозиционных блогеров и активистов в Санкт-Петербурге, совершенных за последние месяцы. Официально это, конечно, не подтверждено, но молодежь верит журналистским расследованиям, а не официальному следствию.
Это, кстати, не первый поджог в Питере. Некоторое время назад были подожжены, в частности, особняк помощника депутата Милонова Анатолия Артюха, редакция «Комсомольской правды», музей «Новороссии». То есть обратка не только Пригожину, но и вообще власти: ах, вы боретесь с экстремизмом «Вконтакте» и прочих соцсетях, за мыслепреступления сажаете? Так вам проще? Нет уж, жизнь сложнее устроена, получите реальный экстремизм – вы же этого добиваетесь?
Тут уже вспомнили старую байку, что орден Октябрьской революции № 1 следовало вручить Николаю – он больше всех сделал для того, чтобы революция совершилась. Вот и Путин, кажется, добивается подобного ордена. А 2017 год не за горами! Столетний юбилей!
А мы очень любим праздновать юбилеи. Дмитрий Быков вообще полагает, что Путин делает это сознательно, сознательно публику старается раскачать, чтоб она превратилась в народ. Иначе чем объяснить эти безумные законы в «пакете Яровой», которые к безопасности, конечно, не приведут – только к удорожанию трафика. А эти безумные законы о митингах под условным названием «больше трех не собираться»?
Власть на местах тем более ничего не понимает. Что можно, что нельзя? Поэтому пусть лучше ничего не будет можно. Всё запретить! Даже если будешь выглядеть в глазах публики идиотом.
По всей стране отменяют концерты. Вот последние московские отмены: неделю назад за два часа до начала в Москве отменили огромный фестиваль электронной музыки Outline, хотя ранее он был согласован со всеми столичными властями.
Только что в Москве отменен фестиваль RAW Fest, об этом на странице мероприятия «В контакте» сообщили его организаторы: «Друзья, RAW Fest отменяется. Сегодня мы провели долгий день в обществе правоохранительных органов. Нам озвучили много причин, по которым фестиваль не состоится. Органы обещают и нам, и вам проблемы в любом месте, куда бы мы всё ни перенесли. Альтернативного решения, кроме отмены, нет».
Казалось бы, концерты-то за что? Ой, не скажите. На исходе Застоя в моду вошел рок и тяжелый рок, с которым власть безуспешно боролась. С его тлетворным влиянием на молодежь. Помню, детектив читала (Дашковой, кажется) как раз об этом: там злодеи подростков тяжелым роком окучивали, и подростки с музыкой в голове то ли стреляли в кого-то, то ли другим терроризмом занимались. Что же так не нравилось в советском роке? Ну, музыка другая. Не вальс. Слова нелитованные. Вообще какие-то не советские:
Мы вскормлены пеплом
великих побед.
Нас крестили звездой,
нас растили
в режиме нуля.
Красные кони
серпами подков
топтали рассвет,
Когда всходило солнце,
солнцу говорили:
«Нельзя…»
Или такое:
Я – память без добра,
Я – знанье без стремлений,
Остывшая звезда
Пропавших поколений.
То есть никакого «Вперёд, заре навстречу!»
Теперь официального запрета на концерты-фестивали нет, но их массово отменяют, организаторы возвращают зрителям деньги за купленные билеты, терпят убытки. Моральные убытки терпят и зрители. Пока терпят.
Опять же на днях в Омске отменили премьеру спектакля.
В Лицейском театре (учредитель – Департамент культуры горадминистрации) ставили пьесу «Хоровод» австрийского драматурга Артура Шницлера, написанную в 1896-1897 годах. Ставили как подарок Омску на 300-летие. Пригласили польского режиссера Петра Шальшу. Портал «ЗдесьОмск» сообщает:
«Это одна из самых популярных австрийских пьес знаменитого автора Артура Шницлера. Она пользуется большим успехом во всём мире, даже нельзя сказать, сколько инсценировок во всех странах уже было. Существуют и пять-шесть художественных фильмов по этому сюжету, – рассказывал Пётр Шальша, ставивший свои спектакли в Австрии, Польше, Израиле и Германии».
Но подарок пришелся не ко двору. Директор департамента культуры горадминистрации сказал журналистам телеканала «Продвижение»: «Я прочитал всю эту пьесу, был на просмотре. Есть претензии. Работа не для Лицейского театра. Или вы хотите повторения «Тангейзера»? Нам сегодня легче закрыть, чем завтра на всю страну прогреметь».
Да, проще запретить. Во власти многие предпочитают простые решения. Простые до дебилизма.
«Власти города Зеленоградска Калининградской области запретили проведение чемпионата России по серфингу Konig Surf Cup. Официальная причина – инициаторы не уведомили администрацию о проведении массового мероприятия в установленный законом срок (за 10 дней), поэтому правоохранительные органы не могут гарантировать охрану правопорядка, рассказал «Ведомостям» организатор соревнований Евгений Исаков».
Массовые мероприятия! Это же ужасно – массовые мероприятия. Какая разница – концерт, митинг или чемпионат страны по серфингу? Там же будет куча народу! А вдруг что-то случится? Проще запретить, да.
Но серфинг – это не футбол, который идет по созданному задолго расписанию. Принцип футбола: «Матч состоится при любой погоде».
А вот для серфинга нужна волна. И всегда (чемпионат должен был пройти третий раз) организаторы за месяц называли примерную дату проведения соревнований, а точную – только за три дня. Прогноз погоды, знаете ли. Как только метеорологи предсказывали волну – так и назначались соревнования.
Сами знаете, что метеопрогнозам можно верить только на три дня вперед. И на этот раз ни МЧС, ни береговая охрана не возражали. Но полиция уперлась рогом. Сказано за 10 дней, значит за 10 дней. Волна? При чем здесь волна, не знаем мы никакой волны, у нас закон.
Некоторые, между прочим, говорят, что никакой истерики нет. Типа – всё идет по плану… а план идет по кругу… а круг всё шире, шире…
Кстати, когда на берег идет цунами, вода сначала от берега отступает. Она втягивается в ту, большую волну. Дно обнажается вместе со всеми его обитателями. И некоторые недалекие люди вместо того, чтобы бежать прочь, на возвышенность, бросаются вперед и начинают собирать трепещущих рыбешек, ежиков, трепангов и прочую живность. И когда приходит цунами – бежать уже поздно.
А волна всё равно придет.