Так назвали пресс-конференцию организаторы памятных мероприятий 19 января 2015 года
Несколько лет в Санкт-Петербурге не удавалось согласовать шествие19 января в день памяти убитых в Москве адвоката Станислава Маркелова и журналиста Анастасии Бабуровой. Всякий раз заявку отклоняли потому, что по закону подавать ее нужно за 15 дней – ни днем раньше, ни днем позже. А 4 января – день для подачи заявки – приходится на праздничный день.
Дело усугубляется тем, что подавать заявку нужно лично, с документом, удостоверяющим личность организатора, то есть послать через почту исключается.
В итоге сложилась ситуация, в которой заявить о мероприятии в январе оказалась невозможной. Потому что эти дни просто выпали из календаря.
Центр «Мемориал» в интересах неопределенного круга лиц – организаторов и планируемых участников мероприятия подал запрос в правительство СПб о том, каким же образом правильно подать заявку на проведение шествия 19 января.
Получили краткий ответ, что необходимо действовать в соответствии с Федеральным законом. Очевидно, что представители комитета воспользовались этой ситуацией, чтобы отказывать в проведении мероприятия на основании формального нарушения сроков.
Отказ от 12 января 2013 года стал именно тем документом, который был в последствии обжалован в Смольнинский районный суд СПб, и несмотря на то, что КС уже указывал в своих постановлениях, что в таких случаях суд должен рассмотреть спор до даты проведения мероприятия, в противном случае судебная защита во многом теряла бы смысл, Смольнинский райсуд проигнорировал такую позицию КС и назначил рассмотрение дела только на 30 января, когда жалоба теряла свою актуальность, потому что не способствовала восстановлению нарушенных прав заявителя и организатора на проведение публичного мероприятия.
Между тем, 19 января является днем памяти Станислава Маркелова и Анастасии Бабуровой. В Москве ежегодно такое шествие было согласовано. Таким образом, это было просто нежелание государственных органов, прикрытое правовой коллизией с новогодними праздниками. СПб городской суд признал отказ в проведении шествия 19 января законным и систематическое нарушение права на свободу собрания стало более весомым основанием для подачи жалобы уже в КС на нарушение прав и свобод, гарантированных Конституцией РФ.
– Итак, во всех судах СПб отказывали в этой жалобе по формальным основаниям, то есть по формальному толкованию закона о публичных мероприятиях. При этом все суды имели возможность обратиться в Конституционный суд в случае, если они считают, что закон противоречит Конституции. Они этой возможностью не воспользовались.
Это дало возможность обратиться в КС непосредственно заявителю, поскольку закон нарушал его права и был использован в конкретном деле, которое было исчерпано в судах общей юрисдикции.
Заявитель обратился в КС с требованием признать неконституционным такой порядок. Авторы жалобы ссылались как на международные нормы и толкования, так и на позицию самого КС.
Что касается международной практики, то это, прежде всего, практика Европейского суда, который неоднократно высказывал свою позицию о том, что административные процедуры не должны являться скрытым препятствием для проведения мероприятий. КС высказывался о том, что ограничения, которые принимают законодатели, должны быть обоснованными. И, конечно, то ограничение, которое было установлено в этом случае – просто каникулы административных органов – не может являться основанием для ограничения прав.
В жалобе также отмечали, что эта дата имеет особое значение, то есть жалоба подана не просто для того, чтобы выявить неконституционность закона, а что действительно люди столкнулись с невозможностью реализовать свои права. В 2014 году КС согласился с доводами жалобы и принял постановление в пользу заявителя, указав, что порядок, установленный федеральным законом, практика его реализации мешают гражданам и необходимо внести изменения в законодательство, а до тех пор нужно принимать уведомления о мероприятиях такого рода в последний рабочий день.
Говорит заявитель Елена Шендера:
– Я 31 числа подала уведомление и приложила полностью весь маршрут и, честно говоря, не надеялась, что они будут работать в праздники, но 3 числа мне сообщили, что не согласовано из-за технических моментов. Мы хотели либо шествие, либо шествие и пикет на Марсовом поле, от меня требовали уточнить все. Я все переписала и даже с указанием светофоров.
Через три дня мне сообщили, что опять не могут согласовать маршрут потому что в одном месте будут крещенские купания до 22 часов по заявке епархии, а на Марсовом поле будут проходит массовые гуляния в честь прорыва блокады. Но день прорыва блокады – 18 января, и логично было бы провести праздник накануне в воскресенье, но решили в рабочий день 19 января и при этом, как было сказано, будут занято все Марсово поле.
По другим маршрутам оказалось много строительных работ. На четвертый раз нам удалось согласовать маршрут.
— Этот же самый Струментов, который выступал против нас в судах и говорил, что никак не может мэрия работать в праздники, был на седьмого работе и в Рождество. В конечном счете, согласование было получено 15-го поздно вечером.
В конечном счете, после многих судебных битв, нам удалось согласовать проведение мероприятия именно в день памяти убитых антифашистов Маркелова и Бабуровой. В последнее время возобновились суды по этому делу. Очень много нового мы узнаем: оказывается, их деятельность очень тесно была связана с разными структурами, в том числе и Кремлевской администрацией. Так что действовали они долго, их никто не ловил и не пресекал.