Минин – Пожарскому: «Смотри-ка, князь, какая мразь в стенах кремлевских завелась!»
ЗАСЫПАТЬ МОСКВУ-РЕКУ
Был во времена Застоя такой анекдот:
«Брежнев однажды утром велит засыпать Москву-реку.
- Зачем? - (вариант: «Почему?») - спрашивают его.
Он говорит:
- Да… Сон плохой приснился.
– Какой?
- Да… Ленин на лодке по Москве-реке ездит, глубину измеряет и приговаривает: «Вот здесь «Аврора» будет стоять…»
Примерно по такой же причине уже в наше время был отменен праздник – день Великой Октябрьской Социалистической революции.
Самое смешное, что, когда 7 ноября было праздником и на этом листке календаря в красном цвете были и Ленин, такой молодой, и юный Октябрь, на предыдущем листке, 6 ноября, было напоминание, что завтра, 7 ноября, день взятия Москвы ополченцами Минина и Пожарского. Как говорил Пушкин – бывают странные сближения.
И совершенно очевидно, что для того, чтобы «засыпать Москву-реку», бесполезно переназывать тот же день. Ну, переназвал Ельцин, 7 ноября стал «днем согласия и примирения». Все равно 7 ноября осталось днем революции.
А вот 4 ноября… День Казанской Божьей матери… Ею же ополченцев благословляли… Или что-то такое…
Москва, видите ли, большой город. В XVII веке, конечно, поменьше был, чем в XXI, но все-таки. За один день ее не возьмешь, это процесс длительный. 7 ноября ополченцы не Москву взяли (ее взяли действительно раньше), но в Кремль вошли – враги же в Кремле сидели. То есть окончательно победили. В военном смысле, конечно…
РУССКИЙ ФАРШ
В общем, какая разница, когда отмечать победу русского ополчения над интервентами и коллаборационистами в 1612 году – 400 лет прошло, подробности стерлись. Главное, что праздничный выходной в ноябре сохранился. И Москва-река засыпана.
Засыпана-то засыпана, но кто по этой новой засыпи пойдет? Об этом инициаторы не подумали. Им это в голову не пришло, потому что голова была занята другим: как не пустить «Аврору». А остальное мелочи. Да и есть ли оно, остальное?
Есть. Остальное – это праздник. Как отмечать день революции – понятно: демонстрация, речи, красные знамена, бодрая музыка, лозунги, народ и партия едины (различны только магазины)…
А как отмечать день народного единства? Куда идти? Какие знамена носить? Какую музыку слушать? Какие речи, лозунги… Вообще всё!
Природа не терпит пустоты. Выходной праздничный день должен быть заполнен смыслом!
И смыслом новый праздник заполнили националисты. Так получился «русский марш».
Многие, увидев его, пришли в ужас. Как! «Россия для русских, Москва для москвичей!» А дальше неприлично! А во что они одеты! Это же почти нацистская форма! А зиги, которые они кидают! Для страны, которая в войне с фашизмом потеряла более 20 миллионов жизней, это неприлично. И вообще, национализм – это неприлично. Куда смотрит власть?
Сложно сказать, куда смотрела власть. Конечно, она не ожидала, что так все обернется. Но… нет худа без добра. Пусть детки побесятся. «Аврору» им все равно не сдвинуть.
В следующие годы «русские марши» продолжились. То их разрешали, то запрещали, то загоняли на окраины. Время от времени они проходили не только в Москве, но и в других городах. Особенно в первые годы после назначения Дня народного единства. И во Владивостоке как-то проходил – раз или два. Потом мода стала спадать. Но Москва – Москва держалась.
Все по-разному понимали народное единство. Некоторые ходили с хоругвями и иконами, некоторые – в казачьей форме. Вообще в форме разной. Вот в русских народных костюмах – нет, не бывало. Никаких сарафанов, понёв, косовороток. Тем более зипунов и лаптей. Флаги были в основном имперские: ну, крупнейшая же геополитическая катастрофа…
ИГРА ЕДИНСТВ
И вот в этом году власть вдруг спохватилась. Была дана указивка – и во многих городах (Владивосток в этом не отстал от остальных) прошли официальные, если так можно выразится, марши/концерты/митинги, а попросту – путинги.
Называлось это не оригинально, но претенциозно: «Мы едины». В Москве путинг был многочислен. Четыре «лидера» четырех парламентских партий шли рядом, демонстрируя заявленное единство (а то мы не знали, что они – одно и то же).
Единение изображали «Садоводы России», «Трезвая Россия», «Матери России» (это которые Ирина-Костюмпутина-Бергсет), студенты… Несли плакаты «Путин, мы с тобой». Ну и на митинге представительница «Единой России» сказала: «У нас есть объединитель — наш президент Владимир Путин».
Но единства не было.
Впервые в некоторых городах было по нескольку маршей. В Москве, помимо путинга, два марша националистов – в Люблино и Щукино.
В Калининграде четыре! Они были немногочисленные, но каждый о своем. За одним из маршей все время шла некоторая группа людей – вероятно, для разборок после. Полицаи поступили разумно и гуманно: они всех участников марша загрузили в большой автозак (весь «марш» поместился) и отвезли подальше. И выпустили. Эвакуировали, так сказать. В Иркутске – два марша.
Впервые среди националистов нет единства. Раскололо их понятно что: Крымнаш и Лугандон. Особенно Лугандон.
Марш в Щукино был за Лугандон – и против Путина, который все слил. Этих было около тысячи-полутора.
Марш в Люблино был против Лугандона – и против Путина, который все это затеял. Этих было около 3-4 тысяч. «Слава Киевской Руси!» - кричали они (дальше не слишком прилично). Некоторые пытались спеть известную кричалку с «ла-ла-ла». Их задержали и оштрафовали. Нельзя про Путина такое кричать!
Кстати, русский марш был объявлен в Киеве. Что пройдет. К началу собрались несколько десятков противников марша, чтобы, вероятно, побеседовать. Ждали они напрасно. Но разошлись не разочарованные: на площадь пришла журналистка Лайфньюс, поверив объявлению. Репортаж делать. Милиция ее сначала задержала (в документах у нее вроде бы непорядок был), потом отпустила. Хоть какое-то развлечение.
Вот такое странное единство.
Скорее всего, этот праздник не переживет своего инициатора.
Марина ЗАВАДСКАЯ.
Фото: Илья Варламов
Антон Белицкий
Roman Yhnovec
Радио «Свобода»