фото

Андрей Пионтковский: При любом сценарии дестабилизация Украины будет усиливаться

Андрей Пионтковский прокомментировал русскому монитору заявление Владимира Путина, в котором он коснулся, в частности, «вопросов политической организации общества и государственности на юго-востоке Украины», что дало повод для ряда комментаторов говорить о том, что российская сторона уверена в том, что ей удастся продавить «федерализацию» Украины на ближайших переговорах Минской контактной группы, которые должны начаться в понедельник, первого сентября.

— Андрей Андреевич, прокомментируйте пожалуйста сегодняшнее заявление Путина по вопросу о «государственности» так называемой Новороссии?

— Несколько дней назад мы познакомились с одним любопытным документом: изложение господином Гельманом своей беседы с господином Лукиным, которого он характеризует как самого приличного человека в окружении Путина. Лукин в весьма свободной и откровенной манере изложил цели, которые преследует Кремль в украинском кризисе: Кремлю не нужен Луганск и Донецк, как объект аннексии по примеру Крыма. Кремлю нужен контроль над всей Украиной – эффективное внешнее управление, которое позволило бы блокировать любые политические и экономические решения Киева, которые Кремль посчитал бы не отвечающим своим интересам. А инструментом такого контроля является так называемая «федерализация», о которой довольно давно говорится в Москве и, которая давно навязывается Украине.

Под федерализацией подразумевается особый статус регионов так называемой Новороссии в составе Луганской и Донецкой областей, а может быть и в более широком формате. И вот, прошло каких-то два дня и те же планы, о которых, цитируя Лукина поведал Гельман, артикулировал Путин, говоря о государственности Юга-Востока. То есть речь определенно идет об их автономии, о федеративном или даже скорее конфедеративном характере устройстве украинской государственности, при котором отдельные регионы имели бы право и возможность блокировать любые общеполитические решения, исходящие из Киева.

Обращает на себя внимание также та уверенность, с которой Путин озвучивал свою программу в своем сегодняшнем заявлении: она заметно отличается от его комментариев 27 августа, в ночь после минских переговоров, когда он вообще дистанцировался от того, что у него существует какой-то план по Украине, говоря, что все происходящее – внутренние проблемы этой страны, к которым Россия имеет лишь косвенное отношение, что «украинцы сами должны решить свои проблемы».

Полагаю, что эта сегодняшняя уверенность Путина основана на том, что по его мнению Порошенко готов склониться к навязанному Москвой формату решения проблемы, то есть капитулировать в вопросе федерализации в целом и в вопросе статуса так называемой Новороссии. Видимо сработали такие аргументы, как резко усилившееся в последние недели военное вмешательство России (ни для кого уже не секрет, что в настоящее время туда почти открыто, потоком идет военная техника, а также военнослужащие российской армии). Путин дает понять украинскому руководству, что разгрома этих «республик» силами украинской армии он не допустит. С другой сказывается позиция Германии, госпожи Меркель, которая также склоняет Киев к компромиссу с Россией и свое давление она усиливает тем весьма серьезным аргументом, что будущее Украины в экономическом смысле напрямую зависит от экономической помощи со стороны Евросоюза, где решающее слово в настоящее время без сомнения, остается за Германией.

– «Пакт Путина-Меркель», подобно Пакту Молотова-Риббентропа может привести к печальным результатам?

— Я бы согласился с мнением ряда экспертов, например, господина Илларионова, о существовании так называемого «Пакта Путина-Меркель». Путин и Меркель, каждый со своей стороны, один с кнутом, другой с пряником принуждают руководство Украины к одному и тому же решению. Собственно завтра такого рода переговоры открываются. В Минске будет заседать так называемая контактная группа в составе Зурабова, Кучмы и, что существенно, представителя самопровозглашенного заместителя «премьера» ДНР господина Пургина. Вот собственно говоря, в ближайшее время мы и увидим, насколько вот такая уверенность Путина обоснована.

Уточняющий вопрос: речь идет именно о федерализации, или о получения «ДНР» и «ЛНР» статуса квази-государственных образований по типу Приднестровья?

Приднестровье де-юре тоже часть Молдовы, и Россия признает территориальную целостность Молдовы. . И сейчас Путин сейчас является «горячим сторонником» территориальной целостности Украины. А уж какой будет официальный статус этих новообразований – не так уж и важно. Важна суть, которая заключаются в том, чтобы блокировать любые движения Киева в сторону от Москвы. Я имею в виду не только в НАТО, но и в сторону ЕС, например, в частности, уже заключенное, но еще не ратифицированное соглашение об ассоциации с Европейским Союзом.

– Предположим, Киев пойдет на уступки по «федерализации». Порошенко выкрутят руки, и он подпишет, какие-то документы. Означает ли это что российская экспансия в Украине будет остановлена, или другие области, еще весной, обозначенные самим Путиным, как «Новороссия», тоже могут быть подвергнуты «федерализации» по донбасскому сценарию?

– Политика — искусство возможного. Разумеется Москва бы этого очень хотела. В марте-апреле этого года, когда слово «Новороссия» впервые было произнесено Путиным, имелось в виду 8 областей (Донецкая, Луганская, Харьковская, Херсонская, Николаевская, Одесская, Запорожская и Днепропетровская). Но быстро стало очевидным, что сколь-либо заметной поддержки в 6 из восьми областей у России просто нет. Поэтому скорее всего речь будет идти об этих двух, но существование подобных «квазигосударств» всегда будет носить дестабилизирующий характер, потенциально заключаяя в себе угрозу расползания сепаратизма на ближайшие регионы, при любом серьезном внутриполитическом осложнении в Украине.

Поэтому если подобного рода соглашение будет подписано украинской стороной, то оно будет выглядеть капитуляцией Киева и, забегая немного вперед, я думаю, что если действительно наши предположения верны и Порошенко выкрутили руки, заставив его принять условия Москвы, то это вызовет серьезную оппозицию в Украине, спровоцировав то, что часто называют третьим Майданом.

— Это означает усиление дестабилизации в стране?

— Боюсь, что при любом сценарии дестабилизация Украины будет усиливаться, а это, собственно, и является главной задачей Путина, который хочет или подчинить себе эту страну или расчленить.

фото