фото


Никогда мы не будем братьями –

Ни по родине, ни по матери

Духа нет у вас быть свободными.

Нам не стать с вами даже сводными.

Вы себя окрестили старшими?

Нам бы младшими, да не вашими.

Вас так много, а жаль – безликие.

Вы – огромные, мы – великие.

А вы жмете, все вы маетесь,

Своей завистью вы подавитесь.

Воля – слово вам незнакомое,

Вы все с детства в цепи закованы.

У вас дома молчанье – золото?

А у нас жгут коктейли Молотова.

А у нас зато кровь горячая!

Что ж вы нам за родня незрячая?

А у нас всех глаза бесстрашные,

Без оружия мы опасные.

Повзрослели – и стали смелыми,

Все у снайперов под прицелами.

Нас каты на колени ставили.

Мы восстали – и все исправили.

И зря прячутся крысы, молятся,

Они кровью своей умоются.

Вам шлют новые указания?

А у нас тут огни восстания.

У вас царь? У нас демократия.

Никогда мы не будем братьями.

Анастасия Дмитрук

 

Крым наш, российский! Принят! Все подписано. Сначала президент подписал, потом Госдума подтвердила (при одном голосе против – Ильи Пономарева – и трех не голосовавших), а следом и Совет Федерации (единогласно). Все ликуют!

Ну да, на митинги «за Крым» сгоняют народ по разнарядке – как-то у нас разучились поддерживать власть добровольно. Но это неважно: народ все равно ликует вполне искренне.

А если подумать?

ИСТОРИЯ И СПРАВЕДЛИВОСТЬ

Взаимоотношения Крыма с Россией и Украиной начались довольно поздно: в 1954 году. Более ранняя история – не в счет.

И запорожские казаки с их письмом султану (процитировать его в открытой печати невозможно, но есть поэтическое переложение: «Ты родился, когда твоя мать извивалась в корчах поноса».

фотоДлинно, конечно, в оригинале, как вы догадываетесь, гораздо короче – но в стихах ведь красивее!), и пан атаман Грициан Тавр…тьфу!.. князь Потемкин-Таврический (это про которого на вопрос наивного кузнеца Вакулы «Это кто? царь?» умудренные опытом запорожцы отвечали: «Бери выше! Сам Потемкин!») – всего лишь исторический фон.

Кто там помнит, кто Крым для Российской империи завоевывал? Главное, что завоевали. Во времена Екатерины. Великой, разумеется. Так что утверждать перед всей честной историей, что Крым – российский исконно, как-то… ну, будем толерантны… соответствует действительности только с конца XVIII века. Что было раньше – не наша история.

Итак, царская Россия была тюрьмой народов, как говорили в школе (вряд ли сейчас в школе что-то изменилось), а вот Советский Союз был союзом нерушимым республик свободных, но все равно одной страной, и вот в этой стране и произошло: Крым вдруг был отделен от Российской Федерации и присоединен к республике Украине.

Произошло это в седой древности, в 1954 году, т.е. 60 лет назад, так что у меня нет воспоминаний об этом событии – ни как у человека, ни как у гражданина. Но в детстве-юности я слышала от матери (которая работала в военной организации), что в Крыму во всякие органы власти приходят указивки на украинском языке. И что органы это читают (или хотя бы просматривают), ничего не понимают и выбрасывают в урны.

Это рассказывали офицеры, которые, как вы понимаете, активно перемещались по стране (Советскому Союзу) и видали многие города и поселки. Возможно, рассказы эти были адаптированы для детско-юношеского восприятия, но здравое зерно в них содержалось.

Уж недавно, когда вокруг отношений Крыма с Россией и Украиной завертелось, я неоднократно слышала проклятия в адрес Хрущева: пьяный хмырь оторвал Крым от России и подарил Украине к 300-летию ее присоединения, передал, как мешок картошки (про мешок – это не досужие разговоры, это президент России сказанул).

А ведь Крым исконно наш, российский! Там в Херсонесе наш Владимир (Красно Солнышко, он же Святой – а вы что подумали?) крестился! Ну, положим, Владимир был киевским князем, при чем здесь русские и Московское княжество, не вполне законно отколовшееся от Киевской Руси? Но это политика. То ведают бояре – не нам чета…

Вообще-то я всегда подозревала, что поносящие Хрущева люди никогда не видели карту. Обыкновенную географическую карту. Не читали о гражданской войне и взятии Крыма красными. Не слышали о книге Василия Аксенова «Остров Крым». Иначе бы они знали, что Крым соединяет с материком узкий перешеек, и соединяет именно с территорией Украины.

Конечно, если бы в 1954 году народу объяснили, почему и зачем Крым административно отнесен к Украине, разговоров бы про «пьяную блажь кукурузника» было бы гораздо меньше. Но у нас не принято объяснять народу решения власти – хлебай что дают.

«В 1953 году было решено построить канал между Днепром и Крымом, то есть между Украиной и Россией, - пишет историк Сергей Хрущев, сын Никиты Сергеевича. - Из-за проблем с российскими властями появился план передать Крым Украине. Тогда за строительство отвечала только одна республика – Украина. Это было нормально, в этом не было идеологии – только прагматизм. Передача Крыма была приурочена к удобному поводу – 300-летию воссоединения России и Украины. Проект строительства канала был рассчитан на 10 лет».

Понятно? Денег не было у России на строительство канала, желания не было, а может, и возможностей. Причем канал-то все равно шел с территории Украины – иного природой не дано. Но это неудобное объяснение: оно бросает тень на Россию, а не на Хрущева.

В 1991 году, в момент распада Союза, Крым в Россию не вернулся. Мог ли? Разное говорят. Тем не менее ощущение некоторой исторической несправедливости осталось.

СПРАВЕДЛИВОСТЬ И ИСТОРИЯ

Вот Путин и восстановил историческую справедливость. О мотивах можно много рассуждать, но на мой взгляд, точнее всех мотивы определил Венедиктов:

«Когда он уходил в 8-м году в первый раз, я говорил о том, что он всё время думает, какое место он оставил в истории, даже в школьном учебнике истории. Наверное, он думал, что Олимпиада. Но Олимпиада прошла и забылась, как светлый сон или как страшны сон для кого-то… Ну, Россия с колен. Но эта фраза в учебниках не пишется. Ну, ВВП вырос в 7 раз. Не пишется эта фраза в учебниках. Мы когда-то с ним про это говорили. И вот Хрущев отдал, а я присоединил, вернул – это пишется. И я ставил семь против трех, что он выберет историческую справедливость».

Это и выглядит в глазах очень многих, большинства населения России и Крыма именно как историческая справедливость. И воспринимается так. И восторги поэтому.

В историю Путин попал, это точно… А дальше начинаются детали.

«Народ, действительно, является источником власти и, действительно, имеет право на самоопределение, - пишет в своем блоге Леонид Волков. - А реализация этого права сопряжена с огромным количеством организационных проблем, потому что всегда затрагивает очень тонкие материи.

Как организуются такие референдумы – хорошо известно. Это всегда процесс на несколько лет, в течение которых разрабатывается законодательство, описывается дорожная карта переходного периода, организуются масштабные дебаты, готовится само голосование. Общество ищет и находит ответы на вопросы: а что будет с собственностью? с банками? с почтой? линиями связи? таможней? пенсионной системой? войсками? национальными меньшинствами? политической системой?

Эти ответы должны найти и те, кто хочет отделиться, и те, от кого хотят отделиться. Часто это очень непростые вопросы, и их решение растягивается на годы.

фотоИ только тогда, когда ясность по каждому из вопросов есть и дорожная карта разъединения прописана в деталях, может состояться само голосование. Только тогда за простыми словами «ДА» и «НЕТ» в избирательном бюллетене есть реальное смысловое наполнение, а не пропагандистская шелуха, только тогда избиратели действительно понимают, за что они голосуют, хорошо представляют себе каждую из альтернатив, имеют возможность взвесить все «за» и «против» и, таким образом, действительно получают возможность реализовать свое право на самоопределение».

Почему бы, действительно, не сделать было именно так? Наверное, потому, что Путин не доверяет народу как источнику власти, а законы для него – пустой звук. И «воссоединение» было организовано так, как было организовано.

Снова Волков: «То событие электорального типа, которое состоялось на территории Крыма 16 марта, не является, конечно, референдумом, сколько раз бы обратное ни повторили бы Путин, Чуров или их кадавроподобный гибрид Чуркин. Вместо референдума был разыгран какой-то тошнотворный спектакль с экстренной печатью бюллетеней, отсутствием наблюдателей и оголтелой односторонней агитацией; ответы на серьезные вопросы были заменены повышенными дозами Дмитрия Киселева.

Вместо диалога России и Украины, направленного на разрешение очень многих вопросов, которые связаны с возможным переходом Крыма под российскую юрисдикцию, было устроено немыслимое позорище, моментально и очень надолго обрушившее репутацию России. Такие эпизоды, как «Вежливые люди», «Живой Янукович» и «Радиоактивный пепел» надолго запомнились всему миру». 

Александр Невзоров выражается в «Слоне» еще более нелицеприятно: «Если бы Крым взяли у сильной, богатой, храброй страны, это была бы благородная и честная победа. Но он был взят у истекающей кровью, раненой, обездвиженной страны. Это называется мародерство».

Крым тупо «отжали», не решив никаких очевидных вопросов. В результате в уже «нашем» Крыму ныне бардак.

Сибирский предприниматель, известный в ЖЖ под ником volgota, избавляющийся в Крыму от сибирского бронзита, пишет из Симферополя: «В общем, у властей пока декларации, что «до 1 января 2015 все будет как в России». Как они это будут делать, сложно себе представить. Все-таки реально была другая страна, и сейчас все институты, кроме силовых, зависли в воздухе.

Украина начала в этой неразберихе снижать подачу электроэнергии, и уже пошли отключения, так что могу внезапно пропасть, если будут надолго вырубать свет. Пока что вырубают по какой-то странной схеме, но в целом тенденция такая, что, как и с пенсионерами, в первую очередь страдают самые бедные – вырубают маленькие города и деревни, Симферополь еще держится со светом.

Кстати, сегодня объявили, что кто не возьмет российский паспорт, тот будет получать вид на жительство, как и любой таджик: http://crimea.vgorode.ua/news/216504. То есть через месяц у меня тут будет больше прав, чем у некоторых местных: я гражданин РФ и могу тут жить где угодно, а они должны будут получать ВНЖ на правах обычного гастарбайтера.

Там рассказывают по ссылке, что проблем не будет; так у меня в Томске до хрена работало украинцев, бежавших со Средней Азии, и они годами не могли получить этот вид на жительство в РФ, так что будут, будут проблемы».

НАМ НЕ СТРАШЕН СЕРЫЙ ВОЛК?

Но, в конце концов, это проблемы крымчан. Хотели в Россию? Получите! Теперь наши проблемы – ваши проблемы. К сожалению, и наоборот.

Россия в деле присоединения Крыма нарушила немалое количество международных договоров, обязательств, правил. В результате у всего мира возникли проблемы с международным правом.

«Право стоит столько, сколько стоит его НАРУШИТЬ, - пишет Леонид Радзиховский на «Эхе Москвы». - Если нарушение безнаказанно – Международного ПРАВА НЕТ. Есть право сильного. Международное право – не сентиментальная болтовня. Это то, на чем держится современный миропоряд ок».

Ответ звучал неоднократно, он знаком тем, кто имеет дело с детьми и подростками: «А чо я? Чо я? Ваське можно, а мне нельзя?» Почему Косову можно, а Крыму нельзя?

На это есть ответ:

- в Косово шла борьба за независимость с 1989 – от мирного протеста до партизанских действий;

- сербы в 1998 начали вполне документированный и доказанный геноцид, и собирались довести его до конца;

- решение о вмешательстве принимали коллективные международные органы;

- Косово не присоединилось к Албании, а осталось независимой страной.

Первые санкции со стороны стран Запада были втречены нашими ставшими в момент «невъездными» депутатами и чиновниками с бравадой. «Я горжусь, что против меня ввели санкции! А счетов у меня там все равно нет, нечего блокировать!» Примерно такие были возгласы.

Но очень быстро санкции стали рваться очень близко от Путина. Ему, президенту, конечно, не «закроют визу». Пока что. Это зависеть будет от его поведения.

Да, раздаются бравые голоса, что мы и без Запада, его курортов и товаров проживем, а вот они без нашего газа – нет. Как сказать… Есть такое понятие: продовольственная безопасность. Страна не должна импортировать более 20% продовольствия. У нас по многим продуктам этот предел превышен…

Конечно, все дружно кричат: потерпим! Зато мы показали себя! Мы сильные! Мы можем!.. Но этот путь ведет в пропасть.

«Никому в голову теперь не придет консультироваться с Россией в связи с планированием каких-либо международных акций, - пишет Георгий Сатаров в ЕЖе. - Это значит, что Россия перестает быть заступником для различных омерзительных диктатур. Фактически Путин развязал руки Западу. Но важно и то, что Россия становится ненужной всем этим диктатурам. Заступником она не будет, оружием торговать ей не дадут, а деньги ей будут нужны самой. В результате Россия (в смысле ее политическое руководство) отгородится не только от Запада, но и от родных по духу мерзавцев. От нее, огромной, непредсказуемой и опасной, будут шарахаться все. Никакого восстановления империи не будет. Будет санитарный кордон и аккуратное экономическое удушение».

А это Радзиховский: «Всякая безнаказанность – развращает. Абсолютная безнаказанность развращает абсолютно. Если кроме «рыка Меркель и кудахтанья Обамы» реакции не будет, то понятно, что аппетит Путину придет во время еды. Это опасно – и для него самого, и для окружения. Ведь рано или поздно – так было всегда – Лидер и Государство ЗАРВЕТСЯ. И тогда уже будут не какие-то «тормоза» – а прямо с обрыва. Или Запад пристегнет Путина «ремнями безопасности» – или не посмеет. Тогда... Ну, посмотрим, «что же будет с родиной и с нами» – тогда».

СНЯТИЕ ГРАНИЦ

Вообще-то в XXI веке придумано иное решение территориальных споров. Пример приводит Венедиктов, по образованию и прежней работе – школьный учитель истории:

«Дело не в приросте территории. Для меня всегда есть пример такой замечательной провинции, как Эльзас и Лотарингия, которая располагается или располагалась на границе Франции и Германии. Эта страна так полита кровью, как мало какая местность в Европе.

Сначала Франко-Прусская война. Я уж не говорю войны 30-летние, когда еще Франция и Германия не сложились как национальные государства. Туда шли солдаты. Франко-Прусская война – присоединили к Германии. Первая мировая – присоединили к Франции. Начало Второй мировой войны – вернули в Германию. Конец Второй мировой войны – вернули во Францию. И всё это ожесточенные бои».

Теперь проблемы Эльзаса и Лотарингии нет, потому что нет границ. В Европейском Союзе нет границ – народ ездит и ходит свободно из страны в страну. Конечно, за территорию Франции отвечает Франция, чтоб там было комфортно жить. За территорию Германии – Германия. Но в бытовом и торговом плане границ нет. То же можно было сделать и в Таможенном союзе, за который так ратует Россия. Проблема Крыма была бы снята.

Но нет! Нет! Нам важно, чтобы Крым был наш. НАШ!

«Мы не можем говорить, российский Крым или украинский, пока история не завершена. А она не завершена. И все зависит от того, как быстро придет в себя истерзанная революцией Украина, - продолжает Александр Невзоров. – Настоящие патриоты России должны понимать, что ситуация не только не завершилась, она еще даже не началась. Рано ликовать, рано и крайне несвоевременно. Но россияне ликуют, потому что не хотят видеть реальность…

Коктейль из патриотизма, шовинизма, империализма на какое-то время может заменить россиянам многие необходимые питательные вещества. Как алкоголикам водка заменяет все, включая зубную пасту.

Но виновата в этом не власть. Власть заправляла эту народную машину правдой, правом, справедливостью, честностью, законами… Не едет! В девяностые были годы свободы, даже в 2000 было что-то похожее на свободу прессы, свободу манифестаций, человеческие права и уважение - на все, что так чуждо России.

А налили в бензобак знакомую смесь из шовинизма, мракобесия, имперскости, злобы - и все, покатилась, поехала! Конечно, власть будет заправлять машину тем, на чем она едет. Безумцев нет в Кремле – они прагматики».

БЕЗУМИЕ

Рассказывает Ксения Ларина: «И вот один сюжет меня потряс. Вышел молодой человек с плакатом «Нет войне». Вот он простоял там какое-то количество времени. Его не забирал ОМОН, его не забирала милиция. Ему в лицо плевали люди, которые проходили мимо.

Вот он про это написал в FaceBookе. Плевали, оскорбляли, кричали, что он жид, который должен убираться в свой Израиль, что он разжигатель, что он ненавидит русскую землю, вообще откуда ты приехал. Потом кто-то вырвал у него плакат и порвал его. Это были проходящие мимо люди.

В итоге ОМОН стал его забирать, чтобы эта толпа не забила его и не нанесла ему увечий. Так когда его забирали, за ним бежала какая-то бабка и кричала: «Он ударил ребенка. Я буду свидетелем. Запишите. Он враг народа, он ударил ребенка». Вот вам, пожалуйста, реакция. Это стихийная реакция, она никем не организованная. Это не чья-то провокация, никто их туда не посылал. Это люди, которые мимо проходили и решили выразить свой протест».

Между прочим, эта старушенция ведь из того поколения, которые на все неприятности только вздыхали и говорили: «Лишь бы не было войны». Что случилось, почему она теперь так яростно выступает против того, кто говорит «нет войне»? Почему люди, наши соотечественники, так быстро скатываются к тому, что наша страна победила давным-давно, почти 70 лет назад?

Победили не у себя. Может быть, в этом дело?

фото

О таких людях пишет odziy в своем блоге:

«Они страшно рады и безмерно горды оттого, что плывут на огромном, могучем и прекрасном лайнере. У него ещё такое красивое название! «ТИТАНИК»! Все палубы заполнены народом, смотрящим праздничный фейерверк. Несмотря на то, что абсолютно все пассажиры третьего класса высыпали на палубу, места хватает всем. Ведь спасательных шлюпок на ней нет. Они просто не предусмотрены».

Да, спасательные шлюпки не предусмотрены. Это наша общая единственная страна. Потонем, в случае чего, вместе.