23 мая 2006 года правительства издало постановление №306 «Об утверждении Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг и нормативов потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме». Правила действуют по сей день. Нормативы потребления тепла в многоквартирном доме, не оборудованном приборами учета, должны определяться по этим Правилам. В Приморском крае нормативы рассчитывает и назначает краевой Департамент по тарифам. На основе норматива начисляется плата за тепло.
В круге первом
Жительница многоквартирного дома в поселке Ярославка Приморского края Т.И. Иванова и управляющая компания ООО «УК Жилкомхоз» потребовала через Приморский краевой суд признать недействующим постановление департамента по тарифам Приморского края «Об установлении нормативов потребления коммунальной услуги по отоплению в жилых помещениях для потребителей Ярославского городского поселения» от 29 октября 2014 года. По мнению истцов, при определении норматива Департамент нарушил правила, определенные постановлением № 306, и «Примтеплоэнерго» выставил завышенные счета за тепло.
В судебном заседании департамент и «Примтеплоэнерго» просили постановление и нормативы не отменять.
Прокурор заявителей поддержал.
Краевой суд не внял доводам ответчиков и 19 июня 2015 года постановление краевого департамента по тарифам от 29.10.2014 о нормативах признал недействующим. В решении суда написано, что оспариваемые нормативы потребления коммунальной услуги по отоплению в жилых помещениях и на общедомовые нужды на территории Ярославского городского поселения основаны на исходных данных, в которых нет сведений «о материале крыш, площади ограждающих конструкций и окон, износе внутридомовых инженерных систем, а так же сведения о нежилых помещениях, подключенных к общему вводу внутридомовых инженерных систем многоквартирного дома и не оборудованных индивидуальными приборами учета». К расчетам были и другие претензии.
30 сентября 2015 года Верховный суд РФ оставил решение краевого суда в силе, а нормативы не действующими.
Второй круг
Через неделю, 7 октября 2015 года, департамент по тарифам Приморского края принял новое постановление «Об установлении нормативов потребления коммунальной услуги по отоплению в жилых помещениях на территории Ярославского городского поселения Хорольского муниципального района Приморского края».
Расчет новых нормативов оказался также с ошибками. Заинтересованные лица обнаружили, что «не учтены конструктивные и технические параметры жилых домов — материалы стен, материалы крыш, объем жилых помещений, площадь ограждающих конструкций и окон, износ внутридомовых инженерных систем». В Приморский краевой суд опять был подан административный иск к департаменту по тарифам с требованием отмены уже нового постановления, от 7 октября 2015 года.
Прокуратура заняла сторону истцов, а представители департамента по тарифам и «Примтеплоэнерго», напротив, утверждали, что их расчеты верны и обоснованы.
12 июля 2017 года Приморский краевой суд признал постановление от 7 октября 2015 года частично, для двух, трех и пятиэтажных домов до 1999 года постройки, недействующим.
13 декабря 2017 года решение краевого суда подтвердил Верховный суд. Нормативы от 2015 года для большинства домов в Ярославке перестали действовать.
Третий круг
Через несколько месяцев, 28 марта 2018 года, сотрудники краевого департамента по тарифам родили постановление «О внесении изменений в постановление ... от 7 октября 2015 года об утверждении нормативов потребления коммунальной услуги по отоплению...».
Судьба этого постановления повторила судьбу предыдущих. 28 ноября 2018 года решением краевого суда оно было отменено. 03 апреля 2019 года после решения Верховного суда и эти нормативы в Ярославке перестали действовать.
Круг четвертый
Не дожидаясь постановления Верховного суда по апелляционной жалобе, краевой департамент по тарифам 27 декабря 2018 года принимает постановление № 73/1 «О внесении изменений в постановление ... от 28 марта 2018 года ... «О внесении изменений в постановление ... от 7 октября 2015 года об утверждении нормативов на ... отопление...».
Иск об отмене и этого постановления незамедлительно был подан в краевой суд. В пояснениях представитель истцов напомнил, что при расчете нормативов потребления коммунальной услуги по отоплению «средняя продолжительность отопительного периода и среднесуточная температура наружного воздуха определяется за пять предыдущих отопительных периодов подряд». Но, несмотря на то, что с момента предыдущей корректировки норматива прошел еще один отопительный период, административный ответчик не стал учитывать его в своих расчетах.
«При использовании корректных величин продолжительности отопительного периода (194,6 суток вместо 197 суток) и среднесуточной температуры наружного воздуха за отопительный период норматив потребления коммунальной услуги по отоплению был бы существенно ниже», – делает вывод представитель истцов. И это была не единственная претензия к новым расчетам департамента.
11 сентября 2019 года постановление от 27 декабря 2018 года краевым судом признано недействующим с момента вступления решения в законную силу.
Горячая вода
Про горячую воду почти такая же история. На подогрев холодной воды для превращение ее в горячую тратится тепло. Департамент по тарифам устанавливает отдельный норматив по тепловой энергии на подогрев воды.
19 декабря 2017 года издано постановление № 72/9 «Об установлении нормативов расхода тепловой энергии на подогрев холодной воды для предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению...Ярославского городского поселения».
Через год, 27 декабря 2018 года, департамент издал постановление № 73/2 «О внесении изменений в постановление от 19 декабря 2017 года. Принято на основании решения суда от 28 ноября 2018 года по отоплению».
Жители, произведя свои расчеты по Правилам №306, утвержденным правительством РФ, обнаружили ошибки и подали исковое заявление в суд.
В иске указывалось, что норматив расхода тепловой энергии на подогрев воды определяется по формуле, в которой есть коэффициент, учитывающий потери тепла в трубах горячего водоснабжения. Ответчик использовал этот коэффициент в значении 0,3, предусмотренный только для систем горячего водоснабжения с неизолированными стояками и полотенцесушителями, то есть самый ресурсоемкий вариант: и полотенцесушители есть, и стояки неизолированные. В то же время в Ярославке немало домов с тремя другими вариантами системы горячего водоснабжения, для которых требуется меньше тепла: неизолированные стояки и отсутствие полотенцесушителей; изолированные стояки и отсутствие полотенцесушителей; изолированные стояки и полотенцесушители.
Этот и другие доводы истцов были судом учтены, и 28 августа 2019 года постановление от 19 декабря 2017 года в редакции от 27 декабря 2018 года по воде было отменено.
Обман продолжается
Истцы из Ярославки, выигравшие дела в суде, взыскивают судебные расходы. По итогам судебных разбирательств 2015 и 2017 годов с департамента взыскано более 200 тысяч рублей. Это бюджетные деньги. И никто не наказан ни за многолетний массовый обман от завышенных нормативов, ни за ожидаемо проигранные департаментом судебные дела.
Устранить нарушения при расчете нормативов несложно, но, судя по всему, ответчики не собираются это делать и рассчитывают нормативы, не обращая внимания на Правила, или прочитывая их так, как им удобно, всегда не в пользу потребителей. Призвать их к ответственности мог бы губернатор. При желании.
Не смотря на решения суда, последовательно отменявшего расчеты департамента, «Примтеплоэнерго» продолжало начислять плату за тепло по тем нормативам, которые уже были признаны недействующими. Когда департамент устанавливал новые нормативы, суд опять их отменял.
Верховный и Высший арбитражный суды разъяснили: если норматив признан недействующим, пусть и с момента вступления в законную силу решения суда, то его нельзя применять, в том числе и за предыдущий период. Нужно все платежи пересчитывать на последний законный норматив до тех пор, когда будет принят новый норматив, которым можно пользоваться.
Получается, что на сегодняшний день у «Примтеплоэнего», которое работает с 2001 года в Хорольском районе, нет ни одного законного норматива, который можно было бы применить. Все нормативы отменены судом.
Одна квитанция
По словам директора одной из управляющих компаний, руководитель краевого департамента по тарифам побуждает жителей платить непосредственно поставщикам ресурсов по разным квитанциям за разные коммунальные услуги. За тепло — в «Примтеплоэнерго», за свет — в «Дальэнергосбыт», за воду — в водоканал, мол, во избежание воровства в УК. И многие управляющие компании, не желая конфликтовать с краевой властью, собирают деньги только на текущий ремонт и на содержание жилья. Но в этом случае контроль за начислениями за услуги ресурсоснабжающих предприятий возлагается на потребителя.
В условиях, когда департамент по тарифам мухлюет с нормативами, а граждане привыкли больше доверять государству, а не частникам, многие ли смогут узнать, что плата за тепло, за воду, за ОДН завышена, потому что именно государство врет?
Холодная и горячая вода, электроэнергия, все ресурсы, расходуемые на общедомовые нужды, так называемые ОДН, – это коммунальный ресурс. Но по закону квитанции по коммунальному ресурсу, в том числе и по ОДН, может выставлять только управляющая компания в строчке «Содержание жилья». Однако сейчас ОДН рассчитывают и вносят в свои раздельные квитанции и «Дальэнергосбыт», и «Примтеплоэнерго». Закон нарушается.
Управляющая компания ООО «УК Жилкомхоз», выигравшая все иски к департаменту по нормативам, с 2011-го года работает на одной квитанции, собирает деньги за все коммунальные услуги, а затем перечисляет положенное ресурсоснабжающим организациям. Руководитель компании Н. Перова говорит:
«Я не думала, что будут какие-то конфликты с департаментом, но сейчас отношусь к этому принципиально. Нашу УК в 2016 году проверяли 26 раз. В 2017 почти столько же. Прокуратура, жилищная инспекция, полиция. Я думаю, что это из-за моих тяжб с «Примтеплоэнерго». Причем, когда я пишу, что они незаконно выставляют эту плату населению, по завышенным нормативам, у нищего населения забирают просто последнее, «Примтеплоэнерго» на меня спокойно пишет в прокуратуру, чтобы провели проверку на соблюдение мною требований: сколько я денег собрала, сколько перечислила. Жилищная инспекция проводила проверку. Энергетики писали на меня в 2016 году. В 2018 и 2019 годах затихли. Штрафы мы обжаловали в суде, но не всегда успешно».
В районе живут люди небогатые, чтобы не сказать бедные. Пенсия – 10 тысяч, а за тепло нужно платить 6 тысяч, да еще по отмененному нормативу. Бывает и так, что тепло подают 15 дней, а выставляют как за целый месяц. Жителям приходится оплачивать счета за тепло на основе завышенных нормативов.
Судиться, отстаивая свое право платить по закону, а не по произволу, имеет право всякий. Формула расчета достаточно проста, проверить правильность норматива может любой потребитель, нужно лишь подставить в формулу правильные данные, а для подачи иска – нанять грамотного адвоката. Народ вынуждают судиться с тем, кого он сам же содержит, и кто обязан соблюдать законы — с краевой властью.
Кстати, Перова в суде защищает и свои права, потому что она живет в доме, которым управляет ее компания. Она посчитала, сколько переплачивает по своей квартире. Получилось, что за отопительный сезон более, чем на тысячу.
Теперь в департаменте говорят, что Перова затевает суды, чтобы не платить «Примтеплоэнерго», которое судится с УК за долги. Н. Перова парирует:
«Долги населения будут, никуда не денешься. Например у меня на Ленинской, 3, где офис, один подъезд на 5 квартир и 800 тысяч долга. В другом подъезде – 200 тысяч, в третьем – 300 тысяч. С пенсионеров взыскивают по суду. Но есть те, кто не работает, официального дохода нет, и приставы сделать с ними ничего не могут. Выселить из единственного жилья очень трудно.
Вот сейчас примерно за 7 месяцев мы подали исков на 18 миллионов по задолженности. Нам еще подавать и подавать, а ведь за каждый иск нужно пошлину платить, вот, я накопила на 10 исков и подала. В мировой суд. 300 тысяч долга — 3 тысячи госпошлина. Это накладно, но мы все равно подаем и подаем».
И одновременно Перова помогает опротестовывать завышенные нормативы, чтобы уменьшить оплату за тепло.
Представители департамента упрекали Н. Перову, мол, сколько вы будете еще судиться? Она отвечала — в 2015-м году мы подали иск — выиграли, в 2017-м выиграли, в 2018-м выиграли, в 2019-м выиграли, подогрев воды выиграли. Когда вы установите норматив такой, чтобы мы проиграли, когда мы законно проиграем, тогда и не будем подавать заявления в суд.
Аналогично первому нормативу, который в 2015 году признали незаконным, рассчитаны нормативы и по сей день действуют во всех районах Приморского края, где работает «Примтеплоэнерго». Кроме Ярославского городского поселения Хорольского района.
Любой район в Приморском крае может обжаловать постановления департамента по тарифам Приморского края об установлении нормативов на отопление и подогрев воды и гарантировано выиграет.
Татьяна РОМАНЕНКО.
Рисунок: pbs.twimg.com/media/