Заканчился 2023 год. Теперь тарифы вновь начнут скакать привычными зигзагообразными темпами.
Надо отметить, что правительство готовилось к такому варианту развития событий и попытается обуздать финансовый голод коммунальщиков. Но вот получится ли?
Отдай и не греши
Вначале для понимания проблемы давайте разберёмся в монстре, который носит общее название ЖКУ, или жилищно-коммунальные услуги. Так вот, это фактически два разных понятия. Есть услуги жилищные: содержание и ремонт жилых помещений и общего имущества многоквартирного дома; капитальный ремонт общего имущества многоквартирного дома; вывоз бытовых отходов; услуги разового характера, выполняемые по заявкам жителей многоквартирного дома (замена электропроводки, сантехприборов и водоразборной арматуры и тому подобное). Отвечает за них управляющая компания, работающая по своим тарифам.
И есть ещё услуги коммунальные: холодная и горячая вода, водоотведение, электро- и газоснабжение, отопление, содержание и ремонт общего имущества, вывоз мусора. Этим занимаются ресурсоснабжающие организации через заключение договора с управляющей компанией или (что невероятно!) напрямую с жильцами. Тарифы на эти услуги утверждает местная муниципальная комиссия. Рост тарифов, по идее, не должен превышать пороговые значения инфляции.
Но это в теории. На практике же с 2000 г., не говоря уже о советских временах, мы стали платить в десятки раз больше. В 1999 г. владельцы квартир тратили на «коммуналку» 4,7% среднемесячного заработка. Сегодня – до 15% в зависимости от региона.
На первый взгляд, всё выглядит логично: вы покупаете реальную услугу (воду, тепло, газ, свет) и должны за это заплатить полностью. Это при советской власти (до 1993 г.!) мы платили примерно 2% от реальной стоимости «коммуналки». Затем вышло постановление о стопроцентной оплате, и примерно до 2014 г. услуги ЖКУ росли в два раза выше инфляции.
В 2019 г. Росстат подсчитал, что население уже оплачивает 98-99% оказанных услуг. Но в 2022 г. вдруг выяснилось, что загадочным образом процент возмещения упал до 75%. При этом цифры в платёжках не стали лояльнее к людям. Следовательно, на 25% отчего-то выросли, как любят говорить коммунальщики, «экономически обоснованные тарифы». А следовательно, мы опять должны карабкаться к сияющим вершинам стопроцентной оплаты. И так, вероятно, снова и снова.
Государственные деятели, отвечающие за коммунальный фронт работ, уже много-много лет как заклинание повторяют: «Во всём виноваты износ сетей и старое оборудование». Охотно верим!
Вот какие данные нам приводят в Стратегии развития строительства и ЖКХ до 2030 года.
«Удельный вес сетей, нуждающихся в замене в общей протяжённости сетей (по итогам 2020 г., по данным Росстата): тепловых сетей – 30,8% от 167,4 тыс. км (заменено – 2%, или 3,4 тыс. км); водопроводных сетей – 43,5% от 584,1 тыс. км (заменено – 1,1%, или 6,2 тыс. км); канализационных сетей – 45,6% от 200,8 тыс. км (заменено – 0,4%, или 0,8 тыс. км).
Удельный вес потерь воды по отношению ко всему объёму поданной воды в 2020 г. составил 22,9%... Данный показатель в 2020 г., по сравнению с 2014 г., снизился на 0,2%. Удельный вес потерь тепла в сетях в 2020 г. составил 12,3%... Данный показатель в 2020 г., по сравнению с 2014 г., увеличился на 0,9%». Конец цитаты.
Кстати. Самая финансовоёмкая статья расходов – отопление, в среднем, треть квартплаты. И потери в 12%, которые оплачиваем мы, за гранью разумного.
Износ сетей колоссальный. Потери в сетях катастрофические. Замена сетей в рамках статистической погрешности. И это, замечу, в те годы, когда мы полностью оплачивали коммуналку по их же тарифам. В тарифы вшивается всё: ремонт, модернизация, зарплата сотрудников и тому подобные расходы. Что-то не учли или не все деньги дошли до замены труб, застряв на другом этапе?
А с учётом того, что независимого аудита экономического обоснования тарифообразования не было все тридцать лет после советской власти (во всяком случае, никто о таком аудите не слышал), то вопросов становится всё больше.
Подайте триллионы на ремонт
Тем более, что финансы в этой сфере экономики крутятся немалые. Причём официальные статистические данные, «сколько всего денег россияне платят за комплексные ЖКУ», найти крайне непросто. Удалось установить цифры только за три квартала 2022 г.
Итак, по данным ЕМИСС, «начислено (предъявлено) населению платежей за жилое помещение, капитальный ремонт и коммунальные услуги» за период январь-сентябрь 2022 г. 1069629638,7 рублей. Если добавить ещё триста с гаком миллиардов за последний квартал, то получается практически полтора триллиона рублей.
Это больше, чем бюджетные расходы на здравоохранение в том же году (1,124 трлн рублей) или образование (1,123 трлн). При этом, дефицит средств на модернизацию причастные к их распределению лица оценивают в 4,6 трлн рублей.
Небольшое отступление от темы, необходимое для понимания, как порой «считают» любые ремонтные работы. Мой товарищ, почти четверть века отходивший капитаном на судах различного типа, причём, в основном, под иностранным флагом, как-то анализировал ежегодную ремонтную ведомость на судно, принадлежащее Росимуществу. Ремонт профильное ведомство оценило почти в 200 млн бюджетных рублей. После неофициального аудита знакомого сумма действительно необходимых работ и покупки запчастей сократилась в 11 раз! В 11 раз!
Чиновник, ответственный за ремонт, когда ему показали результаты, только развёл руками: «Надо же!» Но на следующий год сумма не просто осталась прежней, а выросла, по-моему, на 25 миллионов. Ремонт – штука загадочная.
Ещё хронический рост тарифов очень любят объяснять тем, что многие несознательные граждане очень не любят платить за оказанные коммунальные и жилищные услуги. И недополученные деньги перекладываются на карман законопослушных квартировладельцев.
По последним официальным данным, а это первый квартал 2023 г., задолженность россиян за ЖКУ достигла почти 900 млрд рублей.
За год этот негативный показатель вырос на 72 млрд против 56,6 млрд на начало 2022 г.
Интересно, что перед ресурсоснабжающими организациями (РСО) долги увеличились на 15,8%, а вот перед управляющими компаниями (УК) выросли всего на 1,2. У судебных приставов в работе около 8 млн неплательщиков, пишут СМИ.
Сумма задолженности, конечно, солидная, но не такая критическая, чтобы ей прикрывать тарифный галоп.
А галоп в ближайшие годы ожидается серьёзный. В конце 2023 г. вышло распоряжение правительства (№ 3147-р от 10.11.2023), в котором были утверждены новые индексы тарифов (размер повышения) на 2024-2028 гг. в разбивке по российским регионам.
В большинстве муниципалитетов во втором полугодии 2024 г. они могут вырасти гораздо больше показателя инфляции в 7 с небольшим процентов. И даже выше 10%: в Ингушетии – 12,4, в Северной Осетии – 13,7, в Омской области – уже 14, в Московской и Ленинградской областях – по 10,7 и 10,2%, соответственно.
Но и это не предел. В том же распоряжении обозначены и допустимые отклонения от самих индексов в диапазоне от 0 до 10,8% во второй половине 2024 г. А на период 2025-2028 гг. эти отклонения установлены в пределах от 0 до 2,1%.
Что это означает? Это разрешение местным администрациям на полгода ещё увеличить тарифы: например, в Дагестане они смогут вырасти на 21,6%. Понравится ли дагестанцам это?!
Бороться с задолженностью путём повышения взимаемых сумм – это как тушить пожар керосином. Неплательщиков станет только больше. Тем более, что принципиально не желающих платить – незначительный процент. В основном, это показывают опросы и подтверждают слова официальных лиц, люди не платят из-за падения реальных располагаемых доходов.
Но вместо помощи получают только пени, угрозы или отключение коммунальных услуг. Конечно, если вдруг попал в трудную жизненную ситуацию, то в теории есть такая вещь, как субсидия для оплаты ЖКУ. Формально, если счета превышают 22% дохода, такой семье полагается компенсация от государства. В отдельных регионах эта нереально высокая планка может быть снижена: например, москвичи могут претендовать на льготы, если счёт за коммуналку достигает 10% доходов.
Но попробуйте её, субсидию, быстро оформить! Тем, кто впервые получает такую субсидию, необходимо сначала полгода платить за ЖКХ по полной, причём без всяких нарушений и задержек, а уже потом они имеют право подавать на субсидию. А кто получил право на получение субсидии, если хотя бы раз не вовремя заплатил и имеет долг даже в один рубль, этого права моментально лишается. В результате, задолженности у несчастных начинают расти в арифметической прогрессии, так как им начисляются пени и штрафы. И как вылезти из такой долговой ямы людям с доходами на уровне МРОТ? Никак.
Много ли таких? По данным Росстата, 690 тыс. человек на декабрь прошлого года получали зарплату в районе МРОТ.
А вот цитата из выступления вице-премьера Татьяны Голиковой на ПМЭФ: «Сегодня, по ориентировочным данным, административным данным налоговой службы, порядка 6 миллионов человек, занятых у нас, не получают минимальный размер оплаты труда».
И ещё несколько цифр. По итогам первого квартала 2023 г., за чертой бедности находилось 13,5% жителей России – 19,6 млн человек. Граница бедности составила 14026 рублей.
Средняя ежемесячная оплата услуг ЖКУ для типичного домохозяйства «плавает» по регионам. Например, в Нарьян-Маре заплатят за коммуналку больше 9 тысяч рублей, а в Махачкале – 2,6 тысячи. В городах-миллионниках – в районе 8-8,5 тыс. рублей.
© Арсеньевские вести, 1992—2022. Индекс подписки: П2436
При перепечатке и при другом использовании материалов, ссылка на «Арсеньевские вести» обязательна.
При републикации в сети интернет так же обязательна работающая ссылка на оригинал статьи, или на главную страницу сайта: https://www.arsvest.ru/