В преддверии новогодних праздников Государственной Думой был принят законопроект, предлагающий запрет на создание унитарных предприятий, начиная с 2019 года, за исключением тех, которые будут созданы для обороны или безопасности страны, либо работающих в сфере естественных монополий. Что же касается уже существующих МУП или ГУП, находящихся в условиях конкуренции, то предлагается их ликвидировать или реорганизовать в другие формы собственности до 1 января 2021 года.
Преобразование таких предприятий в хозяйствующие субъекты, по задумке ФАС, должно обеспечить финансовую прозрачность и равные условия для других участников экономической деятельности.
При этом по замыслу антимонопольного ведомства, унитарные предприятия, которые задействованы в сфере ЖКХ, предлагается сохранить, в случае принятия такого решения органом местного самоуправления.
Однако Совет Федерации такую законодательную инициативу не поддержал, указав, что продвигаемый законопроект антиконституционен, нарушает принципы распределения полномочий между органами государственной и муниципальной власти, а также вмешивается в их деятельность.
Так мы все стали свидетелями достаточно редкого противостояния обоих палат парламента, а также столкнулись с полным непониманием необходимости этой законодательной инициативы, и почему же она вызвала разногласия у народных избранников.
Также неясно, какое влияние законопроект может оказать на подзаконное нормотворчество и не создаст ли впоследствии трудновыполнимых и обременительных требований к гражданам и организациям со стороны органов государственной власти и местного самоуправления.
Но есть пример Находкинского городского округа
Согласно постановлению главы администрации НГО от 27.03.2008 № 503 под управление и контроль МУП «Горжилуправление» отошли несколько обществ с ограниченной ответственностью «Горжилуправление 1-10», учредителями которого выступили как действующие так и бывшие чиновники администрации округа того времени. То есть еще задолго до принятия Федерального закона от 13.07.2015 № 224-ФЗ «О государственно-частном партнерстве…», в Находкинском городском округе уже был создан первый в России аналог «муниципально-частного партнерства».
Конечно же, о привлечении каких-либо инвестиций в сферу коммунального хозяйства, в новообразованной структуре не думали, но ставили перед собой цель перенаправить денежные средства со счетов унитарного предприятия (казны) на счета управляющих организаций (себе) для того, чтобы «уйти», так сказать, из бюджетных отношений на гражданско-правовые. Тем самым ослаблялся контроль над расходованием денежных средств собственников помещений, собираемых на содержание и текущий ремонт общего имущества многоквартирного дома, как со стороны муниципальных, так и правоохранительных органов.
Результатом такого сотрудничества стало превращение социально значимой сферы ЖКХ Находкинского городского округа в «схему по отъему» денежных средств населения. Сегодня в округе, ежегодный оборот этого рынка составляет более 500 млн. рублей, которые против 241 млн. рублей, выделенных по программе развития ЖКХ НГО для обеспечения жизни граждан в комфорте (на 2019 год), выглядят более чем внушительно.
Следующим шагом «партнерства» был процесс заключения договоров управления между собственниками помещений и управляющими организациями, сделав, таким образом, унитарное предприятие чисто формальной структурой. Фактически были произведены массовые фальсификации протоколов общих собраний собственников помещений, в которых были определены все существенные условия договора: состав и периодичность работ и услуг, способ управления МКД и размер платы на содержание и текущий ремонт.
На третьем этапе была введена процедура по установлению платы за содержание и текущий ремонт для собственников помещений, которые самостоятельно не приняли решение на общем собрании о размере такой платы. Так, в соответствие с постановлением главы администрации НГО от 25.06.2009 г. № 975 и решением Думы НГО от 02.10.2013 г.№ 246-НПА, по замыслу «реформаторов», исключительное право собственников помещений по определению стоимости работ и услуг на содержание и текущий ремонт многоквартирного дома (ч. 7. ст. 156 ЖК РФ), было передано администрации округа.
Достаточным основанием для одностороннего изменения размера было обращение директора МУП (директора десятка УК по совместительству) с пояснительной запиской к мэру города, где планировалось повышение зарплат для персонала УК, и после которой опубликовывалось постановление с нужными для «бизнесменов» расценками.
В качестве аргумента таким действиям, принималось бездействие собственников помещений в организации и проведении ежегодных общих собраний, на которых они могли бы самостоятельно определять себе стоимость работ и услуг по содержанию дома, но, увы, - отказались.
В результате, собственники помещений были полностью отстранены от процесса управления своими многоквартирными домами, а предложения УК об изменении размера платы никогда в их адрес не направлялись. О пролонгации договора управления на условиях, которые были оговорены при его заключении (пусть и сфальсифицированном), «партнерство» также слышать ничего не хотело, а в администрации Находкинского городского округа ничего не слышали про дома с непосредственным управлением и пункт 36 Правил содержания общего имущества.
Таким образом, в период с 2009 по 2013 год, посредством «административного ресурса», стоимость работ и услуг по содержанию и ремонту многоквартирных домов Находкинского городского округа была увеличена более чем на 90% (постановления администрации НГО от 01.03.2011 г. №287; от 30.07.2012 г. №1363; от 30.10.2013 г. №2279).
При этом расчет тарифа производился исключительно по степени благоустройства, а не с учетом конструктивных особенностей, степени физического и технического износа многоквартирного дома, как того требуют упомянутые Правила №491. Поэтому, удивляться тому, что в статье затрат на уборку и благоустройство земельных участков, при одинаковой площади придомовой территории, но разной этажности многоквартирного дома, суммы в разы отличаются (!), - более никому не следует.
На этом процесс реорганизации МУП «Горжилуправление» был завершен, в связи с чем, в мае 2014 года произошла его ликвидация.
Однако вместе с ликвидацией унитарного предприятия был ликвидирован и способ «контроля и управления» за денежными средствами жителей округа, который, видимо, кое-кто из администрации города, упускать из своего ведения готов не был. В этой связи было создано новое МУП «Центр приема платежей от населения» расчетные счета, которого указаны практически в каждой платежке за содержание и текущий ремонт многоквартирных домов Находкинского городского округа.
Также несколько был изменен и порядок «постановления платы». Теперь достаточным основанием для издания нового нормативно-правового акта является непосредственное обращение директора УК в адрес главы города (постановления администрации НГО от 10.09.2015 г. № 1243; от 11.12.2015 г. № 1677; от 30.12.2015 г. № 1827; от 22.03.2016 г. №..№ 308, 309, 310, 311, 312; от 22.06.2017 г. №..№ 781, 782, 783, 784, 785).
Как видно, противостояние вокруг спорного законопроекта о ликвидации и реорганизации унитарных предприятий возникло не на пустом месте.
С одной стороны, присутствие частных форм собственности на рынке ЖКХ могло бы способствовать развитию конкуренции, что неизбежно бы повлекло повышение качества предоставляемых коммунальных работ и услуг населению. С другой, в случае принятия данного законопроекта, возможен очередной всплеск конфликта интересов и коррупции в органах государственной власти и местного самоуправления.
Однако для городов, где единственным участником рынка ЖКХ является унитарное предприятие, его ликвидация может повлечь образование качественно новой структуры, контроль над которой окажется у чиновников администрации, которые, часто, понятия не имеют о здоровой конкуренции и необходимости противодействия коррупции.
Как показывает опыт и практика, в условиях гражданско-правовых отношений на рынке ЖКХ, возможность контроля над расходованием денежных средств за содержание и текущий ремонт многоквартирного дома, по причине отсутствия правовой грамотности и разобщенности собственников его помещений, а также при тотальном правовом нигилизме чиновников государственной власти, просто представляется невозможным.
Также сложно сказать, как выиграют простые граждане, в случае принятия этого законопроекта, но одно точно, присутствие унитарных предприятий на рынке коммунальных услуг дает людям возможность контроля над расходованием денежных средств через личное участие в выборе органов местного самоуправления и посредством правоохранительных органов.
Председатель Совета МОО «Общественный жилищный контроль НГО»
Михаил Сергеевич Дрозд
Рисунок W-ip.ru