или необоснованное обогащение «Примтеплоэнерго»
Речь пойдет о нормативах потребления коммунальной услуги отопления, которые используются для начисления платы при отсутствии приборов учета.
Правила их установления и определения утверждены постановлением правительства №306 еще в 2006 году (далее, Правил). Данными Правилами установлено, что установление и изменение нормативов потребления коммунальных услуг относится к компетенции уполномоченных органов и ресурсоснабжающих организаций.
Существует и другие нормы права: потребитель оплачивает тепловую энергию да и иные услуги в объеме их фактического потребления.
Вот тут-то и начинается самое интересное. Многие годы, с 1992 г., работая в МУПОП ЖКХ, ПОК и ТС, в Примтеплоэнерго до 2006 года, знаю, что никогда тепловики не требовали оплаты за непредставленную услугу по отоплению. Заканчивался отопительный сезон, к примеру 25 апреля, начисления производилось за 25 дней фактического потребления. При этом изменение норматива и соответственно размера платы, производилось организацией самостоятельно, без каких либо указаний сверху, по нормативу, уменьшенному пропорционально фактическому оказанию услуги. И никогда в течение многих лет споров не было!
Но с появлением на рынке коммунальных услуг краевой организации «Примтеплоэнерго», порядок начисления потребителям платы, в случае окончания отопительного периода ранее сроков в соответствии с утвержденными нормативами, коренным образом изменился. Не сразу, а по прошествии многих лет.
Но возвратимся вновь к постановлению правительства РФ, утвердившем Правила установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг. Правилами установлено, что изменение нормативов осуществляется в порядке, определенном для их установления. В каком же случае осуществляется изменение норматива? На этот вопрос ответ в подпункте «г» пункта 16 Правил 306. Цитирую его без каких-либо изъятий:
«Изменение нормативов потребления коммунальных услуг и нормативов потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме осуществляется в следующих случаях: 2) установление актом уполномоченного органа начала и (или) окончания отопительного периода, приводящих к изменению объема потребления тепловой энергии».Подпункт введен в действие с 1 января 2017 г.
В Дальнереченске норматив утвержден, исходя из продолжительности отопительного периода – 205 дней, с 15 октября по 7 мая.
Фактически же он завершается в последний декаде апреля. Казалось бы, чего проще – норматив апреля делить на 30 дней и умножать на количество дней фактической подачи тепловой энергии, определенной распоряжением администрации.
Но такой расчет для уполномоченных органов и ресурсоснабжающей организации (КГУП «Примтеплоэнерго») слишком прост и, видимо, проще не исполнять постановление правительства. По моему мнению, что оно и делает, несмотря на очевидность вопроса, и без зазрения совести выставляет потребителям платежные документы не только за весь апрель, но даже и за май. И люди платят за теплый воздух весны!
Я пытаюсь добиться законного решения этой проблемы с 2017 года, когда впервые обратился в департамент по тарифам края. Но даже и не предполагал, что встречусь с отрицанием всеми органами исполнительной власти своей причастности к решению вопроса.
Первый ответ от департамента по тарифам от 3 июля 2017 г. гласил, что департамент не осуществляет деятельность по изменению нормативов по отоплению на отдельные месяцы. И ни слова о том, кто же должен этим заниматься?
Пришлось решение вопроса поднять на более высокий уровень – в судебную инстанцию, коль ни уполномоченные органы, ни ресурсоснабжающая организация по какой-то причине не желает исполнять постановление Правительства, как я считаю. Но и в суд представляются отзывы на исковое заявление типа – моя хата с краю. Вместо решения вопроса в обычном рабочем порядке.
Итак, мнение Лесозаводского филиала: «Так как в силу закона КГУП «Примтеплоэнерго» является ресурсоснабжающей организацией, следовательно, предприятие не наделено полномочиями по изменению нормативов потребления». И далее: «плата за услуги отопления должна рассчитываться и вноситься в течение всего нормативно отопительного периода без учета продолжительности фактически отопительного периода».
Теперь мнение администрации Дальнереченского городского округа из отзыва от 09.09.2018 г.: «нормативы потребления коммунальных услуг утверждаются органами государственной власти субъектов РФ. И далее – администрация ДГО не имеет полномочий по внесению изменений в нормативно-правовой акт, принятый Думой ДГО».
А что Дума нашего города? Гарант прав жителей. О проблеме информировал и председателя Александра Анатольевича Павлова, и его зама Юрия Викторовича Савенко. Просил решить вопрос о возможности выступить в суде в защиту неопределенного круга лиц, поскольку на звонок Ю.В. Савенко в Примтеплоэнерго, почему плату за тепло в апреле начислили за полный месяц, когда отопительный период завершен 24 апреля, ему ответили, что платить будут не только за весь апрель, но и за май.
И что дальше?! Смирились! Ни обращения в суд, ни решения проблемы в рабочем порядке. Более того, после обращения с иском в Дальнереченский районный суд, где одним из ответчиков является Дума ДГО, я обратился к Александру Анатольевичу со следующим письмом:
«Уважаемый Александр Анатольевич! Мною в Дальнереченский районный суд подано исковое заявление по вопросу изменения норматива потребления тепловой энергии в связи с окончанием отопительного периода ранее расчетных сроков. Ответчиком является КГУП «Примтеплоэнерго» и Дума ДГО.
Полагаю, что признание иска будет иметь положительное влияние на улучшение качества жизни части населения города и уменьшения нагрузки по оплате услуги отопления».
Я полагал, что обращение будет принято, но заблуждался. Представителем думы ДГО в суд представлены возражения, суть которых сводится к отрицанию какого либо отношения к вопросу изменения норматива. Привожу выдержки из возражений.
«В соответствии с пунктом 9.20 постановления администрации Приморского края от 06.08.2007 г. установлено, что департамент по тарифам Приморского края осуществляет полномочия по утверждению нормативов потребления коммунальных услуг.
Таким образом, уполномоченным органом, утверждающим нормативы потребления коммунальных услуг на территории Приморского края, является департамент по тарифам, а не Дума Дальнереченского городского округа».
Согласуется ли мнение Думы с мнением департамента? Оно прямо противоположно:
«На территории Дальнереченского городского округа применяются для населения нормативы потребления тепловой энергии, установленные решением Думы Дальнереченского городского округа от 23.01.2007 г. № 05 «Об утверждении нормативов потребления тепловой энергии для населения Дальнереченского городского округа на 2007 год». Указанные нормативы установлены нормативным правовым актом представительного органа муниципального образования, а не органом регулирования в сфере тарифов субъекта Российской Федерации, коим является департамент. Для того, чтобы изменить норматив потребления коммунальной услуги, необходимо внести изменения в нормативный правовой акт представительного органа муниципального образования, которым установлен соответствующий норматив».
Мне представляется, думаю, и Вам, уважаемые читатели, что это наиболее разумное, истинное мнение.
И у меня вопрос к Вам, Александр Анатольевич: что Вами сделано по разрешению проблемы? Кто и как должен ее решить? Ведь бесконечно беззаконие не должно продолжаться. Нелишне будет напомнить, что принимая присягу при вступлении в должность, Вы обязались отстаивать и защищать интересы жителей города.
А защищать их ох как трудно в условиях разноголосицы мнений. Вице-губернатор Приморского края Т.В. Казанцева – должностное лицо госвласти в крае, сообщает:
«Действующим законодательством не предусмотрена корректировка оплаты коммунальной услуги по отоплению в зависимости от фактической продолжительности конкретного отопительного периода», «размер платы за коммунальную услугу по отоплению рассчитывается, исходя из норматива, и не предусматривает возможность расчета исходя из фактической продолжительности предоставления коммунальной услуги в разбивке по дням». Круг замкнулся!
Как же может потребитель разобраться при таком разнообразии мнений? Департамент утверждает, что норматив изменяется, но только Думой Дальнереченского городского округа, а вице-губернатор, выступающая от имени администрации края, имеет противоположное мнение – корректировка оплаты не предусмотрена!
Дума ДГО не считает изменение норматива своим полномочием и настаивает на рассмотрении иска только в порядке административного судопроизводства.
Не завидую судьям, которым приходится разрешать вопросы, входящие в полномочия исполнительной власти. И пока будет такая разноголосица, т.е. кому это выгодно, будут ловить рыбку в мутной воде.
А чтобы этого не было, нужен дирижер в лице ответственного и компетентного человека в ранге, как минимум, вице-губернатора. Таковым я вижу Костенко Александра Ивановича. К нему и обращаюсь.
Я не ставил своей целью определить правых и виноватых. Неблагодарное это дело. Напротив, я обозначил только проблему. Но точно уверен, что ее разрешение – не обязанность потребителя, а обязанность власти. И она обязана привести все в соответствие с постановлением правительства. Это позволит снизить финансовую нагрузку на 10 процентов граждан города (а может быть и края),пользующихся отоплением по нормативу.
Пока я писал эти строки, состоялось решение Дальнереченского районного суда – дело прекращено в связи с неподсудностью данному суду, в иске отказано. Круг оказался не только замкнутым, но и заколдованным.
В.А. Долчанин.
г. Дальнереченск
От редакции АрсВест:
Указанный нашим читателем способ отъема денег у населения за неоказанные слуги организацией «Примтеплоэнерго» далеко не единичный. Например, считаем, самое что ни на есть бандитское взимание денег при полном отключении их услуги, когда в квартире альтернативное отопление.
Сюда же относится и расчет оплаты отопления по квадратным метрам всей квартиры, где половина помещений вовсе не отапливается.
В Гражданском кодексе РФ есть статья – неосновательное обогащение. Но ни один суд её не применяет к этому монополисту.
Сдирание шкур с граждан для монополий, как и фабрикациии на выборах, – всё это вне закона в России.
Рисунок Burkprf.ru