Многоквартирный дом (321 кв.) ЖСК-1076 построен в 1980 г.
Приборы учета установлены в доме только на вводе, в квартирах установка счётчиков воды и тепла проектом не предусмотрена. Платежи по управлению МКД, за эксплуатацию и ремонт жилья, а также придомовой территории должны начисляться каждому члену кооператива (изначально их было 321), исходя из размеров занимаемой им общей площади квартиры и числа проживающих в квартире.
До 1991 года существовал институт прописки, и любой гражданин должен был жить по адресу прописки, поэтому количество проживающих граждан было равно количеству прописанных. Председатель правления кооператива строго следил за количеством проживающих в доме. Он вёл книгу учёта населения данного дома. Паспортный стол отдела милиции ежемесячно выдавал справку о количестве прописанных в данном доме граждан.
В 1990 году члены кооператива получили право регистрации своих квартир в частную собственность. Собственники менялись: продавали свою недвижимость, квартиры переходили по наследству позавещанию или по закону. Председатели ЖСК не всегда разъясняли новым владельцам, что их право вступления в члены ЖСК 1076 добровольное. Часто председатели приписывали в реестр лиц без выполнения требований законодательства РФ, а также требований устава ЖСК-1076 о приёме в члены кооператива.
Платежи за коммунальные услуги будут справедливыми только в том случае, если:
– на вводе в дом установлены приборы учёта холодной воды;
– на вводе в дом установлен прибор учёта тепла;
– в каждой квартире в МКД установлены приборы учёта холодной и горячей воды (счётчики).
Установка приборов учёта тепла (на отопление и горячее водоснабжение), расхода холодной воды, горячей воды на МКД, а также установка квартирных счётчиков холодной воды, горячей воды производится за счёт средств на капитальный ремонт многоквартирного дома (Правила, утверждены Постановлением Государственного Комитета РФ по строительству и ЖКХ 27.09.2003 г. №170 п.2.4.2 приложения 8 (п.6)).
Трубы систем ХВС, ГВС без замены в этом доме прослужили к 2000 году 20 лет, т.е. два срока. Несмотря на то, что платежи на капитальный ремонт собственники вносили регулярно, капитальный ремонт не был проведён. По сведениям аварийно-диспетчерской службы Фрунзенского района в доме из сгнивших труб заливало в день по три четыре квартиры.
На 01.01.1998 г. на счёте ЖСК было порядка 70 млн рублей. Собственникам этого дома до настоящего времени не известно, на какие цели эти деньги были израсходованы правлением.
ФЗ № 28 от 03.04.1996 г. «Об энергосбережении» требовал с 2000 г. установки счётчиков как в многоквартирных домах, так и в квартирах граждан в обязательном порядке (ст.4 и ст.11). На эти цели город выделил деньги. Однако, по сообщению в СМИ, ещё и сегодня 40% многоквартирных домов в городе не оснащены общедомовыми счётчиками.
Платежи за ЖКУ и прочие услуги за 2008-2010 гг. начислены и получены неправомерно, поскольку только законно избранный председатель вправе начислять платежи и выставлять счета к оплате собственникам помещений в МКД (в том числе и членам кооператива). С 30.03.2008 г. по 14.03.2010 г. ни одного законного представителя ЖСК-1076 в налоговой инспекции не было.
Почему на замену стояков холодной воды по санузлам председатели дополнительно собрали с каждой квартиры по 500 рублей, о чём имеется запись в протоколе от 17.03.2002 г.? Почему, имея порядка 70 млн руб. на 01.01.1998 г. не был выполнен капитальный ремонт труб систем ХВС, ГВС и канализации? Где деньги?
Председатели правления вместо проведения капитального ремонта с установкой водосчётчиков во всех квартирах одновременно во исполнение требования № 28 ФЗ, разрешило установку водосчетчиков в отдельно взятой квартире в нарушение п.4.3.3. Постановления правительства РФ № 1099 силами собственников помещений в МКД, как я считаю.
С 1993 г. ФЗ №5242-1 предусматривает регистрацию граждан по месту жительства (ставится штамп в паспорте) и по месту регистрации (выдаёт свидетельство паспортный стол). Гражданин сам выбирает место жительства. Он вправе не сниматься с регистрационного учёта по месту жительства, а проживать фактически по другому адресу, но при этом обязан зарегистрироваться по месту пребывания. Предупреждать правление кооператива гражданин не обязан. Законодательством России обязанность вести учёт граждан до настоящего времени возложена на председателя правления.
В ст.5 № 5242-1 ФЗ (в ред. от 21.12.2013 г. № 376 ФЗ) внесено изменение – если гражданин зарегистрирован по месту жительства в одном из помещений Санкт-Петербурга или в жилом помещении, находящемся в одном из населённых пунктов Ленинградской области, он имеет право не регистрироваться по месту пребывания в другом жилом помещении в С-Петербурге или в Ленинградской области. Председатель кооператива обязан вести учёт таких граждан, составлять акт о том, что гражданин, зарегистрированный в данной квартире, в ней не проживает.
В качестве примера. Сын собственницы кв. 44 зарегистрирован по месту жительства в её квартире (справка формы 9), он фактически не проживает в этой квартире и он не обязан сообщать свое фактическое место проживания председателю ЖСК-1076.
Справка формы 9 не подтверждает факт проживания, а только указывает на наличие у сына права на проживание в квартире собственницы квартиры 44 при наличии её согласия. В счетах по оплате кв. 44 председатель указывает два человека. Такая запись подтверждает отсутствие у председателя точных данных о количестве фактически проживающих в помещениях МКД. А это, в свою очередь, ведёт к незаконному увеличению платежей в счетах на оплату по квартире № (за два человека вместо одного человека), а также указывает на недостоверность начисления платежей (в рублях с человека) всем собственникам в данном доме.
Во исполнение Постановления РФ 06.05.2011 г. № 354 правительство России выделяло средства Санкт-Петербургу для установки счётчиков в квартирах горожан, предлагало управляющим организациям (ЖСК, ТСЖ, УК) до 01.07.2011 г. собрать документы, которые позволяют участвовать в федеральной программе по установке счётчиков в квартирах горожан.
Перечень документов утверждён министерством энергетики РФ приказом 07.04.09 г. № 149 (данный приказ лично в руки председателю ЖСК-1076 Мацкевичу В.В. передала собственник кв. 44). Однако ничего не было сделано управляющими организациями ЖСК, ТСЖ, УК. Теперь давят на граждан, считаю, чтобы прикрыть свою нерасторопность. Правительство хотело поставить счетчики за счет ресурсоснабжающих организаций, но программа, скажем так, провалилась. («Аргументы и факты» от 12.08.2013 г., выпуск 24 (страница 23) «Стоит ли ставить счётчики?», Елена Панина, эксперт по вопросам ЖКХ).
Постановлением правительства РФ 20.02.2010 г. № 67 даны полномочия федеральной антимонопольной службе – ФАС России – разъяснять вопрос установки общедомовых и квартирных счетчиков в МКД. ФАС России разъясняет: на ресурсоснабжающие организации (РСО) возложена обязанность по установке, замене и эксплуатации как общедомовых, так и квартирных счётчиков.
Именно ФАС России осуществляет контроль за деятельностью РСО в указанной сфере. Она направила требование об отзыве письма министерства регионального развития РФ, в котором разъяснено, что РСО обязано осуществлять деятельность по установке только общедомовых счетчиков. Это требование направлено в органы исполнительной власти.
До настоящего времени в доме ЖСК-1076 установку водосчётчиков в квартире производят сами потребители в нарушение ст.44-2-1 ЖК РФ, как я считаю. Установка счетчиков — суть реконструкция инженерных систем ХВС, ГВС. Полагаю, только общее собрание собственников в МКД (в том числе членов кооператива) принимает решение об установке водосчетчиков одновременно во всех квартирах многоквартирного дома и только ресурсоснабжающими организациями.
Согласно договору от 22.09.2011 г. с 01.08.2010 г. (п. 2.2) на отпуск питьевой воды (потребление) ЖСК перечисляет ГУП «Водоканал С-Петербурга» по тарифам, утвержденным комитетом по тарифам Санкт-Петербурга, в соответствии с показаниями общедомовых приборов учёта, т.е. по факту потребления.
Согласно договору от 23.05.2011 г. на приём сточных вод (водоотведение ХВ + ГВ) ЖСК перечисляет платежи по тарифам, утвержденным комитетом по тарифам Санкт-Петербурга, в соответствии с показаниями общедомовых приборов учёта, т.е. по факту потребления.
В соответствии с требованиями 23.11.2009 г. № 261 ФЗ «Об энергосбережении» до 01.07.2012 г. многоквартирные дома должны быть оснащены как общедомовыми приборами учёта, так и индивидуальными приборами учёта используемых воды и электроэнергии, а потребляемые энергоресурсы подлежат обязательному учёту с применением приборов учёта.
В МКД, оборудованных приборами учёта на вводе в дом, нормативы потребления коммунальных услуг могут использоваться только как промежуточное средство при определении размера платы граждан за предоставленные коммунальные услуги, исходя из показаний приборов учёта. (Вестник комитета по тарифам СПб. №8-2012 27 августа).
04.01.1992 г. мэр г. Ленинграда распоряжением №16-р определил не только тарифы, но и средние нормативы расхода воды, увеличив норму расхода сверх потребляемого количества. Но увеличил он ее в разы! Установкой общедомовых и квартирных счётчиков наработана статистика потребления. Выяснилось, что эти нормы увеличены примерно в 6 раз (!) по холодной воде, нормы расхода по горячей воде в 5 раз (!). Население платило за холодную, горячую воду в 5 раз больше (!) реального потребления.
Галина Хованская, председатель комитета ГосДумы по жилищной политике и ЖКХ («Аргументы и факты» от 12.06.2013 г., выпуск 24, «Учтём всё до капли»): «Нормативы по воде у нас очень завышены. Например, в Москве 320 литров в сутки на одного человека. Однако стоит поставить счётчики и хозяин видит, что даже 90 литров в день не так-то просто истратить».
Собственнице кв. 44 ЖСК-1076 председатели начисляли за 2 человека по нормативам холодной воды 220 литров в сутки на одного человека, горячей воды 150 литров в сутки на одного человека, т.е. в 5 раз больше на одного человека согласно распоряжению № 16-р от 04.01.1992 г. до 01.09.2009 г., затем 6,69 куб. м. с человека в месяц по холодной воде 4,56 куб. м. с человека в месяц согласно распоряжению комитета по тарифам Санкт-Петербурга № 42-р 30.07.2008 г.
С 01.01.2009 г., то есть сохранили до 01.09.2012 г. нормативы 220 литров в сутки на одного человека по холодной воде, 150 литров в сутки на одного человека по горячей воде в нарушение требования ПП РФ № 306 снизить нормативы.
До настоящего времени, полагаю, незаконно начисляют всем собственникам помещений в МКД, не установившим водосчётчики в квартирах, по нормативам при наличии общедомовых приборов учёта (в том числе собственнице кв. 44 в доме ЖСК-1076). Только распоряжением № 250-р от 20.08.2012 г. эти нормативы снизили. С 01.09.2012 г. это 5,98 куб. м. на одного человека в месяц по холодной воде, 3,81 куб. м. на человека в месяц по горячей воде. Начисляли по этим нормативам до 01.09.2015 г. Затем то повышали нормативы, то снижали их, и ещё установили нормативы на общедомовые нужды.
Письмо министерства строительства РФ от 14.02.2017 г. № 4275-А4/04 («Российская газета», № 36, 17.02.2017 г.): «Если МКД оборудован общедомовыми счётчиками воды и тепла, то расходы на ОДН (общедомовые нужды) холодной воды, горячей воды и тепла обязаны рассчитывать по показаниям этих счётчиков. Верхний предел ограничен нормативаом.
Если фактический размер расходов на ОДН меньше норматива при расчёте по показаниям общедомовых приборов учёта, то обязаны начислять по показаниям счётчика, т.е. по фактическому объёму потребления. При этом фактический объём распределяется между всеми собственниками в МКД пропорционально их доле».
Эксплуатация МКД без общедомовых приборов учета на вводе в дом должна быть запрещена.
Никто, кроме юридически, по моему мнению, безграмотной ревизионной комиссии кооператива не контролирует начисление платежей за ХВС, ГВС, водоотведение и отопление в многоквартирном доме ЖСК-1076. В устав ЖСК-1076 от 12.05.2016 г. (новая редакция утверждена общим собранием в очно-заочной форме голосования) не включены пункты 136, 137 типового устава ЖСК, утвержденного 06.06.2012 г. ПП РФ № 558, о проведении обязательной ежегодной проверки бухгалтерской (финансовой) отчетности аудитором. Договор с аудитором заключает председатель правления или один из членов правления, имеющий соответствующие полномочия.
Аудиторская проверка не проведена в ЖСК-1076 с 2012 г. по 2018 г. включительно, т.е. 7 лет бесконтрольно «расходует председатель правления» ЖСК -1076 порядка 15 миллоионов рублей в год, как я полагаю.
Общее собрание членов ЖСК-1076 и собственников помещений в МКД от 29.04.2012 г. (внеочередное по инициативе ревизора кооператива) выразило недоверие правлению 2010 -2012 г.г., признали их работу неудовлетворительной. Члены ЖСК обратились с заявлением на личном приёме к и.о. прокурора района Никитиной И.Н.
Её заместитель направил данный пакет документов в государственную жилищную инспекцию Санкт-Петербурга.
Начальник ГЖИ СПб Зябко Владимир Михайлович отписал, что ч.5 ст.20 ЖК РФ не предусматривает проведение проверки жилищно-строительного кооператива.
Думаю, бездействие чиновников и пассивное отношение собственников многоквартирного дома ЖСК -1076 позволили занимать посты в руководстве ЖСК -1076 лицам, не признанным членами кооператива в порядке, установленном ст.121 ЖК РФ и уставом ЖСК-1076. Считаю, произведен захват властных полномочий безнаказанно.
Судебная коллегия горсуда Санкт-Петербурга указала в определении от 19.12.2013 г.: «Неправомерным является начисление кооперативом соответствующих платежей, исходя из действующих тарифов и нормативов потребления данных коммунальных услуг (х/в, г/в, в/о и отопление), за что кооператив по инициативе собственницы кв. 44 привлекался к административной ответственности постановлением ТУ Роспотребнадзора по СПб от 19.11.2012 г., и в его адрес направлялись представления прокуратурой района. Указанное обстоятельство влечёт необходимость представления истцом (ЖСК-1076) в суд дополнительных доказательств в виде надлежащих расчетов платы за коммунальные услуги.
По моему мнению, надлежащий расчёт почти за 18 лет ни разу не был ЖСК-1076 выполнен и так и не представлен в суд по искам кооператива неоднократным, в т.ч. по делу 2-2244/2017 – решено взыскать, как всегда, всё что «председатель» кооператива пожелает.
Считаю, ни один контролирующий и надзирающий органы Санкт-Петербурга не исполняют свои прямые обязанности, кроме получения штрафов с кооператива, которые обязывают возместить всех собственников помещений в МКД. Ст. 53-3 Гражданского кодекса РФ позволяет общему собранию кооператива принять решение о возмещении штрафов виновным лицом – председателем правления кооператива. Вина правления установлена управлением РПН, подтверждена решениями Арбитражного суда. По закону и уставу кооператива за все решения, принимаемые правлением, несёт ответственность председатель, как я считаю.
В.А. Алехина.
г. Санкт-Петербург.