Дом по ул. Невельского, 4 снова выбирает способ управления домом. Нет, не потому что не выбрали ранее. Здесь жильцы – одни из самых активных во Владивостоке. И способ управления, и УК у них давно уже есть. Проблема в том, что изменилось законодательство. И теперь, в кратчайшие сроки проводить общедомовые собрания придется не только дому по ул. Невельского, 4.
Для начала собственники выбрали председателя собрания, секретаря и ревизионную комиссию. По ним вопросов ни у кого не возникло, видимо, это были всем известные активисты.
Председатель собрания:
— На повестке стоит три вопроса. Первый – выборы способа управления домом. Второй: выбор управляющей компании. Третий: утверждение договора управления и тарифов на содержание и текущий ремонт дома.
За повестку жители проголосовали единогласно.
По первому вопросу слово предоставили директору «Независимой управляющей компании» Игорю Капитонову. Кстати, сейчас эта УК и обслуживает дом.
— Правительство, как всегда, решило, что оно самое умное, и отменило форму «непосредственное управление» для собственников многоквартирных домов, — начал господин Капитонов. — Вы знаете, почему. Согласно ЖК РФ, при этой форме правления, ресурсоснабщающие организации должны заключить договоры с каждым собственником. Думаю, это их не очень устраивает, потому что каждый уважающий себя человек, будет задавать вопросы: «Как вы это считаете? Откуда это взялось?»
Потому что ОДН, как я понимаю, они сами не знают, как считают. Думали, будут брать 7% от количества, сейчас уже идет от квадратного метра. Что будет дальше – неизвестно. По форме «непосредственное правление» оставили лазейку только для 16-квартирных домов. Это бараки. Нам, в любом случае, нужно выбирать: ТСЖ или УК.
Игорь Капитонов пообещал, что принципиально для собственников ничего не изменится, за исключением ОДН.
— Вы знаете, мы долго боролись с ОДН, нам год не выставлялись ОДН, когда все дома давно платили. Дома по ул. Невельского, 6 и 8 платили ОДН, — заявил Капитонов.
Как он пообещал, все льготы остаются прежними, просто при форме «непосредственное управление», УК в администрации города могла сказать: «Меня наняли, чтобы я подметал, убирал и следил за порядком». Сейчас же на УК спустят всех собак». Капитонов напомнил, что сейчас идет лицензирование.
— Это главный козырь у администрации города. Сейчас уже есть компании, которые, однозначно, не получат лицензии. У них отберут дома и передадут в Первую муниципальную управляющую компанию. Тариф у нее по содержанию жилья — 28,42 коп., наш тариф — 21,16 коп., — заявил Капитонов.
Последовал вопрос из зала от обеспокоенного собственника:
— Они передадут сами, нас не спросят?
— Есть некая УК, которая не получила лицензию. Дом выставляется на торги, независимо отжелания жильцов. Вам предлагают в течение 15 дней выбрать ТСЖ, либо другую УК. Коли вы не собираетесь, за вас проводит торги администрация. Две подотчетные городу УК между собой решают вопрос, кому будет принадлежать дом. Они могут сказать: «Мы не будем работать по этому тарифу» и увеличивать его до бесконечности. Вас никто не спросит, — ответил Капитонов, – будет одна из двух УК, просто потому что они выиграли тендер.
Однако он заметил, что к дому по ул. Невельского, 4 у администрации Владивостока отношение особое. Здесь только мэрия решит что-то предпринять, а жильцы уже собрались. Их так просто не возьмешь. Однако он успокоил:
— По мне – я сдал документы, получил сертификат. Я сдал экзамены, набрал 98 баллов из ста, думаю, все будет нормально. Мы работаем с 2010 года. Я мог бы писать в отчетах то, что вы не можете проверить. В основном другие УК так и делают. А что это? Лифты, например. В основном, так и пишут: «Замена троса – 170 тысяч, замена двигателя...», а меняли двигатель или нет, никто не узнает.
Он призвал из двух оставшихся форм выбрать форму правления «управляющая компания» и остаться с ними, «Независимой УК». Жильцы проголосовали единогласно по обоим вопросам.
Также Капитонов рассказал о новом прядке работы с должниками: с 2015 года будут существовать комиссии, в состав которых войдут «Тепловые сети», Дальэнерго, УК. Ресурсоснабжающие организации будут передавать в УК своих должников. Нет, если, конечно, причина уважительная. Например, если человек беден, то ему пойдут навстречу — раскидают долг по месяцам. Но не платят не всегда из-за бедности. Есть люди, которые копят долги, а потом погашают несколько месяцев сразу. Именно на них и рассчитаны эти меры.
— Будет раз в полгода создаваться комиссия и Дальэнерго будет лишать человека света, пломбировать. Нельзя отключить воду и тепло. А свет можно. На у нас сейчас долг около 200 тыс рублей по содержанию жилья, 80 тыс руб. — по текущему ремонту. Это годовой бюджет! Люди думают: не заплатил месяц, потом, раз, и за три месяца. В прошлом году у нас был минус 400 тыс. рублей из-за таких.
Когда в зале спросили, будут ли долги раскидываться на всех собственников, ответили, нет, будут заставлять платить должников.
Обсуждался вопрос и по тарифам. В 2010 году первый домовой совет разработали договор. Он отличный, УК может по нему работать. Поступило предложение оставить прежний договор, только там немного повысился тариф на содержание жилья.
Договор утвердили единогласно.
Один из наиболее дотошных собственников задал вопрос по ОДН:
— С каждой квартиры берется ОДН — 160 литров. У нас 240 квартир в доме. 38 тонн в месяц получается...
На это Капитонов ответил, что ему ОДН объясняют, как расходы воды на потери и помывку подъездов. «Будто мы этими тоннаи вымываем коридор» — съязвил Капитонов. Он предложил: чтобы ресурсоснабжающая организация не накручивала ОДН на воду, отказаться от помывки подъездов, распределив эти обязанности между собственниками. Тогда водоканалу будет просто нечем объяснить ОДН.
Собрание двинулось дальше. Однако вопрос остался открытым. Ближе к концу неравнодушный житель повторил свой вопрос:
— Вы так и не ответили по ОДН. Куда девается 38 тонн воды?
— Я не знаю, откуда они это берут, — ответил Капитонов. — Когда их спрашиваешь, они показывают формулу, которую я не понимаю. Что касается счетчиков в квартире, цены они берут с потолка. Тепловой счетчик не ставится без счетчиков горячей воды. Пока теплового счетчика не существует на группу домов (несколько домов по улице Невельского планируют установить общий счетчик, — прим. ред). На холодную воду установлен счетчик, но они не принимают показания от тех, кто установил счетчики. А тем, кто не установил, начисляют по нормативу. Не имеют права выставить больше тарифа собственнику, если у него не стоит счетчик. Поэтому издержки ложатся на плечи добропорядочных собственников, которые установили счетчики. Председатель совета дома мне так и сказала: «На фига я ставила эти счетчики, если вы мне по ним не считаете?» Разводят руками.
Однако, вернемся к собранию слово взяла активистка Галина данилова:
— Администрации города очень выгодно, чтобы мы не успели провести голосование. Сейчас нас поставили в очень жесткие условия. Мы много сделали, и потерять очень легко. Если пойдет несколько жалоб, УК могут убрать. В Петербурге жильцы собрали комиссию по борьбе с лицензированием. Это будет, как я думаю, коррупция. Зачем нужно лицензирование? Есть прокуратура, есть Жилищная инспекция. Проверяйте. Наказывайте. На переходной лоджии вынесли мусор. Двое умных из нашего дома пригласили телевидение. В будущем жалоба будет причиной, чтобы лишить нас УК. Конечно, нет идеальных УК. Работа эта сложная. Но давайте все вопросы решать без приглашения комиссий. Критикуйте, спрашивайте, обращайтесь в УК. Давайте обойдемся без тех, кто спит и видит, как забрать дом. Мэрия очень любит, как мне кажется, УК 71 микрорайона.
— Когда установят бойлер? — задал вопрос один из собственников.
— Мы не можем потратать деньги на бойлер, — ответила Галина Данилова. — Мы выиграли суд, давайте немножко потерпим. Нам предложили обратиться через приемную президента. Мы туда написали: «Просим вас направить наше обращение в прокуратуру, чтобы она применила санкции к администрации города, которая с 2009 года не исполняет решение суда». В приемной президента отправили наше письмо еще и приставам. В администрации города злые такие, сказали: «Давайте еще потерпим».
Капитонов добавил по ситуации с бойлером:
– Летом, как нам сказали, будет закончен ремонт. Администрации города сделали смету, туда не входит разводка техэтажа. Самое плохое – ситуация с горячей водой. Когда меняли систему ГВС по подвалам, вам установили вместо водяных газовые трубы, у них стенка в два раза тоньше. Естественнно, они вроде как новые, но дырка на дырке.
Когда жители переспросили насчет бойлера, дали ли в мэрии бумагу, Игорь Капитонов ответил: нет, хотя очень просили. Это пока только на словах.
Также на собрании прозвучал отчет УК по потраченным деньгам. Обсуждалась и проблема вандализма. В частности, в доме установили камеры, обнаружившие жильца, который в два ночи долбал дверь и раздолбал одну из камер. Этого жильца так и не смог никто опознать, хотя по камерам было видно, что человек ходит за продуктами.
Кроме того прозвучало, что, меняя щитовые, обнаружили три незаконных подключения. Сейчас с этими жильцами разбирается Дальэнерго. Прозвучали просьбы не пускать, кого попало в дом — пусть вызванивают через домофон, не блевать в подъездах, не выносить старую мебель по ночам — в обязанности УК входит забирать крупногабаритный мусор. Можно даже позвонить, прямо из дома вывезут старый диван.
Подняли и вопрос платы за капитальный ремонт. На Невельского, 4, эту проблему решили так — оператор (в лице подразделения администрации края, УК и Россельхозбанк) открыли счет, и теперь будут выпускать квитанции. Платить там, где указано в квитанции.
В общем, на примере собрания одного дома мы увидели многие проблемы ЖКХ. Это и непонятно откуда появившиеся ОДН, и лицензирование, которое однозначно отсеет какие-то УК с рынка. И, возможно, не самые худшие УК. Это и ремонт, выигранный через суд аж в 2009 году, который так и не сделала администрация Владивостока. Это и обыкновенный бытовой вандализм.
В общем, трудно сейчас с этим ЖКХ. У нас в доме легко — появилось какое-то ТСЖ, причем многие утверждают, что их подписи при голосовании подделали. Денежку мы платим, куда идет — не знаем. Проводка старая, от стен дует, наверное, трещины в фасаде. А тем, кто хотел контролировать ресурсоснабжающие организации, — облом. Теперь придется выбирать форму правления. Да и надолго ли выбранная УК? Чтобы ее убрать, достаточно пары жалоб. ЖКХ все больше уплывает из наших рук. Скоро, того и гляди, ни света, ни воды, ни тепла, а все деньги будут уходить на квитанции...
Анастасия Попова.
Фото автора.