УКАЗ ПРЕЗИДЕНТА ОТ 07.05.2008, ЕГО НЕОБЫЧНОЕ ИСПОЛНЕНИЕ И ПОБЕДА
Мы имеем в виду не победу в Великой Отечественной войне, она же 2-я мировая, а надвигающуюся победу ветерана ВОВ над чиновниками. Надеемся, что к 70-летию Победы подоспеет и победа в битве за квартиру.
Справка: Указ президента РФ от 07.05.2008 предписывает госорганам предоставить всем ветеранам ВОВ отдельное жилье.
Квартира в центре Санкт-Петебурга
В далеком 1989 году в порядке ст. 46 ЖК РСФСР по судебному решению народного суда Смольнинского района Ленинграда при наличии двух разнополых совершеннолетних, страдающих заболеванием, характерным для туманного Петербурга–Ленинграда, детей и наличия бессрочного права (не связанного с участием в Великой Отечественной войне) на дополнительную жилую площадь, бывшая коммунальная квартира стала отдельной 4-комнатной квартирой семьи Ткачевых.
Через год у матери семейства Галины Викторовны Ткачевой появилась внучка Надежда, которую тоже принесли в эту квартиру. Отец умер. Сын переселился к своей жене. В квартире остались Галина Викторовна, ее дочь, внучка. И так бы они продолжали жить, как много лет до этого, в центре Петербурга, если бы не квартирный вопрос и не административный ресурс.
«Квартирным вопросом» мы с времен писателя Михаила Булгакова называем мошеннический захват жилья, а термином «административный ресурс» - неправомерное вмешательство власти туда, куда ее не просят – наша речь обогатилась недавно.
Возник конфликт с сыном Владимиром, который вроде и не жил несколько лет в родительской квартире, но в какой-то момент появился здесь с несовершеннолетним сыном и предъявил права на жилплощадь.
Ч.1 ст. 60 ЖК РСФСР: «При временном отсутствии нанимателя или членов его семьи за ними сохраняется жилое помещение в течение шести месяцев». Постановление Конституционного суда РФ от 23.06.1995 № 8-П исправило данную некорректность закона, однако на ранее пресеченное право оно не распространяется. Но суд пошел навстречу требованиям Владимира, который жил по-прежнему в другом месте, но какие-то вещи притащил, две комнаты у матери, сестры и племянницы отобрал и таким образом обозначил проживание по месту постоянной регистрации.
Как ни странно, но согласно Жилищному кодексу, разъяснениям высших судов и правилам регистрации по месту жительства, сын, давно имеющий свою семью, живущий в другом месте, но зарегистрированный по месту проживания в квартире матери - ответственного квартиросъемщика, является членом ее семьи. Даже если он не поддерживает с ней никаких отношений.
Прописка решает все.
Статус члена семьи ответственного квартиросъемщика дает свои преимущества, но также создает некоторые проблемы. Так, согласно Постановлению Пленума ВС РФ № 14 от 2 июля 2009 «31. Судам необходимо иметь в виду, что Жилищный кодекс Российской Федерации не содержит норм о праве члена семьи нанимателя жилого помещения потребовать от наймодателя изменения договора социального найма путем заключения с ним отдельного договора социального найма.
В связи с этим требование члена семьи нанимателя о заключении с ним отдельного договора найма жилого помещения (в том числе с учетом положений статьи 5 Вводного закона и в отношении жилого помещения, предоставленного по договору социального найма до 1 марта 2005 года), исходя из объема жилищных прав нанимателя и членов его семьи, определенных статьей 67 ЖК РФ и пунктом 6 Типового договора социального найма жилого помещения, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 мая 2005 г. № 315, удовлетворению не подлежит».
Простыми словами: суд не вправе удовлетворять требование сына на разделение ордера и заключение с ним отдельного договора социального найма. Но федеральный Смольнинский суд Центрального района решил иначе.
Квартира опять стала коммунальной
Итак, Владимиру удалось разделить ордер и приватизировать свою часть. А дальше развернулись военные действия по выселению родственников — матери-ветерана, сестры-инвалида и племянницы.
Но завладеть всей квартирой Владимиру не удалось, ему, в конце концов, после многих судов и скандалов, администрация района предоставила отдельную квартиру, и он выписался.
Но борьба за квадратные метры продолжилась. Теперь Ткачевым противостояла районная власть. Квартирка в центре исторического Санкт-Петербурга во вполне крепком доме на третьем этаже о четырех комнатах по замыслу администрации готовилась, видимо, для других целей.
Опять был задействован пресловутый административный ресурс. Появился некий акт обследования квартиры от 2006 года, о котором никто не догадывался и который не помешал приватизации в свое время части квартиры для сына Владимира. Для того, чтобы переселить трех женщин из центра города, администрация на основании этого левого, не побоимся этого эпитета, акта признала квартиру непригодной для проживания и начала жильцов из нее выдавливать. Естественно, через суд.
Меняем Указ Президента на Программу расселения коммуналок
А между тем, старшая Ткачева, Галина Викторовна, является ветераном Великой Отечественной войны, награжденной героической медалью «За оборону Ленинграда» в 1944 году Указом Президиума ВС СССР за подписью секретаря исполнительного комитета Ленинградского городского Совета депутатов трудящихся А.А. Бубнова. Она имеет право на получение отдельного жилья по Указу Президента РФ № 714 от 07.05.2008 в размере общей площадью 36 квадратных метров.
Сделав снова квартиру коммунальной, семью из трех человек уплотнили, поселив и старых, и малых в две смежные комнаты. После визита судебного пристава, в одночасье, именно для участника Великой Отечественной войны квартира стала «непригодной для проживания» с полным властным букетом незаконных действий, которые были обжалованы в суде.
В качестве компенсации Г.В. Ткачеву поставили на учет как ветерана Великой Отечественной войны, приписав маленькую подробность «нуждаемость в содействии Санкт-Петербурга».
Эта подробность, не имеющая никакого отношения к Указу Президента РФ № 714 от 07.05.2008 года, оправдывала, по мнению администрации, предоставление квартиры не по президентскому указу, а по Петербургской программе расселения коммуналок. При этом утверждалось, что Ткачева использовала свое право на улучшение жилищных условий в далеком 1989 году, когда семья получила отдельную квартиру:
«В результате предоставления (жилья в 1989 году - прим. ред.) образовалась отдельная 4-комнатная квартира общей площадью 130,60 кв. м (жилой – 84,30 кв. м), и Ткачева Г.В. была снята с жилищного учета. Таким образом, жилищные условия заявителя были улучшены, льгота «ветеран Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.» была реализована», - сообщила пресс-секретарь администрации Центрального района Елена Титова. По этой логике Указ президента о предоставлении жилья ветеранам войны был исполнен в отношении Ткачевой за 19 лет до его подписания!
Аргументация, вывернутая наизнанку, не выдерживающая критики, устраивала однако тех, кто распоряжается жильем.
Указ Президента распространяется только на ветерана Великой Отечественной войны. Но объявив Ткачевой, что свое право на получение жилья по Указу Президента она использовала за 19 лет до его подписания, всех прописанных с ней в одной квартире объединили в семью административным актом (хотя внучка ответственного квартиросъемщика, тем более совершеннолетняя, членом его семьи по умолчанию не является) и попытались переселить по суду на окраину Санкт-Петербурга на первый этаж, с окнами, выходящими на крыльцо парадной, в квартиру, в которой на Галину Викторовну полагалось существенно меньшая площадь, чем предписано Указом Президента от 2008 года.
Администрация предложила ветерану и приписанным к ней «членам семьи», целых три варианта. Квартиры предлагались на окраине и с особенностями.
«13 остановок от метро. Нет аптеки, магазины находятся через две автобусные остановки. У хлебного фургона вырастает километровая очередь. 13 этаж, и в квартире стоит стойкий зловонный запах канализации», - написала в своем отказе Ткачева на единственном, полученной ей от Администрации ЦАР смотровом ордере.
Такие условия проживания, которые предлагает администрация, действительно являются очень тяжелыми и совершенно не годятся для проживания пожилого человека - это должен быть рисковый человек, любитель экстрима.
86-летняя Галина Ткачева и предположить не могла, что уже в преклонном возрасте будет участвовать в военных действиях за свои права, когда государство, правопреемник СССР, в качестве награды за активной участие в Великой Отечественной войне дает награду, но участник Великой Отечественной войны не может получить эту награду, обещанную по Указу Президента, хотя и пробует все доступные методы.
Судя по тому, что в учетном деле Ткачевой есть запрос в ЗАГС относительно регистрации акта смерти Г.В. Ткачевой, то следует полагать - администрация ждет смерти ветерана и рассчитывает на то, что еще немного, и проблемы с Ткачевой закончатся. Администрация считает, что Указ Президента не является актом прямого действия.
Но эти надежды напрасны. В Указе Президента № 714 от 07.05.2008 года есть слова и про права членов семьи умершего ветерана: «Смерть ветерана Великой Отечественной Войны не пресечет право наследников требовать отдельную квартиру ему причитающуюся по праву, если ветеран должен был получить, но не получил».
Подобные «боевые действия» становятся все популярнее в наше время – войны за квартиры и квадратные метры набирают обороты в стране, которая продолжает делить славное прошлое.
Попутно спросим «Куда же делись деньги?»
Ветераны Великой Отечественной войны это пересчитанные личности, которых по Указу Президента должны обеспечить жильем за счет средств федерального бюджета.
Участники ВОВ имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз за счет федерального бюджета, при этом обеспечение жильем осуществляется независимо от их имущественного положения.
Если помощь не получена, то она возвращается в федеральный бюджет в силу прямого указания закона. Возникает вопрос, где деньги из федерального бюджета, отпущенные на исполнение Указа Президента для Ткачевой, ветерана Великой Отечественной Войны?
Закон Санкт-Петербурга «О содействии Санкт-Петербурга в улучшении жилищных условий граждан» к Указу Президента не имеет к этому случаю никакого отношения. Где деньги?
Ветеран ВОВ стала заложником «необычного» исполнения Указа Президента и неисполнения Постановления Пленума ВС РФ. Администрацией произведена подмена понятий: вместо предоставления отдельной квартиры для конкретного ветерана Г.В. Ткачевой на основании Указа Президента, предлагается содействие Санкт-Петербурга в улучшении жилищных условий по признакам «коммунальность квартиры», и «непригодность жилья ввиду аварийности» всем проживающим, объединенным по желанию администрации ЦАР в одну семью. На всех предлагается трехкомнатная квартира на первом этаже с выходом окон на крыльцо дома парадной, куда заходят жильцы дома данной парадной. И все это делается для того, чтобы забрать квартиру в центре Санкт-Петербурга?
Но администрация может просчитаться. Жизнь идет своим чередом, внучка Галины Викторовны подросла и вышла недавно замуж. А там и до правнуков недалеко. И как бы не пришлось администрации выдавать не одну квартиру, а три. Чтобы удовлетворить всех. Или просто отстать от людей, пусть уж живут в старом доме в историческом центре Санкт-Петербурга в своей 4 комнатной квартире во исполнение много раз помянутого Указа. Скорее всего, Галина Викторовна на это согласится.
Мы будем следить за этой увлекательной историей очередной битвы ветерана Великой Отечественной войны.