Экономика
Коммунальные тарифы: все по-честному
(без автора)
Очевидно, что большинство муниципальных коммунальных предприятий эффективно управлять ЖКХ не могут.
По данным Федерального агентства по строительству и ЖКХ, кредиторская задолженность МУПов достигла 200 млрд. рублей, а дебиторская - 180 млрд. рублей. По прогнозам, предстоящая зима может оказаться очень суровой. Неспособность муниципальных коммунальщиков к нормальной работе грозит катастрофой.
ЖКХ остро нуждается в миллиардных частных инвестициях. Бюджетам такое финансовое бремя не осилить, поэтому власти на местах отдают объекты ЖКХ в аренду негосударственным операторам. «Российские коммунальные системы» имеют сегодня 52 контракта на электро-, тепло- и водоснабжение в 15 регионах страны, обслуживают 4,5 миллиона потребителей. Осенне-зимний максимум компания провела без сбоев. Чтобы сотрудничество муниципалитетов и РКС развивалось, а потребители получали качественные коммунальные услуги, необходимо принципиальное решение комплекса тарифных вопросов.
По данным председателя правления Конгресса муниципальных образований РФ Валерия Кирпичникова, тарифообразование на воду отстает от электроэнергии в среднем по стране на 2,5 года. Такой подход к тарифным вопросам грозит коммунальными кризисами, не прибавляющими популярности местным властям.
Требует экономического решения дисбаланс между «энергетическими» и «коммунальными» тарифами. В большинстве регионов энергетики не только полностью компенсируют свои затраты, но даже имеют рентабельность 10-12%. Поскольку предельный уровень тарифа для потребителей включает энергетическую и коммунальную составляющую, доля коммунальщиков уменьшается. Между тем, именно коммунальная энергетика производит и передает 65% тепловой энергии в регионах России. В ОАО «РКС» уверены: при формировании тарифов необходимо учитывать реальные затраты коммунального оператора. Экономически обоснованные тарифы - реальная возможность окупить инвестиции, стимулировать сокращение издержек. В том числе, и для того, чтобы модернизировать изношенную инфраструктуру и повышать зарплату работников отрасли, пока более чем скромную. Объективный предел роста тарифа - платежеспособность потребителя. Негосударственный оператор заинтересован в стабильных платежах. Значит, компания будет снижать непроизводственные затраты, выстраивать цивилизованные договорные отношения с потребителями.
Председатель правления ОАО «РКС» Сергей Яшечкин сказал, что в ближайшее время, к середине июля, ФСТ должна учесть экономически обоснованные затраты коммунальных предприятий в предельных уровнях тарифов на тепловую и электрическую энергию на 2005 год. Далее, тарифы отправятся на согласование в Минэкономразвития, где должны быть использованы для расчета бюджета страны на следующий год.
- Развитие событий покажет, будет ли реформа ЖКХ реализовываться, или ее фактически отложат на один год, - заявил Сергей Яшечкин. - Без решения проблем тарифа и финансового обеспечения льгот привлечение коммерческих инвестиций в отрасль не имеет перспектив развития. Консервация тарифных проблем опасна для систем жизнеобеспечения. Износ электрических и тепловых сетей в стране превышает 60 - 70%. Местным властям, которые контролируют тарифы у себя на территориях, сегодня есть над чем подумать. Ведь многие муниципалитеты подписали Декларацию о взаимодействии предприятий отрасли, бизнеса, власти и потребителей.
- Тарифное регулирование остается непрозрачным, поэтому в этой сфере необходим серьезный экономический анализ, - считает председатель правления ОАО «РКС». - Нужна доступная каждому заинтересованному лицу, в том числе потребителю, система учета и измерения услуг. В итоге заниженные тарифы в коммуналке обходятся дороже, чем экономически обоснованные. Ликвидация аварий требует значительно больших средств, чем профилактика нештатных ситуаций. Поэтому тарифная политика должна быть направлена не на консервацию ветхости и технологического отставания, а на коренную реконструкцию и обновление инфраструктуры ЖКХ, считают в РКС.
Другие статьи номера в рубрике Экономика: