Елена Владимировна Шахова, председатель Санкт-Петербургской общественной правозащитной организации «Гражданский контроль»* (организация – иностранный агент с 2014 года).
Доклад: «Социальная ответственность медиа. Освещение тем, связанных с правами человека»
Запроса на права человека в нашем обществе нет. Чтобы ценности прав человека стали ценностями российского общества, придется такой запрос сформировать. Причем, придется его формировать практически на пустыре.
Без медиа тут не обойтись, потому что у правозащитников нет того доступа к аудитории, который есть у журналистов. Но СМИ предоставляют те материалы, которые интересны читателям, зрителям, слушателям.
Если бы здесь были представители Медиазоны*, Медузы**, еще кого-нибудь, радио Свобода*, например, они бы сказали: ну, как же, мы пишем чисто про права человека! Вот, например, правозвщитнику из Мемориала* в Москве дали реальный срок в исправительной колонии, мы об этом писали.
Да, правильно, об этом написали многие. Писали о том, что человеку пожилому, за 70 лет, дали два года реального срока лишения свободы. Во множестве материалов об Олеге Орлове* не было приведено никакой оценки. Сюжеты с задержаниями, с посадками подаются в формате излюбленного материала, который называется – скандал.
Инакомыслящие люди в России не являются предметом особой заботы со стороны журналистского сообщества, а являются поставщиками скандальной информации. Нет ни того, кто такие правозащитники, ни того, чем они занимаются, чем они важны для людей, ни того, какими особыми гарантиями на международном уровне они должны быть защищены. То есть отсутствует компонент, который должен играть роль продвижения прав человека.
Почему-то в других материалах есть журналистское мнение, а в этих материалах о правах человека его нет. Очевидно, потому что не хочется получить лишних проблем себе на голову.
Я понимаю почему это происходит. СМИ заинтересованы в том, чтобы повышать читаемость, повышать количество лайков, и не важно, что это будет — лайк, дизлайк или пожертвование, главное, чтобы была хоть какая-то реакция от читателя или зрителя. Материалы должны вызывать немедленную реакцию.
Именно поэтому сотни специалистов бьются над тем, чтобы сделать такую страницу, где можно сделать пожертвование СМИ, чтобы случайного нажатия мышки было достаточно, чтобы с тебя списали определенную сумму и это никак никогда не изменить. Потому что эмоцию, вызываемую скандализированным материалом, нужно ее поймать в правильный момент, она очень быстро проходит.
Хотя, вообще-то, концепция социально ответственной прессы базируется на том, что массмедиа имеют моральные обязательства перед обществом предоставлять ему адекватную информацию для того, чтобы общество могло принимать обоснованные решения.
У СМИ есть обязательство в рамках обязательств ООН
Поскольку нормальные медиа – это бизнес, то к нему в полной мере относятся обязательства, изложенные в руководящих принципах в сфере предпринимательской деятельности в Концепции прав человека. Документ был принят в 2011 году и провозглашает ответственность любых бизнесов, любых предприятий в любых сферах за соблюдение всех международно признанных прав человека. Это означает, что освещение темы прав человека должно быть прописано в редакционной политике, а журналисты должны получать соответствующие повышение квалификации.
Три важных момента о том, что такое права человека.
Во-первых, права человека – это не что-то стабильное и неизменяемое. С развитием науки у человека появляются новые права. Например, борьбе женщин за свои права, в том числе избирательные, дало толчок следующее событие. Тысячелетиями считалось, что источником и создателем жизни является мужчина, а женщина ничего не делает, она является контейнером, который вынашивает ребенка. В середине 19 века естествознатель Карл Бэр открыл существование яйцеклетки и описал весь процесс оплодотворения. И оказалось, что «контейнер» оказался с сюрпризом. Все это было было широко освещено в прессе.
В середине 19 века в Европе было 80 процентов грамотных, в России – всего 10 процентов, поэтому по Европе и по Америке информация разошлась широко, и через некоторое время началась борьба женщин за политические права. И мужчины на всю эту борьбу смотрели несколько иначе, благодаря этому научному открытию.
Другой пример. Первый массовый компьютер был выпущен в 1970 году в компании IBM, а Интернет массовый характер приобрел в наше время 20-х годах. Процент грамотных сейчас очевидно приближается к 90 процентам, Интернетом пользуются миллионы людей.
Совет по правам человека ООН в своей резолюции от 5 июля 2018 года, касающейся защиты и осуществления прав человека в Интернете, утвердил, что те же самые права, которые человек имеет в офлайновой среде, должны также защищаться в онлайне. В докладе по вопросам права на свободу мирных собраний и объединений 2019 года написано, что хотя под собранием обычно понимается физический сбор людей, понятие защиты прав человека, в том числе право на свободу мирных собраний, объединений, выражение мнений может также применяться к аналогичным взаимодействиям, происходящим в сетевом режиме.
На самом деле, все права имеют полноценное онлайновое выражение, и во многих случаях цифровые права расширяют права человека. Многие люди, которые жили, например, в отдаленных районах, вовлекаются в общественную жизнь, могут создавать свои общественные организации, только используя Интернет и не вступая в физический контакт.
В формулировках прав человека в основных документах нет такого обязательного критерия как физическое присутствие. Нигде не написано, что чтобы пользоваться правом на свободу объединений, вы должны присутствовать лично.
Во-вторых, происхождение прав человека. Существуют разные правовые школы, которые по разному высказываются на этот счет. Я принадлежу к сторонникам естественного права. Я считаю, что права человека принадлежат ему по праву рождения, они вытекают из человеческого достоинства, которое есть у любого человека. То есть права у человека были всегда.
Открытие прав человека началось очень давно, например, право на справедливое судебное разбирательство.
Одновременно с возникновением человечества у людей появились конфликты между собой, их надо было как-то решать, возникла необходимость в арбитре,
Первая попытка в древнем Вавилоне зафиксировать законы в письменном виде, на табличках были записаны принципы отправления правосудия, семейное наследственное право, преступления против личности и так далее, все это имеет отношение к правам человека.
Вторая важная веха в развитии прав человека стала Магна-карта, которая принята в Англии в 1215 году. Было утверждено разделение властей, были развиты возникшие еще в древности правила защиты личности: человек не может быть лишен свободы и имущества иначе, как по решению суда, тяжесть наказания должна соответствовать степени опасности преступления, никакой человек не может привлекать к суду лишь на основании своего собственного заявления, не привлекая для этого заслуживающих доверия свидетелей, и так далее.
Окончательное разделение властей появилось в американской конституции, от которой можно отсчитывать концепцию прав человека, которая существует в современном мире. Американская конституция подтолкнула к появлению Декларации прав человека и гражданина во Франции.
Все это получило окончательное завершение в 20-м веке после двух чудовищных войн, когда были созданы ООН, Совет Европы, появились международные Пакты о гражданских и политических правах, социально-экономических правах.
И появилась Европейская Конвенция, к которой сейчас Россия отношения не имеет. Но она по-прежнему остается одним из самых важных для нашей страны документов о правах человека.
Кроме того, все решения, которые были приняты Европейским судом по делам до исключения России из Совета Европы, до сих пор в России действуют. И все законы, которые были приняты по решениям Европейского суда, по-прежнему работают.
В третьих, терминология. Мы говорим о правах и свободах. Почему это разные вещи? Существуют, так называемые, негативные и позитивные обязательства государства в отношении людей.
Если мы говорим про свободы, это называется негативными правами, все те случаи, когда государства не должны ничего делать, не вправе вмешиваться. Если мы говорим о свободе слова, о свободе вероисповедания, свободе собраний, свободе ассоциаций, это все те случаи, которые государство не должно никаких правил навязывать, никакие регулирующие действия не должно предпринимать.
Одновременно обязано что-то делать, когда эти свободы нарушаются. Например свобода от пыток. Если человека пытали, государство должно принять меры, чтобы привлечь виновных к ответственности, перенастроить госаппарат таким образом, чтобы этого больше не происходило.
Позитивные права – это такие права, когда от государства что-то требуется, ресурсы материальные, административные для того, чтобы сделать возможным реализацию этих прав. Таким правом является право на справедливое судебное разбирательство. Государство должно создать систему судов, подготовить и нанять компетентных судей, обеспечить их хорошей зарплатой, чтобы они не искали возможности получить взятки, создать всю судебную инфраструктуру и так далее.
Материал подготовила
Татьяна Романенко.
Продолжение в следующих номерах.
* – иноагент, по мнению российской власти.
** – признана иноагентом и нежелательной организацией, запрещена в РФ.
© Арсеньевские вести, 1992—2022. Индекс подписки: П2436
При перепечатке и при другом использовании материалов, ссылка на «Арсеньевские вести» обязательна.
При републикации в сети интернет так же обязательна работающая ссылка на оригинал статьи, или на главную страницу сайта: https://www.arsvest.ru/