Депутатами Государственной Думы А.В. Романовым, Е.А. Федоровым и М.В.Емельяновым (страна должна знать своих героев) 8 ноября внесен законопроект, который, никак не способствуя сохранению России, наносит еще один смертельный удар по остаткам свободы слова, а также открывает новые возможности для преследования по политическим причинам. Речь идет о законопроекте №379820 «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» — о запрете пропаганды сепаратизма.
Прежде, чем разбирать его положения, отмечу три очень важных обстоятельства. Первое — на которое уже обратили внимание многие — российское законодательство подобно законодательству многих стран мира уже много лет причисляет к экстремизму подготовку насильственного нарушения территориальной целостности РФ. Поэтому новый запрет распространяется только на мирные, ненасильственные, демократические варианты изменения территории РФ и статуса ее составных частей.
Второе — я, как и многие другие, считаю, что распад России, даже мирный и «частичный», несет в себе угрозу гуманитарного коллапса — с многотысячными потоками беженцев с обеих сторон новых границ.
Уже 14 лет тесно общаясь с правозащитниками из республик Северного Кавказа, я с ужасом представляю себе их участь, как в условиях гражданских войн, которые захлестнут регион при неизбежном распаде существующих там сейчас режимов, так и в условиях торжества исламистской революции. Поэтому я очень бы хотел избежать такого сценария. Но избежать его можно только при нормальном, рациональном разговоре.
Третье. Во всех позднее распавшихся империях призывы к сепаратизму, к отделению (сецессии) территорий, населенных этническим или религиозным меньшинством, являлось одним из самых преследуемых политических преступлений.
И в СССР и в Австро-Венгрии, и в Османской империи за самый мирный призыв к национальному самоопределению полагалось очень жестокое наказание. Так было буквально за «несколько часов» до их финального распада.
Теперь о сути законопроекта. Вот что отныне должно быть запрещено:
«Статья 282.3. Пропаганда сепаратизма.
Пропаганда сепаратизма, то есть распространение в любой форме взглядов, идей призывов или агитации, с целью поставить под сомнение территориальную целостность Российской Федерации;
Изготовление либо хранение с целью распространения или рекламирования, либо распространение или рекламирование сепаратистских материалов или печатных изданий, изображений, иных предметов сепаратистского характера, либо публичная демонстрация кино- или видеофильмов сепаратистского содержания;
Лицо, которое публично выражает симпатии к сепаратистским движениям, либо публично отрицает или ставит под сомнение территориальную целостность Российской Федерации, либо одобряет или пытается оправдать сепаратизм.
«Статья 282.4. Планирование, подготовка, призыв к подрыву или посягательство на территориальную целостность и неприкосновенность Российской Федерации.
1. Планирование, подготовка, публичный призыв или иные действия с целью подрыва территориальной целостности Российской Федерации, то есть к отделению в нарушение порядка, установленного Конституцией Российской Федерации, какой-либо части территории Российской Федерации».
За все это предусмотрены очень жестокие кары.
Обратим внимание на два правовых абсурда — закон должен запретить пропаганду сепаратизма, без законодательного определения, что такое сепаратизм!
Правовое определение сепаратизма дается только в первой статье Шанхайской конвенции о борьбе с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом (июнь 2001): «2) «сепаратизм» — какое-либо деяние, направленное на нарушение территориальной целостности государства, в том числе на отделение от него части его территории или дезинтеграцию государства, совершаемое насильственным путем, а равно планирование и подготовка такого деяния, пособничество его совершению, подстрекательство к нему, и преследуемые в уг оловном порядке в соответствии с национальным законодательством Сторон»;
Мы видим, что и здесь сепаратизмом именуется только стремление к насильственному нарушения территориальной целостности.
Поэтому в законопроекте внутрироссийская норма, призванная запретить призыв к ненасильственным действиям противоречит норме международно-правовой, по определению имеющей высший приоритет.
Кроме того, законопроект призван запретить призывы к нарушению определенного Конституцией порядка отделения от РФ ее части, хотя действующий Основной закон порядка сецессии не предусматривает в принципе!
Сецессия (отделение от имперского государства) прямо предусмотрена международным правом, начиная со статей 1 обоих пактов ООН — «О гражданских и политических правах» и «О социальных, экономических и культурных правах». С точки зрения права, невозможно запретить людям стремление к реализации международно-договорных норм.
В сопроводительной записке к законопроекту указывается, что его главная цель: «Пресечение идей сепаратизма, исключение их из обсуждения в средствах массовой информации, в том числе, с использованием информационно-телекоммуникационных сетей возможно путем изменения законодательства Российской Федерации, первый шаг это Уголовный кодекс Российской Федерации и Кодекс Российской Федерации по административным правонарушениям».
Так вот, все указанные моменты законопроекта никак не способствуют указанной цели. Прежде всего, опыт десятилетий борьбы с советской цензурой и полтора десятилетия жизни в условиях нарастания новой цензуры выработали массу хитроумных уловок, которые позволят обсуждать нужные темы так, чтобы не подпасть под кодекс. Даже начнется соревнование кто ловчей объегорит прокуратуру.
Приравнивание защиты нерушимости административных границ субъектов Федерации к защите нерушимости внешних границ страны придает регионам новый государственный статус.
Стоит напомнить, что именно придание явочным порядком границам республик СССР статуса советских «границ на замке» привело к полной невозможности для Кремля проводить гибкую национальную политику. В карабахском кризисе это завершилось настоящими войнами между «союзными» республиками.
В странах Запада, где есть угроза сецессии — Канаде, Испании, Великобритании, Бельгии, даже Италии — эта угроза снимается или смягчается тем, что сторонники единства страны десятилетиями убеждают сторонников сепаратизма в ошибочности их точек зрения. Идет широчайшая общенациональная дискуссия, в которой каждая сторона имеет возможность представить свои аргументы. А вот с гонимой идеей-мученицей спорить трудно. Именно так было и в СССР и Югославии.
А вот теперь о самом горьком. Лозунги, потенциально самые опасные с точки зрения общественно-политического взрыва, под новый закон никак не подпадают.
Вот эти лозунги:
- призыв к ликвидации национальных республик в РФ (границы при этом не меняются);
- призыв к превращению части субъектов Федерации в «бантустаны» (изолированные этнические заповедники);
- призыв к ограничению внутренней миграции и к различным более-менее завуалированным формам социально-демографической дискриминации в ряде субъектов РФ;
- призыв к объединению части регионов в новый, так называемый «русский» субъект Федерации.
И, конечно, лозунг придания этническим русским особого законодательного статуса.
Логика дальнейшего развития событий очевидна – население РФ превращается в некий альянс этнических русских и всех остальных нерусских. Это блокирует формирование вненациональной гражданской нации. Затем закономерно поднимается вопрос: а зачем это нерусским жить в русской стране.
Обсуждение данной темы начинает строго преследоваться, а значит, ее распространение приобретает оттенок романтической конспирации.
Когда следующий острый кризис парализует государство, тема национального самоопределения и сбрасывания «ига» становится доминирующей. Так было ровно 95 лет назад в Австро-Венгрии и Турции. Так было 23 года назад в СССР и в Югославии.
Я полагаю, что мне удалось доказать, что принятие нового законопроекта ничего не даст для предотвращения распада страны и всплесков этнического национализма, однако заблокирует любые возможности для общества обсуждать болезные вопросы. И, конечно, окончательно добивается свобода слова в сфере межнациональных отношений.
При всем этом, уже случившиеся передачи российских территорий Китаю и Азербайджану, а также выполнение Советско-Японской Декларации 1956 года о части Южных Курил новым законом запрещены быть не могут, поскольку являются реализацией международно-договорных обязательств Российской Федерации.
© Арсеньевские вести, 1992—2022. Индекс подписки: П2436
При перепечатке и при другом использовании материалов, ссылка на «Арсеньевские вести» обязательна.
При републикации в сети интернет так же обязательна работающая ссылка на оригинал статьи, или на главную страницу сайта: https://www.arsvest.ru/