фотоЖители Новосельского, что в Спасском районе Приморского края, остались без медицинской помощи.

Когда-то в этом крупном селе работали участковая больница и врачебная амбулатория, где принимали терапевт и педиатр. Регулярно из центральной районной поликлиники приезжали «узкие» специалисты. Действовал стационар – 5 мужских коек и столько же – женских. Было и самое необходимое диагностическое и физиотерапевтическое оборудование.

Селян такой вариант вполне устраивал – не все же нуждаются в высокотехнологичной помощи. А тут без отрыва от дома (а у каждого на руках – хозяйство) можно подлечиться.

Местные жители любили свои «больнички» и ежегодно участвовали в их ремонте: белили, красили, штукатурили…

Кстати, участковые больницы действовали ещё в двух крупных сёлах – в Чкаловском и Александровке. Однако умники-«оптимизаторы» сочли это явным излишеством.

Главврач ЦРП Владимир Сухих сделал ставку на районную поликлинику – в ней и оборудование современнее, и опытные врачи имеются. Вот только добраться из отдалённых сёл сюда не каждому по силам. Да и с транспортом – проблемы. Частные перевозчики сократили до минимума число рейсов. Не у всех же есть личная машина или деньги на такси.

В 2013 году край навязал «арктическое чудо» – модульные ФАПы.

Фельдшерско-акушерский пункт – не участковая больница. По статусу медсестра (в лучшем случае – фельдшер) может оказать только самую элементарную помощь. Фигурально выражаясь, смазать йодом царапину, измерить давление и вызвать «Скорую помощь».

По замыслу «оптимизаторов», подкрепить сельское здравоохранение должен был автопоезд «Забота». При бывшем губернаторе Владимире Миклушевском окрестили его «агитпоездом»: курсировал он по краю от выборов до выборов, да и не во все сёла заезжал. В маленькой Васильковке, например, местные жители его не видели.

И условия оказания медицинской помощи там явно не комфортные. Люди вынуждены часами ожидать на улице своей очереди, взбираться по крутым ступенькам, раздеваться на крошечном пятачке…

Недавно Новосельский ФАП вообще оказался на замке. Медсестра ушла в очередной отпуск, о замене её никто не позаботился. Осталась на ФАПе одна санитарка…

Разгневанные сельчане обратились к молодому, но деятельному депутату Спасского сельского поселения, куда входит Новосельское, Вячеславу Гнездилову:

«Мы хотели бы знать, почему нас лишают медицинской помощи? – поставили они вопрос ребром в коллективном письме. – Стоит ФАП, но медицинских работников в нём нет, осталась только санитарка. В рабочие дни «Скорая помощь» не всегда приезжает на вызов. Значит, с температурой нужно ехать на рейсовом автобусе в Спасск, в районную поликлинику. В любую погоду. В любом состоянии. Как больной человек может это выдержать? А ехать нужно на целый день, так как очереди в поликлинике такие, что можно и не успеть на последний автобус.

Бывает, впустую съездишь – нет записи к врачу, попадёшь только через несколько дней. У кого нет возможности добраться в город, доживает, как может. Вот это «забота» о людях!

В селе много детей и пожилых людей, а терапевта нет.

Мы неоднократно просили открыть у нас дневной стационар, но нас не слышат. Нам приходят одни отписки, что у нас всё хорошо: автобусы, мол, ходят по расписанию, нет проблем добраться до врача.

А у нас – есть проблемы!

Это здоровому человеку легко проехать в автобусе, а больному тяжело, особенно после капельницы. После неё полежать надо, а не мчаться на автобусную остановку, иначе пользы никакой, только галочка в отчёте, что, якобы, лечение получено.

Раньше хоть изредка приезжал терапевт в село, а последнее время мы и его не видим.

Помогите нам наладить медицинское обслуживание на должном уровне!»

фотоСанитарка Наталья Кондратьева добавляет ещё несколько штрихов к «картине маслом»:

– У нас на ФАПе даже не стало стационарного телефона! Случись что – и «Скорую» не вызовешь…

А ситуации бывают всякие. Пришёл мужчина – гипертонический криз. Прибежала мама трёхлетнего малыша – у ребёнка температура 38,5.

Наталья Алексеевна –человек неравнодушный. Многодетная мама, она и чужие детские проблемы принимает близко к сердцу. Только чем может помочь? Разве что со своего сотового телефона вызвать «Скорую»…

Вячеслав Гнездилов по профессии врач, он-то, как никто другой, видит огрехи сельской медицины. Депутат и решил для начала встретиться со своими избирателями, чтобы выслушать их претензии.

Однако глава Спасского сельского поселения Андрей Деркач не разрешил воспользоваться помещением клуба (как будто это его личная собственность!). ФАП (официально он именуется врачебной амбулаторией) закрыт.

Пришлось людям собраться на улице – и это в февральский мороз!

Странно, что на это «народное вече» не прибыли ни главный врач ЦРП, ни руководитель поселения. Неужели им настолько безразличны проблемы сельчан?

Кстати, только в одном селе Новосельского «куста», и лишь однажды видели главу Спасского сельского поселения Деркача. То ли Андрей Владимирович из почти двухлетнего своего пребывания на этом посту времени на посещение 9 сёл не смог выкроить, то ли я не с теми людьми разговаривала? Но это так, к слову.

Владимира Анатольевича Сухих, похоже, тоже не беспокоит ситуация в Новосельском ФАПе. Хотя именно он, как руководитель, обязан был обеспечить замену ушедшему в отпуск сотруднику.

Может, у этих начальников, в самом деле, сердечная недостаточность? Разве они не понимают последствий оставления людей в опасности? Случись что – придётся отвечать по всей строгости закона!

В Уголовном кодексе  Российской Федерации  есть статья 125. Она предусматривает ответственность за заведомое оставление без помощи лица, находящегося в опасном для жизни или здоровья состоянии и лишенного возможности принять меры к самосохранению в силу малолетнего возраста, старости, болезни или беспомощности, в случаях, если виновный имел возможность оказать помощь этому лицу и был обязан иметь о нем заботу либо сам поставил его в опасное для жизни и здоровья состояние.

Если оставление в опасности больного лицом, обязанным оказывать медицинскую помощь, привело к наступлению последствий в виде средней тяжести, тяжкого вреда здоровью или смерти, ответственность наступает по ст. 124 УК РФ; если в аналогичной ситуации указанные последствия не наступили — по ст. 125 УК РФ.

Хотя…

Не припоминаю случая, чтобы медики ответили за наступление опасных для здоровья и жизни последствий.

В публикации «Интенсивная терапия» («АрсВест», № 28 (1269) за 12-18 июля 2017 года) мы рассказывали о ситуации с жителем села Прохоры. Виктору Васильевичу Ростальному фельдшер «Скорой помощи» (она подведомственна ЦРП), отёкшему и погибающему от сердечной недостаточности, был выставлен уникальный и унизительный диагноз – «Синдром Пиквика». Проще говоря, ожирение! Когда мужчину всё же доставили в городскую больницу, время было упущено. Спасти его не удалось…

Погиб и житель Свиягино Сергей. Ему тоже не сумели поставить верный диагноз, и юноша умер от воспаления лёгких.

Районные медики, с которыми довелось общаться, не припоминают, чтобы эти вопиющие случаи, считаю, непрофессионализма обсуждались на конференции в Спасской ЦРП. А уж тем более – рассматривались в судах…

О многом ещё говорили участники «народного веча». О плохих дорогах. О так и не решённой проблеме затопления села (недавно активисты написали в связи с этим письма во все мыслимые инстанции – от губернатора до президента). О привозной питьевой воде.

Жаль, что глава поселения их не услышал.

Не захотел услышать…

Ольга Купчинская,

руководитель Спасского филиала регионального общественного движения по противодействию коррупции в органах государственной власти и органах местоного самоуправления в Приморском крае «Хранители закона».

Фото автора.