ПРИМОРСКАЯ ЭКОЛОГО-СОЦИАЛЬНАЯ ОБЩЕСТВЕННАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ «НАСЛЕДИЕ»:
по законодательной инициативе 6 созыва Законодательного собрания Приморского края № 721-ПР от 11.06.2019 «О внесении изменений в Закон Приморского края «Об особо охраняемых природных территориях Приморского края» сообщаем, что, на наш взгляд, предложенные изменения законопроекта нельзя считать допустимыми в связи с тем, что эти изменения вступают в противоречия с Конституцией РФ, федеральным законодательством, краевым законодательством и нарушают права граждан.
Закон № 245-КЗ в качестве своих источников апеллирует к Конституции Российской Федерации, федеральному закону от 14 марта 1995 года N 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях».
Из преамбулы к ФЗ-33 и ст. 1 245-КЗ явным образом следует цель принятых норм, а именно: «…сохранение уникальных и типичных природных комплексов и объектов, достопримечательных природных образований, объектов растительного и животного мира, их генетического фонда, изучения естественных процессов в биосфере и контроля за изменением ее состояния, экологического воспитания населения».
Нормы, содержащиеся в федеральном законодательстве, подчиненные указанной цели, направлены на обеспечение гарантии, установленной статьёй 42 Конституции РФ.
Таким образом, закрепленные нормы регулируют отношения в области организации, охраны и использования особо охраняемых природных территорий.
Из пояснительной записки к законопроекту следует: «Настоящий проект закона разработан в целях установления возможности изменения границ или упразднения особо охраняемых природных территорий регионального значения, поскольку отсутствие данной нормы в федеральном и краевом законодательстве является пробелом в регулировании обозначенной сферы правоотношений», т.е. — устранение пробела в регулировании отношений ООПТ.
Однако отсутствие в федеральном законодательстве норм, регулирующих изменение границ и упразднение ООПТ, объясняется вовсе не пробелом законодателя, как следует из пояснительной записки, а соблюдением смысла законодателя в сфере охраны природы и, как следствие, защитой прав граждан на благоприятную окружающую среду. Легко заметить, что нормы, предлагаемые к изменению в краевой закон, а именно предполагающие изменение границ и упразднение ООПТ, никак не способствует соблюдению такового смысла и ставят под угрозу права граждан, гарантированные Конституцией РФ.
Краевой закон, использующий в качестве правового источника Конституцию и федеральный закон, не может содержать нормы, не являющиеся предметом регулирования в федеральном законодательстве, и тем более, им прямо противоречить, что мы наблюдаем в обсуждаемом законопроекте.
Предлагаемые нормы по наделению администрации Приморского края полномочиями упразднять и изменять границы ООПТ в краевой закон не соответствуют требованиям федерального закона от 14 марта 1995 г. N 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях», федерального закона от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», поскольку противоречат целям природоохранного законодательства по сохранению и воспроизведению природных ресурсов, необходимым для обеспечения здоровой экологической среды обитания, в связи с чем нарушают право граждан на благоприятную окружающую среду, гарантированное Конституцией.
Обращаем внимание депутатов Законодательного собрания Приморского края, если по какой-то причине этого не сделала юридическая служба аппарата законодателя, что, согласно пункту «д» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации, природопользование, охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности, особо охраняемые природные территории находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Также напоминаем, что по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.
Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам на основании части 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации.
Согласно подпункту 8 пункта 2 статьи 26.3 федерального закона от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения относится решение вопросов создания и обеспечения охраны особо охраняемых природных территорий регионального значения.
Просим заметить, что полномочий, предлагаемых ко внесению в краевой закон, федеральное законодательство не предполагает, а само их существование прямо противоречит законодательному смыслу федерального законодательства в сфере охраны природы.
Пунктом 1 статьи 58 федерального закона от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», преамбулой к федеральному закону от 14 марта 1995 г. N 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» определено, что природные объекты, имеющие особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение, находятся под особой охраной. Для охраны таких природных объектов устанавливается особый правовой режим, в том числе создаются особо охраняемые природные территории. Особо охраняемые природные территории относятся к объектам общенационального достояния.
Мы выражаем свое недоумение тем, что, в связи с вышесказанным, законодательный орган края наделяет полномочиями, права на наделение которыми у него отсутствуют, орган исполнительной власти.
Напоминаем, что согласно п. 1 ст. 5 № 245-КЗ, в который предлагаются изменения, к полномочиям Законодательного собрания Приморского края отнесены полномочия принимать законы Приморского края, регулирующие отношения в области создания, охраны и использования особо охраняемых природных территорий Приморского края, но не изменения их границ и упразднения.
Кроме того, проанализировав содержание пунктов, предлагаемых к изменению, заключаем, что эти нормы допускают возможность изменения границ особо охраняемых природных территорий, что повлечет изменение целевого назначения земельных участков в пределах таких земель, а фактически изъятие для нужд, противоречащих их назначению.
Напоминаем, что согласно пунктам 3 и 4 статьи 58 федерального закона от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ, статьи 95 Земельного кодекса Российской Федерации, согласно которым изменение целевого назначения земельных участков в пределах земель особо охраняемых природных территорий, их изъятие для нужд, противоречащих назначению, не допускается.
Помимо вышесказанного, обращаем ваше внимание, что согласно п. 1 ст. 10 федерального закона от 25.12.2008 N 273-ФЗ «О противодействии коррупции»: «Под конфликтом интересов […] понимается ситуация, при которой личная заинтересованность (прямая или косвенная) лица, замещающего должность, замещение которой предусматривает обязанность принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов, влияет или может повлиять на надлежащее, объективное и беспристрастное исполнение им должностных (служебных) обязанностей (осуществление полномочий)».
В связи с этим, просим обратить внимание, что в действующей редакции № 245-КЗ содержатся явные недостатки, повышающие, в случае принятия обсуждаемых изменений, и без того заложенные в действующий закон коррупционные риски: в распределении полномочий, изложенных в ст. 6 краевого закона 245-КЗ, очевидным образом возникает прямой конфликт интересов: заказчиком, регулятором, поставщиком услуг и гарантом, надзорщиком их получения является администрация Приморского края, таким образом, смешивая в своем лице названные функции, что является прямым нарушением антикоррупционного законодательства Российской Федерации.
Считаем необходимым вместо обсуждения неправомерных изменений в краевое законодательство совместно с представителями гражданского, экологического и профессионального сообщества начать обсуждение по урегулированию конфликта интересов и предложению внесения соответствующих изменений в краевой закон № 245-КЗ. Считаем недопустимым содержание коррупциогенных факторов в региональном законодательстве.
Обобщая наш доклад, считаем предлагаемые изменения в краевой закон № 245-КЗ противоречащими Конституции РФ, федеральному законодательству в сфере природоохраны, в сфере земельных отношений, антикоррупционной сфере, краевому законодательству, в частности краевому закону № 245-КЗ, ставящими под угрозу объекты общенационального достояния и нарушающими права граждан.
Предлагаем обсуждаемые изменения на этом основании отклонить и начать совместное обсуждение урегулирования конфликта интересов, содержащегося в краевом законе № 245-КЗ, совместно с представителями гражданского, экологического и профессионального сообщества.
Приморская эколого-социальная общественная организация «Наследие»
Рисунок Funik.ru