С предложением на итоговом форуме «Сообщество» выступил журналист Александр Гордон
В рамках форума «Сообщество» 3 ноября прошло заседание секции «Социальное партнерство в благотворительности: новые решения и перспективы», инициатором которой выступил председатель Комиссии ОП РФ по вопросам благотворительности, гражданскому просвещению и социальной ответственности Александр Ткаченко.
«Мы сейчас живем в очень динамично меняющемся обществе, и сфера благотворительности проходит сейчас полосу очень серьезных перемен. Об этом свидетельствуют диаметрально противоположные оценки ситуации в благотворительности», — сказал Ткаченко, приветствуя участников секции.
«Одни эксперты считают, что благотворительность — это одно из самых динамично развивающихся направлений в России. Россия сделала огромный шаг, мы очень быстро переняли, адаптировали под наши условия практически все инструменты фандрайзинга, разработали свои подходы к благотворительности. Буквально каждый год создаются десятки новых благотворительных организаций, появляются новые лидеры, диверсифицируются источники финансирования благотворительности, — сказал он. — Место ушедших из России зарубежных организаций заняли отечественные институты развития: например, Фонд президентских грантов играет важнейшую роль в развитии благотворительного сектора. Благотворительные организации становятся исполнителями общественно полезных услуг, получая за свои услуги средства из бюджета».
«Другое мнение состоит в том, что по уровню развития благотворительности мы находимся на уровне Бурунди — именно так это прозвучало на одном из форумов “Сообщество”. Совсем недавно CAF (Фонд поддержки и развития филантропии) представил мировой рейтинг благотворительности. Россия занимает в нем 110-е место из 146 стран, хотя показатели вовлеченности россиян в благотворительную деятельность растут год от года. Многие благотворительные организации не справляются с текущими экономическими трудностями. Уважаемые, давно зарекомендовавшие себя организации находятся на грани закрытия. Доверие людей к благотворительным организациям растет, но участие граждан в благотворительной деятельности пока не стало массовым», — отметил Александр Ткаченко.
По словам Ткаченко, благотворительная сфера быстро развивается, профессионализируется, но при этом становится все более высококонкурентной средой, требующей профессиональных решений, предъявляющей жесткие требования к компетенции специалистов. Он также добавил, что российский бизнес понемногу принимает международные стандарты, включающие в себя честность, прозрачность и этичность.
Александр Ткаченко также рассказал, что Министерство экономического развития в настоящее время работает над концепцией содействия развитию благотворительной деятельности.
«Но в этой сфере никакие меры государственной поддержки, никакие решения, спущенные сверху, не приживутся и не сработают, если они не будут исходить от самого профессионального сообщества. От нас ждут идей и предложений, и государство готово к ним прислушаться», — подчеркнул общественник.
По мнению Александра Ткаченко, проблема доверия — это ключевой вопрос во взаимодействии благотворительных организаций и общества в целом и каждого гражданина. Развитие благотворительности требует решения проблемы мошенничества под видом добрых дел, подчеркнул он.
«Недавно в сфере благотворительности разразился очередной громкий скандал. Фонд “Золотые сердца” собирал средства на помощь тяжелобольным детям, не имея разрешений от родителей и, по сути, не выполняя обязательства помощи людям. Комиссия по благотворительности направила обращение по этому поводу в прокуратуру, обратилась на телеканалы, которые размещали ролики этого фонда. Ответа от прокуратуры мы пока не получили, но практика показывает, что правоохранительные органы не проявляют достаточной активности в решении проблемы мошенничества под видом добрых дел», — констатировал Ткаченко.
Эту тему в одной из своих программ затронул Александр Гордон, отметил Ткаченко, передавая слово известному тележурналисту.
«По обращениям людей, которые пишут нам в программу, этот фонд оказался не единственным, — сказал Александр Гордон. — У меня громадное количество вопросов, в первую очередь к самому благотворительному сообществу. Мы со стороны СМИ сделали свое дело, обратили внимание на вопиющий факт злоупотребления доверием людей, которые находятся в отчаянии», — заявил Гордон.
«Есть ли какой-то внутренний механизм у профессионального сообщества, для того чтобы козлищ от агнцев отличать? — спросил он. — Чтобы сами фонды, которые ведут честную деятельность, находили, выявляли механизм пресечения деятельности фондов, которые злоупотребляют доверием? Мне кажется, если даже вы обращаетесь в прокуратуру и разводите руками, то тогда кто будет решать этот вопрос?» — спросил журналист.
Александр Ткаченко ответил, что самым действенным инструментом является общественное мнение, и это то, в чем гражданское общество и СМИ могут быть сильны.
«Гражданское просвещение, которое позволяет людям выработать внутренний механизм распознания того, что же хорошо или плохо, формируется не сразу, но общество очень требовательно сейчас к отчетности организации — насколько она прозрачна в сборе средств и их расходовании», — сказал Ткаченко.
В свою очередь Александр Гордон предложил благотворительным фондам создать собственный рейтинг доверия: «Почему бы благотворительным организациям не создать внутренний рейтинг доверия простым анонимным опросом всех членов сообщества? Нужно выявить степень доверия к одному или другому фонду, и тогда произойдет маркировка: заходишь на сайт фонда, а там висит пять звезд рейтинга профессионального доверия или одна звезда».
Поддержала идею известного тележурналиста директор по развитию Санкт-Петербургского детского хосписа Анна Кудря.
«Мне нравится идея благотворительной коллегии и сама идея того, что профессиональное сообщество выдавливает тех, кто не соответствует каким-то этическим нормам и не работает согласно высокому профессиональному стандарту. Но это не просто будет организовать в силу самой разрозненности благотворительных организаций», — отметила она.
Александр Ткаченко добавил, что подобная идея уже звучала на региональных площадках.
«На обсуждениях в регионах звучало предложение о том, что общественные палаты могут быть той площадкой, которая даст оценку эффективности тем или иным организациям, т.е. такой рейтинг доверия создать у самих себя в регионе. А “благотворительность на пять звезд” может стать цитатой дня», — отметил он.
Волонтер детского хосписа Оксана Кравченко задала вопрос спикерам секции о том, почему наиболее популярными в СМИ являются материалы, содержащие негативный характер.
«Получается, что позитивный контент проигрывает негативному. Что с этим делать? Как с этим бороться? — спросила она.
«Действительно, такая тенденция существовала: чем чернее, тем выше уровень просмотров, сейчас ситуация меняется, — сказал Александр Гордон. — Мы ведь тоже пытаемся заниматься благотворительностью, у нас даже установка такая: если мы не знаем, чем помочь человеку в конце передачи, то лучше не подходить со своим сценарием. Я заметил вот что: в профессиональном сообществе ситуация с фондом “Золотые сердца” вызвала бурю обсуждений, у зрителя интерес к середине этой программы угас. А у программ, где мы показываем чистую благотворительность, где спасают людей, где помогают волонтеры, уровень смотрения гораздо выше. Запрос на такого рода контент есть. Изменения в нашем обществе происходят. Людям стало интересно смотреть, как можно помочь другим людям. Что-то меняется, и эту тенденцию я точно чувствую».
Руководитель дирекции государственных интернет-проектов МИА «Россия сегодня» Елена Давыдова уверена, что средства массовой информации являются отражением всех процессов, происходящих в обществе.
Она привела в пример исследование, демонстрирующее изменение отношения в обществе к проблемам детей с инвалидностью за последние 15 лет.
«Наши сотрудники проанализировали, какие слова в крупнейших федеральных СМИ использовались по этой тематике в период с 2005 по 2010 год. Рядом со словом ребенок-инвалид были слова “не может”, “любовь”, “жалко”, “помощь”, “несчастье” и превалировало отношение “мы ≠ они”, и это чувствовалось в материалах, что эти дети стоят особняком», — рассказала она.
Однако исследователи увидели иную картину в публикациях и телесюжетах за период с 2010 по 2015 год.
«Появилось отношение “мы = они”, — сказала Давыдова. — В молодежной среде это уже не вызывает реакцию — “кошмар, беда”, реакция, скорее, “я могу помочь”. Если пять лет назад этой тематикой занимались около 20 СМИ, то сейчас их намного больше, отношение людей к этой теме стало меняться с помощью профессионального сообщества и СМИ. Вместе мы производим те самые изменения в обществе, которые нас радуют».
«В 2018 году ключевыми словами в этой тематике стали “развитие”, “образование”, “путешествие” и “любовь”. Быть человеком, в благотворительности образованным, стало модно, и это не может радовать», — заключила она.
Анна Кудря отметила, что роль СМИ в освещении благотворительности меняется в лучшую сторону, сейчас сами журналисты нередко становятся участниками в благотворительности.
Директор департамента конференций ИД «Аргументы и факты» Полина Андрющенко затронула тему фейков в благотворительности. Она рассказала о личном опыте противостояния фальсификации, подтасовке фактов и т.д.
Руководитель Тверского отделения межрегионального общественного движения «Кибердружина» Григорий Пащенко рассказал про информационные риски в деятельности НКО.
«НКО стали прибыльным местом для мошенников — это связано с недостаточной защитой базы данных. В НКО нет администраторов, которые бы профессионально хранили базу данных. НКО рискует своими людьми, нарушается закон о персональных данных. Информация НКО продается на черных рынках за большие деньги», — констатировал он.
Он также рекомендовал активизировать защиту своих данных через привлечение профессиональных людей в свои НКО: «Берегите ваши цифровые данные, если вы думаете, что ваши данные никому не нужны, вы ошибаетесь».
Директор социальных программ фонда «Росконгресс» Елена Маринина уверена в необходимости диалога и совместной работы государства, бизнеса и социально ориентированных некоммерческих организаций. Социальная платформа фонда как раз призвана способствовать развитию такого диалога.
«Уверена, что благодаря нашим совместным усилиям мы сможем достичь поставленных целей, содействовать социальному развитию и выработке эффективных решений на форумах фонда “Росконгресс” и за их пределами», — подчеркнула она.
«Сегодня мы говорили о том, какие новые формы партнерства могут помочь благотворительным организациям в реализации их целей, потому что в динамично меняющемся обществе нам тоже нужно меняться. Благотворительные организации должны вырасти профессионально и качественно изменить свою работу, чтобы от нас был положительный эффект», — сказал Александр Ткаченко, подводя итоги обсуждений на секции «Социальное партнерство в благотворительности: новые решения и перспективы».