фото

Школа – начало начал, и с этим трудно спорить. В селе же она – ещё и центр Вселенной. Не зря переселенцы на дальневосточный Зелёный Клин первым делом ставили школу. Всем миром. Не умевшие писать и читать, они умели мечтать о будущем.

А дети – и есть наше будущее.

З8 попугаев и удав

Знает каждый дошколёнок: удава правильно измерять в попугаях. А любовь к школе, это вам в селе Свиягино Приморского края каждый взрослый скажет, – лучше в банках краски, а не во всяких там километрах, параллелях и меридианах. Кто думает иначе – двоечник и неудачник! Жизнь должна быть яркой! Так, видимо, считает директор местной школы Елена Леонидовна Аксёнова. И спорить с ней – себе дороже.

«Если высказать ей своё несогласие, недовольство по какому-либо вопросу, то это сразу же отразится на твоём ребёнке, его учёбе и оценках, в чём мы не раз убеждались. Дети чувствуют негативное отношение к себе, многие не хотят ходить в школу. Такое поведение педагога недопустимо, так как нарушает психику детей.

Очень многие родители молчат, потому что боятся за своих детей. Двое учеников уже забрали документы из нашей школы и теперь учатся в городе. Не у всех есть такая возможность – переехать в Спасск. Если бы у нас была альтернатива, т.е. ещё одна школа в селе, то две трети родителей, не задумываясь, перевели бы своих детей в другую школу – подальше от Аксёновой», – написали в обращении в Спасский филиал регионального общественного Движения по борьбе с коррупцией родители. Не один, не два и не три – 20 человек!

Это как надо «насолить», чтобы люди решились вынести «сор из избы» и требовать сместить директора с должности? Коллективные заявления поступили в прокуратуру, в управление образования, главе Спасского района, депутатам Госдумы, краевому руководству. А самые целеустремлённые родители дозвонились до приёмной президента!

«Спонсоры» по принуждению

фотоВ российском законодательстве есть лазейка: родители или другие законные представители ребёнка вправе делать пожертвования для образовательной организации. Благотворительность эта сугубо добровольная. В Свиягинском же филиале превратили её в принудиловку.

Вот листок из ученического дневника. Чётким учительским почерком написано: «В школу 3 мая, в четверг. Отдыхаем 30 апреля, 1, 2 мая. На ремонт класса сдать 500 рублей», – и роспись классного руководителя.

Такие поборы стали здесь нормой. Например, для подготовки школы и детского сада к новому 2018 – 2019 учебному году, по информации Наталии Витальевны Краевской, начальника управления образования, из районного бюджета выделено 173436,93 рубля. Эти деньги предназначались на промывку системы отопления, частичный ремонт кровли здания детского сада, установку эвакуационного освещения, профилактические испытания электрооборудования, контроля качества огнезащитной обработки школьной крыши, приобретение огнетушителей.

Однако «спонсорские взносы» собирали и с родителей – от 500 до 1300 рублей, – утверждают авторы коллективных писем: «Деньги требовали, это не было добровольное пожертвование. Никто потом за собранные средства перед нами не отчитался».

Депутат Думы от партии Дела Владимир Евгеньевич Тычина вынужден был сделать депутатский запрос главе района Алексею Яковлевичу Салутенкову: «Прошу представить отчёт о добровольной финансовой помощи родителей учеников Свиягинской средней школы. Сколько денег собрано? На какие цели потрачены? Кто руководил или руководит распределением средств?»

Движет родителями не скупость, хотя в селе многие живут лишь натуральным хозяйством: работы нет. И денег, соответственно, – тоже. Тем не менее, люди готовы выкроить из скудного семейного бюджета что-то и для нужд школы и сада. Кому из нас не хочется, чтобы детям было комфортно? Минувшим летом, например, родители за свой счёт отремонтировали классы начальной школы, но в результате неисправности крыши помещения пришли в непригодное состояние.

Текущий ремонт, в натуре…

Здание дошкольной группы эксплуатируется с 1987 года. На втором его этаже размещались два класса начальной школы и средняя группа детского сада. Как считают родители, из-за неисправности крыши группу детского сада сократили.

Управление образования, в отличие от сельских мам, мне кажется, не видит в этом трагедии:

«В соответствие с нормативом стандартной (базовой) стоимости педагогической услуги Свиягинскому филиалу школы №7 на 2018 год утверждено муниципальное задание по показателю количества детей, получающих услуги дошкольного образования, в количестве 55 человек. На 1 апреля 2018 года фактически числилось 52 ребёнка. Это наполняемость двух групп. Очередность на устройство детей в дошкольные группы отсутствует. Фактическая посещаемость за 2017 год – в среднем 38 детей. В течение ближайших четырёх лет все дети будут обеспечены местами в двух имеющихся группах. С ноября 2017 года по апрель 2018 – посещено 13 семей, но увеличения не произошло. При увеличении на 1 сентября 2018 года числа дошкольников до 55 будет открыта третья группа».

Родители и депутат Владимир Тычина считают, что эта информация не совсем корректна. Ведь в той же Васильковке есть дети детсадовского возраста, но посещать сад они не могут, потому что нет подвоза. Да и если по Свиягино хорошо пройтись, можно собрать детей, которые сидят дома, потому что их родители не могут заплатить за сад. Но ведь это проблема, которую нужно решать. Наши власти, похоже, предпочитают проблем не видеть.

А что же ремонт крыши?

В 2016 году, по официальной информации, произведён частичный ремонт кровли за счёт средств районного бюджета. И в нынешнем году для этой цели купили гидроизол. Ответственное дело поручили рабочему учреждения. Вряд ли директор контролировала качество этого, в прямом смысле слова, текущего ремонта. Листы рубероида отслоились от плит перекрытия, вода, естественно, затекает под них. И гидроизол ничего не изолирует. Так – отмазка и перевод денег. Нужен нормальный капитальный ремонт кровли.

На нынешний год администрация района ещё только запланировала подготовку проектно-сметной документации. В 2019 году для выделения средств из краевого бюджета в департамент образования и науки Приморского края будет направлена заявка (!). А крыша течёт, и это явно не лучшим образом отражается на состоянии здания.

Дырявая крыша – не единственная «достопримечательность» Свиягинской школы.

«Пизанская» башня

Из жалобы родителей: «На территории школы находится водонапорная башня в аварийном состоянии. Она уже дала крен и может в любой момент упасть, от неё откалываются и падают вниз кирпичи. Но руководству до этого нет дела».

Из запроса Владимира Тычины: «У родителей возник вопрос, насколько эта конструкция устойчива. Прошу направить специалиста и обследовать данное сооружение на пригодность и выдать заключение».

А, собственно, почему это не волнует директора Елену Леонидовну Аксёнову? Если случится беда – отвечать-то, думаем, ей!

Объекты «М» и «Ж»

«В школе нет водоснабжения и канализации, поэтому туалет надворный. Он деревянный, зимой там холодно. К тому же, детский туалет находится далеко от школы, примерно в 200-х метрах, а вот учительский – совсем рядом, но он – под замком, – жалуются родители. – К моменту приёмки школы на 2018 – 2019 учебный год, туалет не был готов к посещению его детьми. Туда невозможно войти, так как ямы полные, а зимой там образуется каток».

Вот и спрашивает тот же Владимир Евгеньевич главу района, собирается ли кто-либо опорожнить выгребную яму школьного туалета до наступления зимы?

Оказывается, всё куда круче: запланирован капитальный ремонт туалета за счёт долевого (!) участия краевого и районного бюджетов. Проектно-сметная документация уже выполнена и направляется на экспертизу. Работы планируется выполнить до 15 декабря 2018 года. Но ведь страховка ещё никому не вредила? Почему бы существующий «объект» не привести в порядок? Одно другому ведь не мешает?

«Педагогические услуги»

фото

Песенка «Учат в школе, учат в школе, учат в школе» явно устарела. Не УЧАТ, а ОКАЗЫВАЮТ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛУГИ! Почувствуйте разницу!

Из жалобы родителей: «В 2017 году в школу на должность учителя русского языка и литературы принята бывшая техничка школы. Мы сомневаемся, что она имеет должное образование и квалификацию, чтобы преподавать. Просим проверить наличие документов, необходимых для обучения детей».

Из депутатского запроса депутата Владимира Тычины главе района: «В Свиягинской средней школе с начала нового учебного года отсутствует учитель английского языка для младших и средних классов. Какие меры принимаются, и когда будет обеспечен полноценный образовательный процесс?»

Волнует родителей и география, которую ведёт сама Елена Леонидовна: «Каким образом Аксёнова заслужила высшую категорию? На уроках географии и изобразительного искусства, которые она преподаёт, дети предоставлены сами себе, а в это время она занимается своими директорскими делами. В этом учебном году в 5-м классе ещё не было ни одного урока географии, хотя сентябрь уже заканчивается. Её ученики не принимают участие в конкурсах, олимпиадах. Откуда высшая категория?

Аксёнова является также учителем изобразительного искусства. Мы, родители, сомневаемся, что она имеет должное образование и квалификацию для преподавания этого предмета, и просим проверить наличие подтверждающих документов».

«Откосили» от спорта?

К началу учебного года школьный стадион был выкошен частично (две газонокосилки, как объяснила директор, пришли в негодность). Только 8 сентября спортивную площадку привели в надлежащее состояние. Ничего страшного: пусть футбол смотрят по телевизору?..

Помню, на одном из заседаний общественного совета Чкаловского сельского поселения остро стоял вопрос прохудившейся крыши над спортивным залом. Из-за этого срывались уроки физкультуры. И тут случилось чудо! В родное село приехал один из бывших учеников школы, предприниматель Алексей Дюндик. Он за собственный счёт отремонтировал кровлю. Но кто хотя бы раз упомянул его фамилию? Кстати, в этом году он тоже оказал весомую помощь родной школе. Закрадывается крамольная мысль: быть может, и на этот ремонт списаны средства?

Казалось бы, теперь у местных школяров есть возможность заняться спортом и в свободное от учёбы время. Ан, нет. Вот и спрашивает главу района тот же Владимир Тычина: «Будет ли доступен спортзал для занятий учеников школы спортом вне учебного времени в зимний период?»

Выкуп по-свиягински

Из письма-жалобы: «Аксёнова Е.Л. ввела в школе обязательную летнюю практику для учеников без согласия на это родителей и самих учеников. В случае отказа от практики нужно принести две банки краски. Выпускники тоже несли краску, иначе была бы плохая школьная характеристика. Краска, как мы понимаем, шла на ремонт».

ФЗ «Об образовании в РФ» запрещает привлекать обучающихся без их согласия и несовершеннолетних – без согласия родителей (законных представителей) к труду, не предусмотренному обязательной программой.

Управление образования, подстёгнутое жалобой родителей, вынуждено было разъяснить директору Свиягинской школы этот момент. Хотя занятая его чиновниками позиция не может не удивлять: жалобы из Свиягино как-то обтекают его мимо.

Рассказывает одна из авторов писем-жалоб, Наталья Владимировна Бойко:

– В августе 2018 года я обратилась к бывшему врио губернатора А.В. Тарасенко по поводу возникших в школе проблем. Жалоба была направлена в управление образования района, и 6 сентября приехала комиссия. Мы с несколькими родителями узнали об этом случайно и в присутствии Елены Леонидовны Аксёновой задавали вопросы, в частности, о принудительном «спонсорстве». Она не опровергла ни одного факта нарушений, только обмолвилась, что просила учителей не делать записи в дневниках о поборах.

«Внутренние вопросы» общественному обсуждению не подлежат?

Ситуация в школе назрела, как гнойник, и Свиягинский Совет общественности решил её всесторонне обсудить. Однако Елена Леонидовна приглашением его председателя, Почётного гражданина Спасского района и старосты села Валентины Григорьевны Тычина пренебрегла:

«В ответ на Ваше письмо от 09.10.2018 года поясняю, что с 01.09.2018 года по настоящее число все обращения родителей и законных представителей решены в стенах школы с участием заинтересованных сторон. Проблемные ситуации, возникающие в ходе учебно-воспитательного процесса, не остаются без внимания.

Учредителем Свиягинского филиала МБОУ «СОШ №7» является администрация Спасского муниципального района. Все отчёты, нормативную документацию мы ежегодно предоставляем для проверки. Всю текущую отчётность предоставляем ежемесячно в управление образования.

Обсуждать на Общественном совете ж/д станции Свиягино внутренние вопросы, касающиеся образовательного процесса, а также предоставлять персональные данные родителей, учащихся и сотрудников школы не имею права.

Все вопросы, которые волнуют родителей, законных представителей, педагогов, обсуждаются на общешкольных и классных собраниях».

Какие, Елена Леонидовна, «персональные данные»? Родители сами указали их в обращениях во все мыслимые и немыслимые инстанции! Какие «внутренние вопросы, касающиеся образовательного процесса»? О том, что течёт крыша, а «ремонт» сделан тяп-ляп? О падающей башне? О нечищеном туалете? О том, что нет учителя английского языка, не ведутся, как полагается, по мнению родителей учеников, уроки географии, а квалификация педагога русского языка и литературы вызывает у родителей сомнения?

Неужели Вы всерьёз считаете, что Совету общественности нет дела до ситуации в школе? Речь-то идёт о местных, сельских, детях!

Трагедия в Керчи потрясла каждого нормального человека. Версий случившегося много. Но главный вопрос, который требует ответа, чтобы не повторился этот ужас, – ПОЧЕМУ? Почему молодой человек пришёл с оружием туда, где учился 4 года? Почему он стрелял? Что так ожесточило его сердце?

Жизнь – строгий учитель. И учит жёстко, иногда – жестоко.

Готовы ли мы усваивать эти уроки, смирив собственную гордыню, укротив обиду и гнев?

Ольга Купчинская,

руководитель Спасского филиала

регионального общественного Движения

по борьбе с коррупцией в органах власти

«Хранители закона».

Фото автора.