Ведет программу Марьяна Торочешникова. В передаче принимают участие Анаторий Кравченко, менеджер проектов фонда борьбы с коррупцией «РосЯма», член партии «Россия будущего» и Петр Шкуматов, координатор движения «Общество синих ведерок».

Марьяна Торочешникова: В рейтинге Всемирного экономического форума Россия по качеству дорог занимает 114-е место из 137, опережая Казахстан и Украину, но уступая Бурунди и Бенину. Дороги в России – одна из главнейших бед, хотя их содержание и ремонт добросовестно оплачивают все жители страны, а не только автомобилисты, так как расходы на транспортировку заложены в цене товаров и услуг.

Почему же в России так мало хороших дорог? Спросим у Анатолия Кравченко, менеджера проектов Фонда борьбы с коррупцией «РосЯма», члена партии «Россия будущего», и у популярного блогера Петра Шкуматова, координатора движения «Общество синих ведерок».

Корреспондент: Каждый километр дорог России обходится в два с половиной раза дороже, чем в европейских странах. По сравнению с США, мы переплачиваем в три раза больше, по сравнению с Китаем – в четыре. Чем же Россия такая особенная, что дороги здесь строить дороже, чем в Финляндии или на Аляске? Ответ простой – тотальная коррупция в дорожном строительстве. На реальное строительство направляется около трети ресурсов. Это значит, что дорог могло бы строиться в три раза больше.

Причина номер два – устаревшие технологии. Уже давно изобретены современные технологии строительства дорог. Во-первых, это геосинтетика, которая не позволяет дорожному полотну расползаться, равномерно распределяет нагрузку и выводит влагу. Во-вторых, дорожный строитель может использовать различные полимерные битумы, которые позволяют асфальту не разрушаться при температурных режимах от минус 40 до плюс 55. При соблюдении технологий дорога служит 12–15 лет, а не 3–4, как сейчас.

При использовании современных материалов общая смета дороги увеличивается всего лишь на 1–2%, однако строитель экономит и этот процент. Его не просто не волнует результат, он надеется на новый заказ через три-четыре года, когда дорога разрушится. В результате добавляют обычный битум, а геосинтетику кладут лишь для видимости по краям дороги. Через три-четыре года дорогу нужно снова ремонтировать и снова получать деньги за ремонт. В результате 80% дорожного фонда России до 2020 года планируется потратить на ремонт старых дорог и лишь 20% – на реконструкцию и строительство новых.

Если строить дороги по технологиям, то через 15 лет у нас будет в среднем в 4 раза больше качественных дорог. А если при этом полностью убрать коррупционную составляющую, удорожающую производство дорог в три раза, то эту цифру можно умножить еще на три. Это значит, что за те же деньги Россия через 12–15 лет может получить в 10–15 раз больше новых дорог, если справится с коррупцией и с дорожными строителями, которые не используют современные технологии.

Пока же это лишь мечты, и Россия только на плохих дорогах теряет 6–8% своего ВВП в год. 80% аварий, по данным ГИБДД, связаны с дефектами дорог. Из-за плохих дорог в год случается более 150 тысяч аварий и погибают 20 тысяч человек, одним из которых может оказаться кто-то из твоих близких.

Марьяна Торочешникова: В России, по данным Росстата, около полутора миллионов километров дорог. Из них в федеральном ведении находится чуть больше 50 тысяч километров.

........................

Анатолий Кравченко: За яму во дворе отвечают товарищества собственников жилья или управляющие компании. За яму на улице уже отвечает город. И тогда ГИБДД выдает предписание городу или комбинату по благоустройству – устранить эти ямы. Если за это отвечает ТСЖ или управляющая компания, то тут сложнее: они должны выдать этой компании предписание, чтобы ее устранили.

Марьяна Торочешникова: А как я узнаю в каком-нибудь городишке, кому принадлежит дорога, если там вдруг что-то случилось?

Анатолий Кравченко: Вы подаете жалобу в ГИБДД, и там должны все это выяснить, выдать предписание, и дорогу должны отремонтировать. Если этого не происходит, то уже подается жалоба в прокуратуру.

Марьяна Торочешникова: А если водитель на этой дороге разбил машину, не увидев яму в темноте?

Петр Шкуматов: Вы вызываете ГИБДД. Это тоже ДТП, что бы вам ни говорили, и ГИБДД обязано выехать на место аварии, чтобы произвести замеры вызвавшего ее дорожного дефекта. Если хотя бы один из параметров выходит за пределы ГОСТа, то они оформляют протокол на месте. Далее они возбуждают дело об административном правонарушении в отношении собственника дороги по статье 12.34 КоАП РФ и в ходе этого административного расследования выясняют, кто является собственником дороги. После вынесения постановления в адрес собственника вам выдается копия, с которой вы идете в суд и на 100% выигрываете. Единственное, это большие затраты времени: на все это нужно потратить от шести до девяти месяцев.

Марьяна Торочешникова: Мэрия Петрозаводска заподозрила в мошенничестве водителя, который выиграл несколько судов против городских властей. Автомобилист Дмитрий Петров несколько раз разбивал свою машину в ямах на дорогах столицы Карелии и после каждого ЧП шел в суд, выбивая у мэрии деньги на ремонт машины. Чиновникам это надоело – и на автолюбителя Петрова поступила жалоба в полицию.

Корреспондент: За последние пару лет Дмитрий трижды восстанавливал свой БМВ. Виной тому – огромные ямы на дорогах Петрозаводска, из-за которых дорогие детали подвески буквально сыпались. Все эпизоды ДТП Дмитрий фиксировал и обращался в суд, где непременно выигрывал. В общей сложности он отсудил у мэрии Петрозаводска 185 тысяч рублей.

Дмитрий Петров: Дороги превратились просто в какое-то поле боя против автомобилистов – такие скрытые ловушки под лужами. В некоторых местах диски начинают превращаться сначала в граненый стакан, а потом в шестигранник.

Корреспондент: Итог дорожных происшествий, в которых оказался Дмитрий, – четыре колеса и две стойки. Самая большая потеря – комплект дорогих фирменных колес, уничтоженный в петрозаводских ямах. Покрышки с дисками теперь хранятся в гараже. На первый взгляд они и есть настоящий вещдок, однако городские власти заподозрили Дмитрия в махинациях. Мэрия Петрозаводска обратилась в полицию с требованием возбудить в отношении водителя уголовное дело о мошенничестве. В администрации говорят, что это обычная практика – дескать, водители нередко имитируют ДТП и придумывают разные способы вытянуть деньги из городского бюджета.

В полиции автомобилиста проверили и пришли к выводу, что он не мошенник. Дмитрий Петров к действиям чиновников мэрии отнесся с пониманием и долей сочувствия.

....................

Корреспондент: Тем не менее, таких, как Дмитрий, в Петрозаводске немало. За два года автовладельцы написали в суд около семи сотен обращений с требованием взыскать с городских властей деньги за разбитые в ямах машины и отсудили у мэрии 60 миллионов рублей.

...........................

Петр Шкуматов: Нет ни одного случая, когда бы автомобилист, который вызвал ГИБДД на место аварии, правильно оформил протокол, написал свои объяснения и потом на выходе получил копию постановления в отношении виновника, не отсудил бы деньги.

Анатолий Кравченко: Я думаю, в Петрозаводске можно осуществить ямочный ремонт, не проводя капитальный. Но при этом самым частным ответом после подачи жалобы через сервис «РосЯмы» является отписка. И человек думает: «Я буду экономить свое время и нервы, не буду с этим связываться».

Марьяна Торочешникова: Но ведь плохая дорога с ямами небезопасна и для пешеходов.

Петр Шкуматов: Единственный выход, чтобы ямы на дорогах стало действительно невыгодно иметь, – это такая трансформация ОСАГО, чтобы именно по этому виду страхования производилось возмещение вреда автомобилю, попавшему в ДТП с ямой.

..................

Петр Шкуматов: В этом плане очень интересно посмотреть на опыт платных дорог. Это 2000 километров – трасса М4, М11 и кусочек трассы М3. Там стоимость строительства ниже.

Марьяна Торочешникова: Это частный инвестор, он бережет свои деньги.

Петр Шкуматов: Да, когда туда попадает некий частный инвестор, он начинает выкручивать руки тем, кто строит эту дорогу. Мы это видели на примере участка М11, который строили в болотах и лесах. Там стоимость строительства в два-три раза меньше, по сравнению с участками, которые прокладывались в аналогичных условиях в других странах, при том, что люди, там работавшие, зарабатывали неплохие деньги. Если контроль за дорожным строительством настоящий, а контролирующие люди материально заинтересованы в том, чтобы дорога служила дольше, то дороги у нас вдруг волшебно дешевеют как минимум в два раза.

.................

Дороги в России – как после авианалета. «Может быть, потому, что они были созданы для военной техники?», – подумал активист из Тамбова и предложил фотографировать в колдобинах игрушечные танки. Красота спасет мир! Сразу в нескольких городах активисты высаживают в ямах цветы. В ГИБДД душевный порыв не оценили. В Ярославле за такое привлекают к административной ответственности. В Новосибирске яма завела свой аккаунт в Твиттере, ей даже посвящают стихи. На какое-то время яма даже попала в раздел «достопримечательности Новосибирска» и получила пять звезд. Яму несколько раз ремонтировали, и каждый раз дело заканчивалось провалом… асфальта. Последний ремонт держится с мая, но яма пообещала подписчикам – еще увидимся.

Жительница Омской области пожаловалась на дороги в «Одноклассниках». Местные чиновники в ответ написали на нее заявление в полицию. Ее обвинили в экстремизме. Страшно подумать – в посте были фамилии губернатора и даже самого президента! Полиция нарушений не нашла, правда, пришлось показывать распечатки комментариев. А ремонт дороги все-таки начали.

....................

Анатолий Кравченко: Мне кажется, их надо дергать не за стыд, а за жадность. До тех пор, пока людям невыгодно иметь хорошие дороги, они будут держать их в плохом состоянии. Как только им станет больно от количества судебных исков и выплаченных денег, станет невыгодно иметь плохие дороги, и тогда все начнет как-то вертеться. Я предлагаю скрестить страховые компании, которые являются очень агрессивным существом в нашем мире, и чиновников, отвечающих за эти дороги. Поверьте, в ходе их борьбы мы на выходе точно получим хорошие дороги, потому что они будут грызться за деньги до последнего и в конце концов поймут, что лучше всего, чтобы автомобилисты не попадали в ДТП с ямами. Чиновники сами будут бегать с лупой, с телефоном и смотреть, чтобы асфальт положили ровно и по технологии и, самое главное, тот асфальт, который должны положить, а не какой-нибудь плохонький.

Петр Шкуматов: Этот сценарий возможен только при наличии политической конкуренции, только тогда, когда мы можем как избиратели через тех людей, которых мы действительно выбрали, влиять на принятие законов, на контроль.

Марьяна Торочешникова: Что бы вы могли здесь и сейчас рекомендовать людям, которые не хотят убивать свои машины на дорогах?

Петр Шкуматов: Можно подавать жалобы, изматывать чиновников. Это работает. Ямы ремонтируются.

Анатолий Кравченко: Подавать жалобы можно через сервис «РосЯма». Это значительно упрощает процедуру. Жалоба уходит в ГИБДД и спустя 30 дней после ее подачи пользователь получит ответ, который он сможет либо оспорить через прокуратуру, либо пойти и проверить, отремонтировали ли яму.

Полностью программу можно прочитать и прослушать по адресу

https://www.svoboda.org/a/29457380.html

Радио Свобода