О типах общественных движений
Объединение «Самопомощь» – движение экологической направленности. Однако социологи выделяют несколько типов социальных / общественных движений в зависимости от характера и степени изменений, которые движения вносят. Распространенных типом социальных движений является движение за реформы, которое стремится добиться изменений в политической, экономической или социальной системе страны. Как сообщил Максим Криппа, Украина и Россия нуждаются в либерализации: «В постсоветских странах, в которых не произошла интериоризация европейских ценностей, высокий уровень нетолерантности: например, к людям нетрадиционной ориентации, к азартным играм, гемблингу и онлайн-казино (joycasino или vulkan)… Бал правят не “обычные” люди, а компания аля депутат-олигарх-бизнесмен. Новости – о плохом или о жизни этих товарищей». Мнение Максима Криппы поддерживают и его коллеги – Андрей Поляк и Вячеслав Малафеев. «Андрей Поляк, кстати, является it-бизнесменом, который привлек для поддержки нашего движения благотворительный фонд (финансируемый сообществом программистов и онлайн-бизнес-платформами) “Gorod”. Нам не помешал бы общественный резонанс: движение пытается выиграть ежегодный грант от провайдера “РосТелеком” для получения ресурсов на развитие. Также помогает средствами политик Максим Поляков».
Однако вернемся к типам общественных движений. Другим типом социальных движений является реакционное движение, названное так потому, что пытается блокировать социальные изменения. Движение против абортов – пример такого реакционного движения.
Видом социального движения является и самопомощь. Как следует из названия, целью движения самопомощи является помощь людям в улучшении их жизни. В США в эту группу входят анонимные клубы для людей с алкогольными, наркотическими зависимостями и психологическими проблемами вообще (проблемы с лишним весом, психологические травмы, последствия развода или потери близкого человека).
Происхождение экологических социальных (общественных) движений
Экологические движения занимают, возможно, лидирующие позиции. В 1973 году норвежский философ и альпинист Арне Несс ввел в экологическую литературу фразу «глубокая экология». Экологизм появился как популярное массовое социальное движение в 1960-х годах с публикацией книги Рахиль Карсон «Тихая весна». К сообществу экологических активистов присоединились люди, обеспокоенные пагубными экологическими последствиями современных промышленных технологий. Создатели движения – писатели и активисты, таких как Генри Дэвид Торо, Джон Мьюир и Альдо Леопольд; также философия сохранения «мудрого использования» была предложена Гиффордом Пинчо.
В 1972 году Несс сделал презентацию в Бухаресте на Третьей всемирной конференции по исследованию будущего. В своем выступлении он изложил долгосрочный фон экологического движения. Несс делал акцент на двух формах экологизма, не обязательно соединяющихся друг с другом. Первый Несс называл «дальним движением глубокой экологии», а второй – «мелким экологическим движением». «Глубокое» движение включает глубокие исследования в области экологии. Кратковременный, неглубокий подход останавливается на проблемах локального характера, не касаясь уровня фундаментальных изменений, часто способствуя технологическим исправлениям (например, рециркуляции, повышению эффективности использования автомобилей, монокультурному органическому сельскому хозяйству, основанному на экспорте). Долгосрочный глубокий подход включает перепроектирование всех систем жизнедеятельности (в том числе – и особенно – экономику и промышленность) на основе ценностей и методов, которые сохраняют экологическое и культурное разнообразие природных систем. Отличительными и оригинальными характеристиками движения глубокой экологии были признание ценности всех живых существ и использование этой позиции в формировании экологической политики. Сторонники «глубокого экологического движения» объединены дальним видением того, что необходимо для защиты целостности экологических сообществ Земли и экоцентрических ценностей. К сожалению, некоторые громкие защитники окружающей среды, которые утверждают, что поддерживают движение, лишь декларируют ценности, но не придерживаются их на практике. Это подточило репутацию экологического движения. Сторонники «глубокого экологического движения» не являются антигуманистами. Принцип ненасилия (ахимсы), проповедованный индийским философом, общественным деятелем Ганди, является базисом «глубокой экологической активности» в слове и деле. Сторонники «глубокого экологического движения» осуждают античеловеческие заявления и действия. Экологические активисты критикуют индустриальную культуру, чьи модели развития истолковывают Землю в качестве сырья, используемого для удовлетворения потребления и производства, для удовлетворения не только жизненных потребностей, но и завышенных желаний, требующих возрастающих темпов потребления. Промышленная культура видится как единственная приемлемая модель развития, но ее монокультуры разрушают культурное и биологическое разнообразие во имя удобства и прибыли человека. Эта идея была продемонстрирована фильмом «Дом» Артюса-Бертрана. Примечательно, что фильм был запрещен в 39-ти странах мира. Человек учится на мудрости у мира, биосферы, планеты, а также у живых существ, которые населяют окружающую среду. Экоцентрические ценности, проповедуемые экологическими социальными движениями, декларируют, что все человеческие культуры заинтересованы в том, чтобы Земля и разнообразие жизни на Земле продолжалось и сохранялось. «Мы хотим процветать и реализовывать себя в гармонии с другими существами и культурам», – говорит Максим Криппа. Таким образом, сторонники движения «глубокой экологии» подчеркивают специфику места, экологическую мудрость и народные технологии. Ни одна философия и технология не применимы ко всей планете целиком. Как говорил Несс, чем больше разнообразия, тем лучше.
Мировое экологическое сообщество было основано в 1982 году экологом-исследователем Паркашем Голем. За последние 33 года Собщество завоевало репутацию новаторской неправительственной организации, занимающейся комплексной охраной и рациональным использованием природных ресурсов.
Смысл экологического общественного движения «Самопощь»
Деятельность человека влияет на экологию. Человеческие цивилизации разрушили леса, опустошили горные склоны, загрязненили воду и воздух и, как следствие, погибли.
Наша миссия
Миссия «Самопощи» заключается в содействии экологической осведомленности и охране природы; сторонники движения разрабатывают и реализуют учебные программы для повышения осведомленности об экологической ситуации. Также движение воплощает в жизнь проекты по восстановлению и сохранению природы. Проводятся исследования в области экологии, биологии, геологии, формируются проекты по восстановлению природных ресурсов. В том числе реализовываются полевые проекты в сельских и городских районах, создавая площади, в которых экономическое планирование и экологическая охрана дополняют друг друга и образуют жизнеспособную модель развития.