Найти и поднять со дна моря самолет – задача не из легких, особенно для меня, простого выпускника школы. История лежит недалеко от нас, на дне бухты Спокойной (Тазгоу) уже 67 лет, медленно разъедается ржавчиной и морскими обитателями.
Кто-то спросит: «Зачем поднимать со дна моря старый самолет, тратить на его подъем огромные суммы денег и людские ресурсы, чтобы потом в дальнейшем разочароваться в задуманном или отвезти его на свалку?» Как бы это не выглядело печально, но разъяснять простому обывателю такие понятия как патриотизм и чувство долга нет смысла, ибо он этого не поймет, так как подобная деятельность не принесет ему никакой выгоды. Но я надеюсь, что вы, неравнодушные жители Приморского края и добросовестные граждане всей нашей страны, поддержите мою инициативу и, может быть, даже поучаствуете в задуманном мероприятии.
Данный тип гидросамолета представляет особую историческую ценность. Доставленный по ленд-лизу в Советский Союз в 40-х годах XX века «Номад» (второе образное название всех ленд-лизовских гидросамолетов – «Каталина») участвовал в дальневосточных операциях в период советско-японской войны 1945 года.
Совсем недавно я завершил свою исследовательскую работу по данному самолету, которая в итоге побудила меня к организации поисков. Вкратце я опишу ее основное содержание.
10 августа 1945 года приблизительно с 21.00 до 22.00 гидросамолет ПБИ-1 №25 «Номад» («Каталина») потерпел крушение около бухты Спокойной (Тазгоу). Тела троих членов экипажа были обнаружены утром жителями рыбацкого поселка Тазгоу. В кармане одного из летчиков был найден комсомольский билет на имя Шестакова Александра Ивановича. Найденные трупы были похоронены на берегу бухты Малая Тазгоу. В 50-х годах рыбоперерабатывающий завод был переведен в поселок Ливадию, поселок Тазгоу опустел, могила погибшего экипажа заросла кустарником и стала неразличимой.
В 1977 году брат погибшего Шестакова – Шестаков Анатолий Иванович предпринял попытку найти могилу экипажа, которая успехом не увенчалась.
В том же году началась операция «Поиск», организованная комитетом комсомола Находкинского торгового порта. Участники операции установили имена членов экипажа, нашли некоторых родственников погибших. В 1982 году комсомольцы построили памятник около места захоронения.
2 июля 2003 г. была проведена экспедиция сотрудников Музейно-выставочного центра «Находка» совместно с клубом подводного плавания «Гринда». Была предпринята попытка обнаружить под водой останки самолета, которая не увенчалась успехом.
Время идет вперед, останавливаться на достигнутом нельзя, надо упорно добиваться поставленной цели. Мы обязаны попытаться установить местоположение самолета, ведь эточасть истории нашей страны и мы не дадим ей исчезнуть под влиянием времени и морской воды.
Я образно разделил предполагаемую операцию на три стадии:
Поиск самолета гидролокатором бокового обзора (ГБО), обследование самолета водолазами на предмет целостности фюзеляжа.
От состояния конструкции самолета зависит дальнейшая судьба операции. Если корпус самолета будет разрознен на мелкие фрагменты, то необходимость в организации подъема самолета отпадает.
Подъем самолета с помощью понтонного механизма, погрузка на баржу, буксировка в порт.
Обработка фюзеляжа от коррозии, реставрация корпуса самолета.
В самолете могут находиться останки членов экипажа, но это скорее утопия, нежели реальность. Разумеется, что для поиска и подъема самолета потребуются нескромные суммы денег и специальное оборудование, но у меня есть шансы найти спонсоров и людей, которые будут заинтересованы в этом деле.
Поиски организовывались и раньше, я уже об это писал выше. Несколько экспедиций в составе водолазов пытались найти хоть какие-то признаки самолета на дне, но попытки оборачивались неудачей и разочарованием. Дело еще в том, что в водах бухты преобладает сильное течение, которое представляет определенную опасность для людей. Возможно, что течение перенесло 8-тонную машину в другое место или присыпало большим слоем песка и ила.
Напоследок хочу сказать, много неравнодушных людей и энтузиастов пытались найти легендарный самолет, место гибели которого для всех исследователей окружено пеленой тайны. Я хочу объединить усилия этих людей, ведь то, что мы не смогли найти поодиночке, мы обязательно найдем вместе.
Если Вы заинтересовались моей затеей, обращайтесь по телефону: +79146899119, или присылайте письма с Вашими предложениями и пожеланиями по электронному адресу: [email protected]
© Арсеньевские вести, 1992—2022. Индекс подписки: П2436
При перепечатке и при другом использовании материалов, ссылка на «Арсеньевские вести» обязательна.
При републикации в сети интернет так же обязательна работающая ссылка на оригинал статьи, или на главную страницу сайта: https://www.arsvest.ru/