фото

Эти два дела типичны для Приморского края. Одно событие произошло в Пожарском районе, другое – во Владивостоке. Их объединяет то, что полиция ничего не сделала для потерпевших. А сделать было можно тогда, когда происшествия случились. Сейчас, спустя месяцы, действительно, сложно представить, что эти дела возможно расследовать.

У меня сожгли машину

Вот такое письмо пришло в редакцию из села Пожарского от Владимира Чулапова:

«В ночь с 22 на 23 декабря 2015 года в с. Пожарском Пожарского района Приморского края, у меня был подожжен стоящий во дворе дома гараж. Вследствие чего находящаяся там автомашина грузовик «Дюна» сгорел полностью. Восстановлению не подлежит. Гараж также пришел в негодность.

Вот уже семь месяцев добиваюсь справедливости. Возмущает бездействие нашей полиции. С момента пожара, ни в саму ночь пожара, ни позже к нам никто не приезжал. Деревня расположена в 30 км от районного центра п. Лучегорск. В первый раз приехали через месяц, опросили и пропали.

14 января 2016 г. мы с женой лично ездили в полицию, где узнали о том, что материалы дела с МЧС до сих пор не поступали. Хотя 28 декабря 2015 года, уведомлением № 268 от 25.12.2015 г., нас уведомили о том, что материалы проверки по факту возгорания гаража переданы в ОМВД по Пожарскому району.

В дальнейшем мы неоднократно обращались и в ОМВД по Пожарскому району, и в Прокуратуру района, края, на сайт президента РФ и т.д. Все обращения через 30 дней сверху возвращаются вниз, а результата как не было, так и нет.

В ответ только получаем отписки о том, что никаких нарушений не усматривают.

Деревня маленькая, и в основном, все друг про друга знают. Есть у нас и подозреваемые, но полиция бездействует. В полиции все в один голос спрашивают: «Кому же это ты дорогу перешел?»

Противозаконного я ничего не делаю. Пенсионер, пенсия 10 000 руб. Хочется спросить, для чего нам полиция?»

Как пояснил в разговоре Чулапов, в полицию он позвонил сразу же, как обнаружил, что гараж сгорел. Это было в ночь с 22 на 23 декабря 2015 года.

– Я сразу позвонили по телефону, мне сказали: «Мы разберемся», 14 января 2016 года мы подали заявление. И вот с тех пор первый раз приехал следователь 21 или 22 января. Это было уже после того, как мы написали в местную прокуратуру и даже в краевую. Начальник полиции дала телефон следователя. По телефону он все время отмазывался – то туда поехал, то туда поехал, потом говорит: «Ты же у меня не один».

Я так понял, что я должен в очереди стоять. Я дважды писал в администрацию президента. Слово в слово – ответ из края, край пишет, что переслали дело в район. Сейчас ко мне пришла бумага, что поменяли следователя. Опять никто не едет, не приходит. Они в течение часа должны были приехать на место пожара, – говорит Чулапов.

Полиция бездействует не впервые

Итак, со слов Владимира Александровича, в полицию он обратился сразу в ночь поджога – 22-23 декабря. 25 декабря его уведомили, что дело в полиции, хотя оказалось, что его там нет. 14 января он написал заявление, и только 27 января, как следует из ответа краевого УВД, возбудили уголовное дело. Какая оперативность!

Если все поджоги, кражи и прочее начинать расследовать спустя месяц с неделей, то не удивительно, что преступников поймать почти невозможно. Однако краевое УВД соглашается с потерпевшим:

«Следствием принимались меры к устранению обстоятельств произошедшего. Однако принятые меры нельзя назвать исчерпывающими, в связи с чем руководству СО ОМВД России по Пожарскому району направлено требование возобновить следствие. Ход и результаты расследования данного уголовного дела взять на контроль».

Владимир Александрович осторожен в своих словах, в частности, когда я спросила, подозревает ли он кого-либо в поджоге, он уклончиво ответил, что не может так говорить, потому что ему ответили, что подозревать можно «при наличии достаточных доказательств, дающих основание для обвинения лица в совершении преступления».

А в структуре уполномоченного по правам человека в Уссурийске ему объяснили, что нельзя говорить «Полиция не работает». Это оскорбляет их нежные чувства. Владимир Александрович возразил, что, согласно международному праву, чиновники должны терпимо относиться к критике. Ему ответили, что полиция – не чиновники, а госслужащие.

Тем не менее, он понес огромные убытки. Он не смог купить себе новый грузовик – купил по частям и заплатил рабочим, чтобы ему собрали машину. Но страдать от неизвестных лиц он продолжает – ему в его магазине выбили дверь. Когда он дверь укрепил, нашел на двери отпечатки ног и сейчас вынужден ночевать у себя в магазине.

Впрочем, с волокитой в органах он сталкивается не в первый раз – в 2011 году убили его сына. Убийцу сразу нашли и сразу же отпустили. Как только отец пошел по инстанциям, преступника привлекли к уголовной ответственности, а то так бы и гулял на свободе. Вот так полиция бережет граждан в Пожарском районе.

Через онлайн-банк увели 96 000 рублей

А вот как она защищает граждан во Владивостоке. У Галины Балашовой 16 мая прошлого года со сберкнижки неизвестные сняли 217 тысяч и перекинули на ее карточку. Она это увидела, когда через онлайн-банк стала платить за телефон. На карточке тогда было около 100 000 рублей, без малого 96 000 рублей бесследно исчезли.

Когда она стала разбираться, банк ей ответил:

«По факту вашего обращения была проведена проверка документов, в ходе которой установлено, что 16.05.2015 г. ваш счет был закрыт посредством услуги «Сбербанк-онл@йн». Денежные средства были переведены на счет вашей банковской карты. Через услугу «Сбербанк-онл@йн» была осуществлена операция перевода денежных средств со счета вашей банковской карты №... на счет банковской карты Клиента ОАО «Сбербанк России» № 5469***6638».

Тут обратим внимание, что номера нашей читательницы мы не светим специально, а вот номер карты, на которую уплыли 95 900 рублей ей не выдали, зашифровав его звездочками. Интересно, как Сбербанк послал жалобщицу:

«Обращаем ваше внимание, что 16.05.2015 г. вход в систему «Сбербанк-он- л@йн» осуществлялся с вводом корректного идентификатора пользователя и постоянного пароля через SMS сообщение на номер: 8-924-320-30-05.

В связи с вышеуказанным информируем, согласно п. 3.1.6. Условий использования банковских карт..., держатель карты несет ответственность по операциям, совершенным с использованием ПИН-кода... паролей. Держатель обязуется хранить в недоступном для третьих лиц месте и не передавать другим лицам… и пароли. Держатель карты несет ответственность по операциям, совершенным в сети интернет с использованием полученных паролей. Использование идентификатора пользователя, постоянного пароля при совершении оспариваемых операций, свидетельствует о том, что условие о неразглашении держателем было нарушено.

Для возврата оспоренной суммы и урегулирования сложившейся ситуации рекомендуем обратиться в правоохранительные органы»...

А при чём здесь банк?

В общем, если у тебя с карточки сняли без твоего ведома деньги, по смыслу ответа, виноваты не сотрудники сбербанка, среди которых мог бы затесаться вор, и не сам Сбербанк, который не защитил клиента от, например, воровства его данных при использовании троянских программ в интернете. Виноват сам клиент банка, который, иначе никак не может быть с точки зрения банка, разгласил свои ПИН-коды, пароли и прочие атрибуты попадания на его карту. Ответ выдал Дьяченко Андрей Евгеньевич 23 декабря 2015 года.

По совету банка Галина Тихоновна обратилась в полицию. Сначала ей из полиции ничего не приходило, потом она пишет жалобу. Выходит «Постановление о полном удовлетворении жалобы», выданное заместителем прокурора Ленинского района г. Владивостока Половченей А.С. Зам прокурора пишет:

«02.06.2015 г. в ДЧ ОП № 1 по г. Владивостоку поступило заявление Балашовой... 12.06.2015 г. оперуполномоченным… Харьковским… вынесено постановление об отказе в возбуждении уголовного дела за отсутствием события преступления. Изучение материалов проверки показало, что указанное решение об отказе в возбуждении уголовного дела вынесено преждевременно, без исследования всех обстоятельств...»

19 января прокуратура отменила постановление Харьковского, 22.01.2016 г. следователем Лимоновой вынесено постановление о возбуждении уголовного дела. В общем, преступление произошло 16 мая 2015 г., а уголовное дело возбуждают только 22 января 2016 года. Не удивительно, что дело было приостановлено в связи с отсутствием обвиняемого. Это произошло 22 марта этого года.

Мы созвонились с Евгенией Дубовик, экспертом сектора маркетинга и коммуникаций Владивостокского Сбербанка. Она не поняла, какие вопросы могут быть к банку. Деньги были защищены тремя уровнями защиты – три пароля, один из которых высылается единожды на телефон клиента.

Я возразила, что есть троянские программы, которые позволяют просматривать телефон и компьютер через интернет. Она все равно не поняла – деньги украли какие-то злоумышленники, это вопрос к правоохранительным органам. При чем здесь банк?

Я задала вопрос в лоб, если интернет-приложения небезопасны, если их можно взломать, может, перестать предоставлять такую услугу?

Она ответила, что, в таком случае, надо вообще весь интернет запретить, почту, например. Я ответила, что по почте прочитают твои сообщения, и тебе будет неприятно, а уведут сто тысяч... В общем, к пониманию мы с ней так и не пришли. Ясно одно, что услуги Сбербанка небезопасны и они в свое соглашение добавили пункт, согласно которому, если исчезают деньги, отвечает не банк, а клиент, потому что априори считается, что разгласил информацию.

Есть и другой момент. Полиция, походу, вообще решила наплевать на это дело. В момент, когда было известно, на какой счет ушли деньги, вместо того, чтобы устанавливать владельца карты, пытаться их вернуть, они просто закрыли дело, видимо, наслушавшись от банка, что если у клиента пропали деньги, он виноват сам.

Хакеры-преступники – народ неуловимый, но если по горячим следам их можно было поймать, то спустя полгода это сделать уже затруднительно. Особенно если приостановить дело в связи с отсутствием обвиняемого.

Анастасия Попова, рисунок: cartoon.kulichki.com