Обращение Совета при Президенте Российской Федерации по развитию гражданского общества и правам человека к Генеральному прокурору Российской Федерации Ю.Я. Чайке
Уважаемый Юрий Яковлевич!
В последние дни из Краснодарского, Пермского, Приморского краев, Оренбургской, Пензенской, Ростовской областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга, других регионов России нескончаемым потоком к нам в Совет идут обращения руководителей некоммерческих организаций с жалобами на ничем не мотивированные массированные проверки со стороны органов прокуратуры. В некоторых случаях проверяющие ссылаются на указание Генеральной прокуратуры РФ проверить, как НКО исполняют федеральный закон о противодействии экстремистской деятельности. Однако такое объяснение выглядит странным и непонятным, если учесть, что к проведению проверок нередко привлекаются представители пожарной, налоговой, трудовой и других инспекций. В некоторых случаях прокуроры не предоставляют копии распоряжений о проведении проверок и никаким иным образом не обосновывают свой визит.
В соответствии с требованием федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» основанием для проведения проверок является наличие информации о фактах нарушения законов, требующих принятия мер прокурором. Просим Вас сообщить, действительно ли в органы прокуратуры поступила информация о причастности сразу десятков, если не сотен, подвергаемых проверке организаций к осуществлению экстремисткой деятельности, либо массовое проведение проверок некоммерческих организаций имеет какое-то иное объяснение и мотивы? Создается впечатление, что задачей проверок является найти у НКО хоть какие-нибудь нарушения: просроченный огнетушитель, отчет о командировке, подшитый не в ту папку и др. В результате накопится информация для отчета о проверках, и нарушители закона будут выявлены и наказаны. Мы, члены Совета при Президенте Российской Федерации по развитию гражданского общества и правам человека убеждены, что реально бороться с экстремизмом и «кошмарить» законопослушные НКО – далеко не одно и то же. Мы убеждены в неприемлемости практики, когда показателем деятельности проверяющих органов служит не результат, а число проверок и выявленных мелких огрехов.
В этой связи мы полагаем необходимым в ближайшее время провести специальное заседание Совета, на которое пригласить руководителей Генеральной прокуратуры РФ для обсуждения методов и результатов проводящихся в настоящее время массированных проверок НКО. Это будет конкретным ответом на слова президентского Послания 2012 года о том, что «необходимо ввести публичную отчетность контрольно-надзорных органов об итогах проверок, а также о затраченных на их проведение финансовых и людских ресурсах, и сразу будет видно, какая проверка чего стоит, и вообще нужна ли она была».