СТАЛА ОЧЕВИДНОЙ ФАЛЬСИФИКАЦИЯ ДЕЛА
2013 год в судьбе Виктора Васютина стал знаковым. Судебной коллегией по уголовным делам Приморского краевого суда постановление Ленинского районного суда изменено – уголовное преследование в отношении Васютина прекращено в связи с отсутствием события и состава преступления. Торжество справедливости стало итогом восьмилетней борьбы маэстро с несправедливостью Фемиды.
Творческий путь, случается, усеян розами, но, как известно, в розах есть шипы. Талант порою встречает на пути зависть и преграды. Такие испытания, через которые довелось пройти знаменитому маэстро Виктору Васютину, выпадают не многим. Кляузы, сплетни, заключение под стражу, оправдание и вновь необоснованное уголовное преследование выпали на его долю.
Однако испытания не смогли сломить первозданного очарования искусством танца. И тернистый путь был увенчан успехом. Подлость и преграды не помешали Васютину сделать из своих учеников артистов балета, которые танцуют на знаменитых сценах мира. Виктор Васютин оставался тверд в своем убеждении, что «гений и злодейство» не совместимы. Упорство и неисчерпаемая вера в торжество божественной справедливости сыграли свою роль.
Тернистый путь
Мечта постигнуть искусство танца не оставляла Виктора Васютина с детских лет. Деревенский паренек искренне жаждал войти в мир богемы. Фортуна всегда улыбается смелым и целеустремленным. В 1958 году молодого талантливого хореографа заметили и пригласили в Спасск-Дальний, чтобы возглавить танцевальный коллектив при Доме культуры. С небольшого провинциального городка и началось его вхождение в богемный мир танца.
Выступления танцевального коллектива имели огромный успех. Трудолюбие и талант помогли молодому хореографу постигать искусство танца стремительно. Выступления танцевального коллектива проходили с аншлагом. И вскоре ансамбль танца обрел успех. Дарование Виктора Васютина оценили в провинциальном городке Спасске и за его пределами.
Признание маэстро пришло во время одного из концертов, проходивших в Уссурийске. Зритель, несмотря на свою далекость от хореографического искусства, чувствует фальшь – его не обманешь. И зал рукоплескал молодому коллективу Виктора Васютина. Молва о танцевальном коллективе шла повсюду – ее невозможно было удержать, как птицу в клетке.
В 1963 году в свет вышел фильм под названием «Мы из Спасска», посвященный юным дарованиям из ансамбля танца Виктора Васютина.
В этом же году Виктор Васютин покинул Приморье, потому что им овладевало желание учиться, чтобы воплотить полет души и свой талант на самом высоком уровне. Он оставил все, чтобы поехать учиться в Ленинградское хореографическое училище имени Вагановой.
Виктор Васютин желал воплотить свои порывы души и страсть к танцу в грациозные движения профессионального балета. Он поступил на педагогическое отделение училища.
Удача сопровождала Виктора Васютина и в Ленинграде. Он снялся в фильме-балете П.И. Чайковского «Спящая красавица», который поставил режиссер Юрий Дудко. У него впереди намечались блестящие перспективы остаться в Ленинграде в качестве педагога-хореографа. Но он оказался неумолимым в своем желании возвратиться в Спасск-Дальний, к танцевальному коллективу с которого начался его творческий путь.
Через четыре года он вернулся в Спасск-Дальний, откуда началось его вхождение в мир хореографии. И вновь к молодому хореографу пришел успех. Он нахлынул сразу, как только Виктор Васютин со всем рвением приступил к репетициям танцевального ансамбля в Спасске-Дальнем.
Профессиональная студия бального танца, которую возглавил Васютин, в 1968 году в Уссурийске была удостоена признания и награды. Танцевальный коллектив отправили для участия в школьной олимпиаде в Москву. Маэстро со своими учениками покорил и столицу. Произведя фурор, хореографический коллектив Васютина занял призовое место.
Никто из состава комиссии и зрителей не мог предполагать, что из Приморья, где растет дремучая тайга, где балетное искусство еще не получило широкого развития, может приехать танцевальный коллектив с таким высоким уровнем хореографии. Но хореографический коллектив из Спасска-Дальнего имел успех в столице. После возвращения в родной город Васютин со своим коллективом много гастролировал по Приморью.
– Мы объехали почти все Приморье, – рассказывает Виктор Васютин. – В 1969 году меня и моих воспитанников отправили в пионерский лагерь Артек. Появилась идея создать еще один фильм под названием «Мы тоже из Спасска». Но идею воплотили в жизнь частично, поскольку главный режиссер фильма умер, успев смонтировать лишь часть отснятых кадров. Этот смонтированный фильм в то время шел по одному из телеканалов. В этом же 1969 году меня пригласили во Владивосток, чтобы открыть балетную студию.
Шипы в розах
Виктор Васютин начал детскую хорео-графическую студию в районе Второй Речки. В детский коллектив вошли воспитанники его старшей группы из Спасска. Васютин с одухотворением взялся за дело – создавал в студии уют, атмосферу почитания искусства, погружения в стихию танца.
И результат не замедлил себя ждать – ученики с нетерпением ожидали очередного занятия, выступали на многих мероприятиях. И опять о школе заговорили. Многие родители желали, чтобы дети обучались в хореографической школе Васютина. Но поскольку для занятий профессиональным танцем необходимы определенные природные данные, то Васютин отбирал в студию тех, у кого есть способности.
Хореографическая студия Васютина считалась образцовой. О ней говорили, ее посещали гости из других городов. Однажды, как вспоминает маэстро, приезжал посол с женой. Побывала в школе и дала ей высочайшую оценку министр культуры РСФСР Екатерина Фурцева. Оценив талант маэстро, Екатерина Фурцева в ответ на предложение Васютина создать во Владивостоке театр оперы и балета ответила согласием. Но в то время этой грандиозной мечте не удалось сбыться.
– Мечта осуществляется сейчас, – говорит Виктор Васютин, – спустя много лет после нашего разговора с Екатериной Фурцевой, во Владивостоке наконец-то откроется театр оперы и балета. А тогда, в 60-70-е годы, я погружался в работу, одержимый мыслью создать в Приморье мощную балетную школу.
Окружающие восторгались неуемной энергией и огромным потенциалом Виктора Васютина. Но как только к маэстро пришла слава – на пути возникли завистники. Они строчили анонимки и кляузы.
После визита Фурцевой школу начали лихорадить проверки народного контроля. Они проходили одна за другой, но никаких нарушений не находили.
Летом 1982 года после постановки балета «Щелкунчик» на Васютина надели наручники.
– Я тяжело переживал не заслуженное мною заключение, – вспоминает Виктор Васютин. – Кроме искреннего желания создать балетное искусство в Приморье, я не знал ничего, что могло послужить поводом для обвинения.
Меня обвиняли в даче взятки в виде посылок с консервами, которые я отправлял в Ленинград девочкам-продавщицам из специального магазина. Они обеспечивали моих воспитанников пуантами. И я считал своим долгом отблагодарить их.
В то время говорили еще о каких-то дверях, которые на самом деле подарил мне директор фанерного завода, поскольку мы ремонтировали здание, в котором располагалась студия. В СИЗО города я провел несколько месяцев, будто преступник.
Но дело, которое пытались шить белыми нитками, лопнуло в один прекрасный момент, когда в газете «Правда» опубликовали огромную статью в мою защиту. После выхода публикации в редакцию пачками приходили письма. Потом мне их передавали. Подлые методы, направленные против меня, развенчали. После публикации в «Правде» меня вызвали в районную прокуратуру и сняли обвинение в даче взятки.
Бывший первый секретарь Приморского райкома КПСС Ломакин по одному из телеканалов просил прощения за мое несправедливое осуждение. Вот только мне пришлось начинать почти все с нуля.
Присоединение хореографической школы к ДВГУ
Выйдя из тюрьмы оправданным, Васютин создал большой танцевальный коллектив во Дворце пионеров. А спустя некоторое время, в 1994 году, появились блестящая перспектива. При поддержке Виктора Черепкова маэстро открыл Краевую хореографическую школу искусств. Горожане называли ее в свое время Храмом красоты.
Окрыленный исполнением своих заветных желаний, Виктор Васютин превратил выделенное для школы здание в настоящий дворец. Основное направление школы – конечно, балетное мастерство. Но в перечень занятий входили и другие дисциплины, которые гармонично развивали учеников.
Балетное искусство при завидной настойчивости и неутомимой энергии маэстро к настоящему времени могло бы достигнуть небывалых высот, если бы не административная реформа, набиравшая в то время обороты в стране, и связанные с нею события…
Реформа предполагала изменение статуса хореографической школы – что администрация Приморского края должна была передать ее на муниципальный или другой уровень. После переговоров школу включили в состав ДВГУ под начало ректора Курилова.
Первоначально при проведении реформы никаких претензий у ректора ДВГУ не имелось, он полностью соглашался на условия Васютина. Васютин принципиально настаивал на том, что обучение хореографии должно быть бесплатным.
– Какое же это искусство, если обучать балету на платной основе? – говорит Виктор Васютин. – В таком случае школу наводнят абсолютно бездарные дети, родители которых просто-напросто платежеспособны и готовы отдать любые деньги, чтобы дитя занималось грациозным искусством.
Но в том-то и дело, что занятия профессиональным балетом для ребенка, который не имеет природных данных, даже вредны – при желании, безусловно, можно заниматься в танцевальном кружке, но не профессиональным балетом.
И к тому же часто случается, что именно талантливые дети – из небогатой семьи: введение оплаты катастрофически бьет по кошельку их родителей, которые не могут оплачивать за обучение.
Курилов в момент присоединения хореографической школы к ДВГУ перед иконами поклялся, что не допустит чего-либо плохого в отношении хореографической школы, но получилось все наоборот.
Именно с переходом хореографической школы под крыло ДВГУ начались проблемы. Губернатор при передаче школы ДВГУ тоже поставил условие добиться федерального бюджетного финансирования. Но алчность некоторых лиц, покусившихся на школу, оказалась превыше благих намерений.
В декабре 2004 года приказом по университету в хореографическом училище было введено платное обучение. Многие дети сразу же покинули школу, потому что финансовая нагрузка для их родителей оказалась невыносимой ношей. Несмотря на природный талант и данные многие дети лишились возможности обучаться профессиональному балету.
Бескомпромиссность маэстро, который восстал против такого поворота событий, отстаивая бесплатное обучение, стала поперек горла руководства ДВГУ.
Ну, а поскольку у ректора ДВГУ большой юридический опыт, то с маэстро решили расправиться при помощи Фемиды. Они, очевидно, уже поняли, что Васютин с его взглядами и оппозиционным настроем, с которым отстаивал школу и талантливых учеников, не вписывается в их коммерческие интересы. Потому решили пропустить маэстро через судебную мясорубку.
И началась травля.
Предательство
Сначала, не согласившись с введением платного обучения, возмущенные родители обратились в прокуратуру Ленинского района города Владивостока. И в декабре 2004 года получили ответ о незаконности принуждения к заключению договора о платном образовании. Они решили обратиться в суд.
Проректор, как позже рассказывали родители, на собрании родителей, когда поднимался вопрос о незаконности введения оплаты, сказал, что их обращения окажутся бесполезными, потому что повсюду, в прокуратуре и в судах, работают выпускники ДВГУ – юристы.
Но вскоре всем стало не до рассмотрения жалоб по поводу оплаты в хореографической школе, потому что внезапно нахлынули другие события, шокировавшие всех…
В конце января руководству ДВГУ поступило заявление от матери Ярослава Примачева, которая писала, что Васютин якобы избил ее сына. Васютина вызвали «на ковер».
Маэстро объяснил, что такого никогда не было, что имело место увещевание в знак укоризны, когда он прикоснулся к голове Ярослава, чтобы пожурить за то, что мальчик пинает ногой девочку.
Дело в том, что маэстро увидел, как его ученик пинает ногой девочку, которая, устав после репетиций, легла возле раздевалки прямо на полу. «Никакого избиения не было», – утверждал маэстро.
После написания объяснительной Васютин разговаривал с мамой Ярослава Примачева. Они разобрались в том, что случилось на самом деле. Ярослав подтвердил правдивость слов маэстро, сказав, что ничего криминального не было и Васютин его не избивал.
Позже выяснится, что зачинщицей всего стала завхоз Косточкина, которая, очевидно, преследуя корыстные цели, позвонила по телефону маме Примачева, якобы об избиении ее сына, оговорила Васютина.
Казалось бы, объяснениями мамы Ярослава и маэстро должно бы все окончиться. Но не тут-то было – дальше события развивались, по-видимому, по сценарию, который нужен был руководству ДВГУ, чтобы свести с Васютиным счеты.
Заявление в отношении Васютина легло на стол прокурора. Но его автор не родительница, а непосредственно сам ректор Курилов. Следователь Овсянников начал расследование. Одна за другой появлялись кляузнические бумаги против Васютина. В отношении Васютина шили уголовное дело.
Эмоциональная нагрузка оказалась слишком тяжелой, и это отразилось на здоровье Виктора Васютина. Он ушел на больничный. Но почему-то, в разрез с законом, именно тогда, когда Васютин находился на больничном, его уволили из ДВГУ.
Восемь лет уголовного преследования маэстро
В итоге – восемь лет уголовного преследования Виктора Васютина. В деле не было ни единого медицинского документа о нанесении телесных повреждений потерпевшему Ярославу Примачеву. В основе обвинения лежали показания ключевого свидетеля, якобы очевидца Ильи Косточкина.
В 2005 году Ленинский районный суд в составе председательствующей судьи Зайцевой вынес приговор о признании Васютина виновным по п. «а» ч. 3 ст. 286 УК РФ.
Васютин В.Ф. подал на приговор суда кассационную жалобу. Судебная коллегия по уголовным делам Приморского краевого суда отменила обвинительный приговор и отправила дело на новое рассмотрение в тот же суд.
Но по представлению заместителя прокурора Приморского края Богомолова кассационное определение судебной коллегии по уголовным делам Приморского краевого суда отменили. И в 2006 году при новом кассационном рассмотрении приговор, вынесенный судьей Зайцевой, вступил в силу.
Васютина освободили от отбывания наказания по амнистии. Но наложили запрет на его профессиональную деятельность.
После этого были пройдены все вышестоящие судебные инстанции, вплоть до Верховного суда РФ. И лишь через восемь лет заместителем председателя Верховного суда А.Я. Петраченковым уголовное дело было передано на новое рассмотрение в суд надзорной инстанции – в Президиум Приморского краевого суда.
Президиум Приморского краевого суда отменил обвинительный приговор Васютина от 2005 года. И теперь уже тот же самый прокурор Богомолов настаивал на новом рассмотрении дела в суде первой инстанции, как этого требовал краевой суд еще в 2005 году. Потребовалось восемь лет, чтобы дело отправили на новое рассмотрение.
В 2012 году поворотным моментом в судебном заседании по уголовному делу в отношении Васютина стало выступление в суде ученика маэстро, Ильи Косточкина. На его показаниях строилось обвинение. Но при новом рассмотрении дела Илья Косточкин дал показания, что не видел, как Васютин бил Примачева.
Допрос в суде Ильи Косточкина при повторном рассмотрении дела прозвучал, как гром среди ясного дня. Прокурор просила огласить показания Ильи Косточкина на предварительном следствии и в судебном заседании. Показания огласили. Вот только сам Илья Косточкин сказал, что он не давал вообще никаких показаний ранее в судебном процессе и следователю. Он настаивал, что и на предварительном следствии очерняющих маэстро показаний, которые были зачитаны, не мог давать вообще, потому что такого никогда он не видел, и всё написано не с его слов. Ознакомившись с зачитанными протоколами, Илья Косточкин сказал, что подпись под протоколом его допроса на предварительном следствии не принадлежит ему.
Адвокат Любарская в беседе со мной по телефону подтвердила, что Илья Косточкин показаний в суде не давал, что показания были якобы записаны в ходе следствия. На мой вопрос, каким образом показания Косточкина оказались в протоколе судебных заседаний (и перешли в обвинительный приговор 2005 г.), в которых она на тот момент осуществляла защиту Васютина, адвокат Э. Любарская ответить не смогла: она перешла к хвалебным речам в адрес Васютина.
Прокурор была вынуждена просить о прекращении уголовного дела в связи с отсутствием состава преступления на том основании, что Васютин В.Ф. не являлся должностным лицом, а также в связи с отсутствием заявления потерпевшего по ст. 116 УК РФ и на основании непричастности Васютина к преступлению. Сторона защиты согласилась с прокурором, поскольку пункт «непричастность» дает основание для реабилитации Васютина.
Но судья Николаенко вынесла решение о том, что уголовное преследование в отношении Васютина прекращено на основании отсутствия заявления потерпевшего, убрав основание «непричастность». Основание прекращения уголовного преследования оказались далеки от полной реабилитации, хотя в постановлении Ленинского районного суда говорится «с правом реабилитации».
Такая постановка вопроса Васютина и его защитников не устраивала. Они обжаловали постановление Ленинского районного суда от 20.12.2012 года. Васютин требовал признать его право на реабилитацию в полном объёме.
Его защитники напомнили суду, что для фабрикации показаний Ильи Косточкина необходим был сговор участников процесса. И государственный обвинитель был вынужден заявить о прекращении уголовного дела, потому что пришел к убеждению, что представленные в суде доказательства не подтверждают предъявленное подсудимому обвинение, что уголовное дело в отношении Васютина является необоснованным и незаконным.
Защитники Васютина утверждали, что в суде не дано никакого анализа показаниям допрошенных свидетелей (особенно показаниям ключевого свидетеля обвинения Ильи Косточкина, после показаний которого обвинение лопнуло, стала очевидной фабрикация материалов уголовного дела в отношении Васютина и протоколов судебного заседания по его делу).
Победа
При кассационном рассмотрении суд постановил, что согласно написанному в постановлении о прекращении уголовного дела, мотивом отказа государственного обвинителя от обвинения является то, что данное обвинение не подтвердилось.
Суд изменил постановление Ленинского районного суда от 20.12.2012 года в части оснований прекращения уголовного преследования Виктора Васютина. Уголовное дело, согласно решению судебной коллегии по уголовным делам Приморского краевого суда, прекращено за отсутствием события и состава преступления.
Поздравляем адвоката Мамонтову Алису Алексеевну и защитников наряду с адвокатом Демичеву Татьяну Петровну и Довганюка Петра Михайловича, которые помогли Виктору Васютину добиться пересмотра, а впоследствии прекращения уголовного дела с правом полной реабилитации маэстро, которому довелось пережить эту судебную мясорубку. Поздравляем Виктора Васютина с полной победой, к которой он шел упорно и с нерушимой верой в торжество справедливости. Желаем новых творческих начинаний и исполнения заветных желаний.