Прощение долгов странам СНГ и Дальнего зарубежья может стать непосильной ношей для российской экономики
Накануне стало известно, что Россия простит Кубе 90% долга времен СССР общим объемом 32 млрд долларов. Оставшиеся 3,2 млрд долларов долга Гавана выплатит в течение 10 лет.
По оценке Минфина, за последнее десятилетие Россия списала долгов (преимущественно советских) на десятки миллиардов «зеленых». Только африканским странам простили около 20 млрд долларов долга.
После падения «дружественных режимов» Каддафи и Хусейна Москва недосчиталась еще около десятка млрд долларов, в основном в счет поставок оружия. Огромные суммы были списаны Сирии.
На этом фоне наша страна предоставляет щедрые «интеграционные скидки» на поставки энергоресурсов своим ближайшим соседям – Белоруссии, Армении. Делая широкие финансовые жесты на мировой арене, сама Россия тем временем все ближе к дефолту.
Бюджет трещит по швам, экономика замедляется. При этом тарифы для населения непрерывно растут.
Оплачивать имперские амбиции Кремля россиянам приходится из своего кармана.
На днях Минфин опубликовал долгосрочную стратегию развития страны, из которой явствует, что бюджету РФ, даже при сохранении нынешних высоких цен на нефть, до 2020 года не хватит порядка 10 трлн. рублей для финансирования всех государственных обязательств. В случае сокращения бюджетных поступлений эта финансовая дыра может оказаться еще больше.
Эксперты Минфина приводят ряд факторов, несущих дополнительные риски для бюджетной системы страны, включая обязательства по пенсиям, возможное падение доходов от экспорта сырья, сокращение поступлений от налогов. Основные риски заключаются в том, что темпы роста экономики неуклонно замедляются – до 2030 года они не превысят 2,5%.
В результате снижения поступлений ближайшие три года бюджет РФ будет оставаться дефицитным, а сам дефицит будет покрываться в основном за счет госзаймов (в основном внешних), которые станут фактически единственным источником его финансирования. В итоге госдолг вырастет с 12% от ВВП в нынешнем году до 18,2% ВВП к 2030 году.
В этом смысле «аттракцион небывалой щедрости», проявляемый Москвой к своим бывшим союзникам по соцлагерю, не может не впечатлять. Причем если в случае с Кубой речь идет фактически о невозвратном советском долге (учитывая бедственное экономическое положение Острова Свободы), то в других случаях Россия прощает другим странам обязательства, которые вполне могли быть выполнены.
Недополученные средства можно было бы направить на реанимацию нашей загибающейся промышленности или на финансирование дешевых кредитов для малого бизнеса.
Буквально в этом году Москвой были прощены почти 500 млн долларов долга Киргизии, от которой мы ничего не получили взамен, кроме того что Бишкек принял решение о закрытии базы США «Манас» и кроме продления сроков размещения российской военной базы.
Также на днях существенную скидку на российский газ и нефтепродукты получила Армения – об этом было объявлено во время визита президента Путина в Ереван. Объем предоставленной скидки оценивается в 140 млн долларов.
К тому же продолжается давний торг между Москвой и Киевом о предоставлении Украине экономических преференций в обмен на лояльность Кремлю.
«Эта система мышления унаследована от времен «холодной войны». Мы поддерживаем режимы в том числе путем списания долга, предоставления скидок на энергоносители в обмен на их поддержку (преимущественно на словах) в нашем противостоянии с Западом.
Все это оборачивается недоразвитостью нашей собственной страны, ростом тарифов для населения. Вместо того чтобы идти на строительство так не хватающих в России дорог, больниц, повышение качества жизни, эти деньги идут на покупку мифа о мировом величии России», – сказал «НИ» политолог Дмитрий Орешкин.
При этом сама Россия все глубже залезает в долги. По оценке Центробанка, с начала года внешний долг РФ вырос на более чем 83 млрд долларов – с 636,4 млрд до 719,6 млрд в американской валюте.
По данным ЦБ, из этой суммы примерно 63,3 млрд долларов внешним кредиторам должны государственные органы управления (рост долга за отчетный период составил 16,3%).


«В сочетании с политикой прощения долгов другим странам, предоставлением необоснованных «интеграционных скидок» той же Белоруссии (в результате чего бюджет РФ ежегодно недосчитывается 5 млрд долларов), все это открывает нам дорогу к ситуации под названием дефолт», – резюмирует г-н Орешкин.
 «За последние годы Россия стала лидером среди стран G8 по количеству списанных долгов. Широту русской души можно рассматривать как попытку приобрести новых геополитических союзников, но зачастую ставка на ту или иную страну обходится нашей казне в кругленькую сумму.
Даже с учетом менее болезненного выхода из кризиса на фоне других стран положение России сложно назвать завидным: инфляция и безработица продолжают расти, бюджет по-прежнему остается дефицитным, промышленность растет на 0%, а на залатывание дыр в федеральной казне приходится занимать накопительную пенсию граждан», – сказала «НИ» первый вице-президент общероссийской общественной организации «Российский клуб финансовых директоров» Тамара Касьянова.
Впрочем, президент Гумилевского клуба Павел Зарифуллин в беседе с «НИ» высказал предположение, что подобная щедрость сулит России выгоды в будущем. «Мы наблюдаем, как заурядная в прошлом Российская Федерация на наших глазах снова превращается в империю, а для нее свойственно больше отдавать, чем брать. Разумеется, не безвозмездно.
По факту списания долга Гаване, согласно планам Минобороны, мы вернем на Кубе свое военное присутствие. Когда говорят, что у России нет денег на поддержание своего статуса в мире, не следует забывать, что у нас основные ресурсы и полезные ископаемые мира. Денег в стране много, важно, чтобы они расходовались в соответствии с национальными интересами.
Усиление российского влияния при неизбежных тратах в начале этого процесса в дальнейшем сулит значительные экономические выгоды благодаря сотрудничеству со странами, на которые мы сейчас тратим часть своих личных доходов», – считает г-н Зарифуллин.
Схожее мнение в беседе с «НИ» высказал и профессор кафедры внешнеполитической деятельности России факультета национальной безопасности РАНХиГС Александр Михайленко.
«Вопрос об «интеграционных скидках» следует разделить на действительно интеграционные экономические меры и мероприятия геополитической направленности.
Что касается Кубы, то это в большей степени объясняется геополитическими устремлениями России. Она в прошлые 20 лет своей независимости утеряла влияние в мире, сейчас его восстанавливает, и такая политика требует вложения средств. Они наверняка окупятся и политически, и экономически. Так поступают все великие державы.
Что касается интеграционных мер в отношении Киргизии, Армении, Украины, то все эти страны (первые две уже реально, а третья – потенциально) могут активно участвовать в формировании Евразийского экономического союза.
Развитие региональной интеграции – это объективная потребность в современном мире. Она предусматривает в том числе и более экономное и эффективное использование общих ресурсов», – заявил Александр Михайленко.
Другие экономисты, впрочем, склонны придерживаться более прагматичной оценки.
«Откровенно говоря, Россия не может себе позволить подобные широкие жесты. Особенно имея уже согласованный дефицитный бюджет и предполагая, что будут еще дополнительные сокращения за счет населения – например, опережающий рост тарифов.
Все это делается ради поддержания политического статуса России в качестве большого и надежного соседа, но цена этой репутации год от года становится только выше. Естественно, что за все скидки на газ, списания долгов и прочие красивые шаги заплатят сами россияне тем или иным способом», – сказала «НИ» аналитик Международного финансового центра Анна Линевская.
Очевидно, что оборотной стороной проявляемой Кремлем щедрости является рост тарифов для собственного населения и усиление фискального гнета на бизнес.
«Ведомства уже заявляют, что тарифы на ЖКХ, газ и бензин вырастут опережающими темпами в следующем году. На фоне предоставления скидки для Белоруссии, Армении можно смело утверждать, что за дешевый газ для многих импортеров платят россияне из собственного кармана.
Все списанные средства и «особые условия» для торговых партнеров правительство могло бы направить на развитие промышленности и науки, повышение качества услуг и, главное, уровня жизни собственных граждан. Развитие производства не только позволило бы создать новые рабочие места, но и повысить ВВП и слезть с нефтяной иглы», – отмечает Тамара Касьянова.