Несмотря на глобальный экономический кризис, 2020 год оказался богатым на первичные публичные размещения (IPO). На биржу вышли 216 компаний, которым удалось привлечь $ 78,1 млрд. Среди российских компаний «выстрелил» Ozon: отечественный онлайн-ритейлер смог привлечь $ 990 млн. Кто сможет повторить этот успех?
Составим список самых ожидаемых российских IPO 2021 года.
Segezha Group. Крупный игрок в лесной промышленности, производящий разнообразную продукцию из дерева; входит в холдинг АФК «Система». О планах провести IPO Segezha Group сообщил в ноябре 2020 года президент АФК «Система» Владимир Чирахов. Толчком могло послужить «дорогое» IPO одного из ключевых активов АФК «Система» — Ozon. По нашим прогнозам, Segezha Group вряд ли сможет повторить этот успех, что вовсе не означает, что IPO будет провальным.
ivi. Лидер на российском рынке онлайн-кинотеатров, занимающий по итогам первого полугодия 2020 года 23%. Видеосервис планирует провести IPO в первой половине 2021 года на американской бирже NASDAQ. Шансы на успех высоки: на старте пандемии аналитики оценивали стоимость компании в $ 700–800 млн, но видеосервисы — самые быстрорастущие медиаактивы, и распространение коронавируса только усиливает положительную динамику сегмента. Выручка ivi в первом полугодии 2020 года выросла на 58% по сравнению с аналогичным периодом 2019 года — до 4,3 млрд руб.
«ВкусВилл». Сеть магазинов «ВкусВилл» планирует размещение на Нью-Йоркской и Московской биржах. Компания очень успешно масштабируется как в офлайн-, так и в онлайн-формате. Стоит сказать, что за время пандемии и карантина компания увеличила оборот онлайн-торговли с 1 до 15% и вошла в пятерку крупнейших продуктовых онлайн-ритейлеров в России. Кроме того, компания стремится завоевать свою долю на рынках западных стран и даже в Китае, что говорит о правильно выбранной бизнес-модели, рассчитанной на успешное существование на различных рынках.
Fix Price. Российская сеть магазинов с фиксированными ценами планирует размещение на Московской и Лондонской биржах в первой половине 2021 года. В 2019 году выручка компании составила 142 млрд руб. EBITDA — 27,2 млрд руб., чистая прибыль — 13,2 млрд руб. Fix Price — дискаунтер, и успех такой модели бизнеса во время кризиса имеет очевидные экономические обоснования. Поэтому неудивительно, что владельцы компании считают 2021 год подходящим временем для IPO. Компания оценивает свою капитализацию в $ 6 млрд. По некоторым оценкам, компания планирует разместить 10–25% акций и привлечь в ходе IPO $ 600–900 млн. На сегодняшний день в торговой сети более 4000 магазинов в России и ближнем зарубежье.
Похоже, в этом году риска делистинга публичных российских компаний нет.